«Советский фэн №1». Памяти Завгара (31 фото)
Писатель и журналист, создатель первого советского фэн-клуба Борис Александрович «Завгар» Завгородний родился 20 октября 1952 года в Сталинграде (с 1961 г. – Волгоград).
Отец его был чугунолитейщиком, мать – работницей. У отца было 4 класса образования, у матери – 7. Через некоторое время после рождения сына родители разошлись, поэтому основную роль в воспитании Бориса и его сестры Натальи (1949 г.р.) сыграла мама – Анна Федотовна Соколенко.
В 1960 году Завгородний пошёл в школу, где, впрочем, не проявил особого интереса к учёбе. Со 2-го полугодия 8-го класса он перестаёт посещать занятия, но, несмотря на это, получает аттестат о среднем общем образовании.
Лет с 9-10 Борис начал увлечённо читать и собирать книги зарубежных и отечественных фантастов: Ж. Верна, В.А. Обручева, Л.И. Лагина, А.П. Казанцева и др.
В 1968 году он устраивается учеником токаря на Волгоградский инструментальный завод. Но чтобы обеспечить себя, брался вообще за любую работу. За свою жизнь Борис сменил множество профессий: был токарем, острильщиком, киноварщиком, дворником, экскурсоводом, официантом, сантехником, литературным агентом, «челноком»-торговцем и даже издателем.
Осенью 1970 года Завгороднего призывают в СА, из которой он демобилизовывается в начале 1973 года.
В 1970-е гг. он знакомится со Львом Фроловым и другими любителями фантастики и организует вместе с ними «чёрный рынок» сбыта любительских переводов фантастики. Затем, с лёгкой руки Фролова, Борис решает создать в Волгограде клуб любителей фантастики (КЛФ) — Завгородний обратился в Обком комсомола и там молодому рабочему пошли навстречу. Так 19 ноября 1981 года в волгоградском Доме молодёжи состоялось первое заседание клуба. Именно с момента этого собрания и ведёт свой отсчёт история КЛФ «Ветер времени», название которому предложил местный писатель-фантаст Геннадий Мельников — отсыл к книге американского учёного и фантаста Чэда Оливера. Председателем клуба единогласно избирают Завгороднего.
После основания «Ветра времени», статьи о нём то и дело мелькали на страницах региональной прессы. А Борис, тем временем, налаживает связи с другими клубами, как Советского Союза, так и ближнего зарубежья, знакомится с председателями и активистами других клубов — В. Борисовым («Гонгури», Абакан), М. Якубовским («Притяжение», Ростов-на-Дону), А. Лукашиным («Рифей», Пермь), редактором фантастики журнала «Уральский Следопыт» В. Бугровым (подробнее – здесь: Памяти Редактора) и библиографом фантастики И. Халымбаджей.
Сейчас на территории бывшего Союза насчитывается свыше 100 клубов любителей фантастики (КЛФ), объединяющих энтузиастов, для которых НФ-литература означает гораздо большее, чем просто "развлекательное чтение". И практически каждый из тысяч фэнов (в России ли, на Украине или, скажем, в Армении) знает Завгороднего, как основателя и бессменного руководителя КЛФ "Ветер времени", путешественника, издателя, корреспондента многих зарубежных писателей-фантастов, организатора фестиваля "ВолгаКон" и прочая, и прочая...
Слухи о Завгороднем, его потрясающей пробивной силе ходили самые что ни на есть фантастические: и что он масон, и что он агент КГБ, и даже что он инопланетянин. Что он, наконец, экстрасенс с мощнейшим биополем. Ну, а откуда же иначе у простого смертного столько энергии, сметающей, казалось бы, все преграды?
Как в "годы застоя" Борису практически в одиночку удавалось держать на себе клуб, отбиваться от чиновников и едва ли не демонстративно вести переписку со странами, ещё совсем недавно входившими в число "потенциальных противников"? И, вдобавок к этому, выпускать плакаты, брошюры, буклеты на "скользкую" и малопонятную фантастическую тему, пробивать публикации в местных газетах и поддерживать начинающих фантастов?
На самом же деле, всё обходилось без КГБ и инопланетян. Завгородний был человеком действительно увлеченным и благородным в своем энтузиазме. А ещё он хорошо знал ту среду чиновников-"главначпупсов", с которыми ему волей-неволей приходилось общаться.
Будучи по профессии рабочим одного из волгоградских заводов, Борис загонял чиновников в их собственные демагогические ловушки. Он как бы реализовывал на практике малореальную (но так необходимую "для отчетности") фигуру идеального рабочего, который после работы занимается ещё и "общественной работой".
Конечно, соглашаться со многими идеями Завгороднего хозяевам высоких кабинетов было трудно: в конце концов, он пропагандировал, превозносил и требовал внимания к той литературе, которая её читателей обязывала задуматься. Но отказывать Борису партбоссам было ещё трудней – как может КПСС отказать представителю её авангарда, рабочего класса?! Это была увлекательная, рискованная игра, подчас на грани фола, и любители фантастики от Риги до Магадана следили за Борисовыми победами с любопытством и уважением.
В 1982 году, на проходившем в Свердловске всесоюзном фан-фестивале «Аэлита», он предложил создать награду для писателей-фантастов и, после одобрения этой идеи, практически в одиночку в течение 3 лет занимается рассылкой анкет, составлением номинационных списков, изготовлением и покупкой призов.
Даже весной 1984 года (привет Дж. Оруэллу!) после выхода разгромной статьи в «Комсомольской правде» и появления записки отдела пропаганды ЦК КПСС «О серьёзных недостатках деятельности клубов любителей фантастики», Завгороднему каким-то образом удалось ускользнуть от лап Системы. Тогда по КЛФ страны прокатилась волна погромов, всевозможных проверок и комиссий. Не стал исключением и «Ветер времени», который был изгнан из Дома молодёжи, ему запретили печатать заметки в газетах, и к лету 1985 года «Ветер времени» был официально распущен.
И, хотя через полгода, на новогоднем заседании клуба, Завгородний сложил полномочия его президента, без дел он не остался – посещает практически все встречи любителей фантастики и продолжает вести активную переписку с советскими и зарубежными фантастами, с любителями фантастики всего мира. За что получает приз «Великое кольцо» – за вклад в развитие движения КЛФ.
Среди его адресатов были А. Азимов (подробнее – здесь: «Академик»), П. Андерсон, А. Ван Вогт (подробнее – здесь: Сектант-фантаст), Г. Гаррисон (подробнее – здесь: Миры Гарри Гаррисона), Э. Гамильтон (подробнее – здесь: «Звёздный король» «космической оперы»), Р. Желязны (подробнее – здесь: Рыцарь Теней), А. Кларк (подробнее – здесь: Великий Мечтатель. К 101-й годовщине со дня рождения Артура Кларка), М. Муркок (подробнее – здесь: Его Танелорн), А. Нортон (подробнее – здесь: Памяти Леди Фантастики), К. Саймак (подробнее – здесь: Земные и неземные Города «Старого Клиффа»), Ф. Герберт (подробнее – здесь: Он подарил нам Дюну), Р. Шекли (подробнее – здесь: Координатор Чудес – Роберт Шекли) и др. Он получает письма и посылки, пришедшие из Италии, США, Японии, Канады. В одной из них – новый том "Хроник Амбера" на английском с дарственной надписью автора.
В то время, благодаря посредничеству английского фантаста Брайана Олдисса (1925-2017), Завгородний становится членом Всемирной ассоциации фантастов, первым из российских любителей фантастики, кто попал в международный справочник Fandom Directory. За заслуги ему присваивают неофициальное звание «советского фэна №1».
Издатели любительских журналов фантастики ("фэнзинов") едва ли оставят без внимания и первую, отчаянную, смешную, нелепую нонконформистскую попытку Бориса. Его детище называлось "Фанк" и просуществовало ровно 1 номер, повергнув в недоумение кагэбэшников из Николаева (до которого дошёл его экземпляр — аккурат к моменту обыска у "самиздатчиков"). Тамошняя партгазета "Южная правда" попыталась присоединить Борин "стёб" к "идеологическим диверсиям", но не смогла, плюнула в сердцах, назвав издателя "Фанка" идиотом — других аргументов найти не удалось.
Фролов же в это время не очень успешно организовал клуб «Великий Гусляр», через некоторое время он же попытался открыть КЛФ «Лукоморье». Удачной, однако, стала только третья попытка: в январе 1988 года – остатки «Ветра времени» и примкнувшие к ним новички, создали-таки свой клуб «Зазеркалье», название которого придумал Фролов.
Но изменения к лучшему всё же начинались. Тогда же, в январе 1988 года, было создано Общесоюзное объединение и Совет КЛФ, одним из членов которого стал и Завгородний. А осенью того же года, по инициативе Волгоградского обкома ВЛКСМ, при областной библиотеке им. М. Горького «Ветер времени» возрождается и его председателем снова становится Борис. А весной этого же года на конвенте в Киеве его избирают членом Всесоюзного совета КЛФ.
После чего Завгородний и писатель и активист КЛФ Михаил Якубовский становятся первыми фэнами, посетившими ежегодный конвент «ЕвроКон», проходивший в столице ВНР Будапеште.
Через год, в мае 1989 года, Борис приезжает и на «ЕвроКон» в буржуазную страну Сан-Марино, куда привозит с собой более 80 кг советской НФ-литературы, фэнзинов и самиздатовских переводов. На этом фестивале ему вручают специальный приз от президента Всемирной Ассоциации писателей-фантастов/World SF Г. Гаррисона с формулировкой «За преодоление всех препятствий и расстояний».
Он стал одним из тех, кто продвигал "СоцКон" (1989) — фестиваль фантастики социалистических стран. Богатая идея, и как же она могла бы выстрелить! Жаль только, что родилась она на излёте 1980-х гг., когда соцлагерю оставалось жить считанные месяцы. Но запоздала она по простой причине – Завгородний только в годы горбачёвских реформ впервые смог побывать на иностранном конвенте. А сумей он вырваться раньше – раньше бы загорелся этим проектом. Но раньше было нельзя — "полуграмотный рабочий". Если бы у властей тогда было чуть больше доверия к своим гражданам, чуть меньше маниакального желания всё формализовать, чуть больше внимания к голосам, что не только кричат "даёшь!" и "ура!", а что-то предлагают...
Друзья звали его Завгар. Не писатель-фантаст, не художник, не критик, Завгородний с самого начала был любителем – в самом лучшем смысле этого слова. И потому он конструировал "зону наибольшего благоприятствования" и для писателей, и для художников-фантастов, и для критиков, и для таких же, как и он сам, энтузиастов жанра.
Так Завгородний добивается периодической публикации в волгоградской областной комсомольской газете «Молодой ленинец» 4-х полосовых выпусков «Ветра времени».
Ценители творчества Аркадия и Бориса Стругацких вряд ли забудут, как в те, далеко не лучшие для писателей годы, именно Завгар сумел организовать в родном Волгограде публикацию в том же «Ленинце» глав из их запрещённой "Улитки на склоне" — повести, которая до тех самых пор не переиздавалась добрых полтора десятка лет, и по причинам отнюдь не литературного свойства.
В те же "застойные" годы Завгородний помогал известным ныне волгоградским фантастам Любови и Евгению Лукиным, чьи произведения, увы, долгие годы печатались в основном в местных газетах. В то время, когда "бдительные" рецензенты громили рукопись первой книги Лукиных, обвиняя авторов в "клевете", "намёках" и прочем подрывании устоев, Борис пачками скупал газеты с публикациями супругов и рассылал их буквально по всей стране, уповая на умных читателей и потенциальных издателей. А когда появилась возможность, он сам нашёл спонсоров и издал одну из их книг.
А когда в том же 1989 году в минском молодежном журнале «Парус» вышла статья «Фэн № 1», уже и «широкая общественность» узнала о том, что живёт в Волгограде простой рабочий парень Борис Завгородний, который переписывается со многими известными на весь мир зарубежными писателями-фантастами, и запросто ездит в Москву к Аркадию Стругацкому, который его как-то даже из милиции выручал (и, по байкам, бегал ему за вином). Сам же Борис смущенно говорил: «Ну, какой же я №1…». Но характеристика прилипла.
В 1989 году «Ветер времени» становится частью «Ассоциации творческих объединений молодёжи» (АТОМ), которая начинает финансировать деятельность Завгороднего. Его издательская деятельность — ещё одна необъятная тема. Книги, которые он благодаря литагентству "Базиат" товарищества АТОМ выпускал, как правило, не принадлежат к числу коммерческих и входят в основном малыми тиражами: 2, 5, максимум 10 тыс. экземпляров. Дело в том, что сам Борис вовсе не считал свой литературный вкус абсолютным, и как бы предлагал избранной аудитории фэнов произведения молодых, начинающих в большинстве своём, фантастов. Если книга покажется интересной — коммерсанты-издатели сами найдутся, если неудача — что ж, на ошибках учатся, малый тираж всё равно разойдётся, а большой уже и не понадобится. Памятуя о том, как сложно выйти к аудитории начинающему автору, Завгар предлагает ему реальный шанс попробовать свои силы, свои способности. Можно по-разному относиться к этим книгам, однако сам подход издателей-спонсоров, не боящихся риска и в то же время не обрушивающих на головы читателей многочисленные тиражи явной макулатуры, заслуживает уважения.
Так за несколько лет он издал более 20 книг. В эти же годы Борис передал все свои зарубежные контакты переводчикам, чем способствовал появлению на русском многих западных произведений. Тогда же запустил и свою малотиражную книжную серию, в которой увидели свет дебютные книги молодых отечественных фантастов. Причём всё делалось вручную: с утра у него собирались волгоградские любители фантастики и кто-то прошивал на швейной машинке брошюры, кто-то обрезал, кто-то клеил обложки. Так вышли первые книги таких известных ныне писателей, как Владимир Васильев и Сергей Синякин. И Завгородний же открыл русскому читателю стиль киберпанк – благодаря Борису вышла антология «Киберпанки на Волге», в которую вошли рассказы Брюса Стерлинга и Пола Ди Филиппо.
Осенью 1990 года в городе Фаянсе (Франция), на очередном «ЕвроКоне», Завгороднему присуждают диплом как «лучшему фэну Европы».
А в сентябре 1991 года Борис организует собственный, вошедший в историю, I-й международный конгресс в Волгограде ‒ «ВолгоКон-91», на который приезжают десятки известных западных писателей, издателей, фэнов, журналистов и критиков. Количество отечественных участников достигло нескольких сотен.
В 1992 году Завгар, продолжая свою книгоиздательскую деятельность, открывает клуб «999», публиковавший фантастику ограниченным тиражом. Однако это предпринимательское начинание закончилось неудачно. Финансовые неудачи усугубляются проблемами со здоровьем – Борис получает сложный перелом ноги.
Затем, в 1995 году, Завгородний временно переезжает в Санкт-Петербург, так как становится ответственным секретарём литературной премии «Странник», в функцию которого входило поддержание контактов с членами литературного жюри, рассылка номинационных списков, снабжение членов жюри номинированными произведениями и т.д.
Тогда же, в 1995 году, Борис становится лауреатом премии «Малый Странник-94», как «человек-легенда российского фэндома» и получает первую «Звезду фэндома» (а в 2012 г. становится дважды лауреатом этой награды).
Считается, что широкая известность пришла к Завгару после того, как в 2000 году он опубликовал фантастический боевик «Рось квадратная, изначальная», написанный в соавторстве с Сергеем Зайцевым, который приносит им несколько жанровых премий. (Представьте что мир – это бесчисленный набор граней гигантского Кубика Рубика. Между ними 30 шагов пустоты и вечный туман внизу пропасти, в которую упасть невозможно, вытолкнет назад. Через все эти грани тянется железная дорога без единого стыка, и быстрые путешествия по поселениями возможны только по ней. Между Доменами можно перебраться только по пограничным мостам. Каждую полночь грани начинают хаотично перемешиваться, и выехав на несколько часов в соседний домен можно, случайно, потерять надолго родной дом. Именно в таком взбалмошном мире живут герои. Но они не жалуются, ведь ничего, кроме Универсума они никогда и не видели).
Но настоящие поклонники фантастики знали его именно, как «человека-легенду российского фэндома». Так его называли в СССР, России, а также и за рубежом.
В 2001 году Борис проводит II-ой «ВолгаКон», в гораздо меньшем масштабе, чем за 10 лет до того. А ещё менее успешный III-й (2002 г.) объявляется Завгородним «последним ВолгаКоном тысячелетия».
А ещё Завгородний участвовал в издании многих фэнзинов, в том числе журнала «Шалтай-Болтай», который изначально был лишь клубным информационным листком, а с 2003 по 2012 гг. выходил уже в традиционном журнальном формате, объёмом аж в 160 страниц. По итогам «ЕвроКона-2006», прошедшем в Киеве, журнал был признан лучшим фэнзином Европы.
У Бориса был невероятный дар – дар человеческого общения. Он располагал к себе с первых слов. Всегда был предельно искренним. Писатель Дмитрий Скирюк очень точно написал о нём: «Когда я познакомился с ним, помню, первая моя мысль была: «Это не человек, а персонаж».
Из историй, случившихся с ним, можно было составить целую книгу – дружил со Стругацкими, пел с Бутусовым и пил с Гайдаром (Егором, а не Аркадием), вывезенный им за рубеж фантастический самиздат ему помогали таскать солдаты НАТО, а КГБ в своей типографии печатал его афоризмы...
И в 2002 году, к 50-летнему юбилею Завгара, такая книга — «И это всё о нём...» (сост. Светлана Мелихова) вышла — с воспоминаниями его друзей и близких, с материалами о деятельности и текстами самого юбиляра, художественными произведениями, посвящёнными ему.
За годы деятельности Завгородний сам написал немало рассказов, повестей и романов. Кроме того, опубликовал десятки статей и несколько документальных произведений. Творчество автора было отмечено множеством литературных наград и премий.
В 2017 году журналист и писатель Валерий Сабитов в соавторстве с Борисом публикует книгу «Завгар и фэндом: от рассвета до заката».
Умер писатель в ночь на 1 апреля 2020 года после продолжительной болезни на 69 году жизни. Похоронен Завгар в с. Ерзовка Волгоградской области, рядом с матерью.
Трагедия, которая произошла с Завгородним, подтолкнула его друзей и коллег запустить новый призыв в сетях — #оставайсядома #оставайсячеловеком
Дело в том, что в последние годы Завгар тяжело болел — у него был рак лёгких. Когда ему стало хуже, срочно понадобились кислородные баллоны, а их не оказалось ни в одной волгоградской аптеке — следствие паники и ажиотажа, вызванных коронавирусом.
"Весь день друзья и знакомые Бори бегали по аптекам в поисках кислородных баллонов, но безрезультатно. Каждый фармацевт разводил руками: "Все выкупили. По 5-7 баллонов забирали. Паника же..." К сожалению, не нашли. А ночью Боря умер. Боря был уже не молод, действительно тяжело болел и, что заставляет особенно его уважать, нисколько не паниковал и даже успокаивал своих помощников: "Я хорошо жил и спокойно умру". Но эта история не о Боре, а о том, что на его месте сейчас могут быть дети, юноши и девушки, мамы и папы, все те, кто ещё не готов так стойко, как Боря, встретить смерть. Поэтому, люди, ради самих себя, друг друга и светлой памяти Бори, давайте не подаваться панике, покупать по потребности и просто оставаться людьми!" — обратилась ко всем член КЛФ «Ветер времени» Анна Путило.
«Борис был интересной и незаурядной личностью, человеком добрейшей души, идеалистом и бессребреником, — говорит о нём его старший товарищ Фролов. — Бориса по праву называют «фэн №1 Советского Союза». Столько, сколько он, для популяризации фантастики не сделал никто. Например, можете себе представить, он отправлял произведения волгоградских писателей-фантастов даже в библиотеку Конгресса США? Переписывался с Айзеком Азимовым и многими другими «звёздами», лично встречался с Гарри Гаррисоном и бывал в гостях у братьев Стругацких. Его имя будет присвоено нашему клубу».
В 2019 году вышла вторая книга В. Сабитова "Сказание о Завгаре", а также новый сборник материалов о Борисе, составленный преподавателем методики литературы Волгоградского государственного социально-педагогического университета/ВГСПУ и по совместительству активным участником волгоградского фэндома Олегом Путило и С. Мелиховой "И это всё о нём - 2: унесённый ветром времени".
Кроме того, 26-28 марта этого года, в Волгограде, при поддержке ФАДМ "Росмолодежь", Молодежного парламента Волгоградской области, издательства "Перископ-Волга", ВГСПУ, КЛФ "Ветер времени", "Волгоградской областной библиотеки для молодежи", "Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького" и "Центральной библиотеки им. М. Агашиной", пошёл конвент "ВолгаКон-2021", приуроченный к годовщине смерти его основателя и 30-летию "ВолгаКона-91", который стал первой поистине международной конвенцией в нашей стране. На площадке Центральной библиотеки («Агашинки») в первый день собралось около 50 человек. Затем и другие участники присоединялись к программе и перемещались на другие площадки фестиваля в течение 4 часов. «ВолгаКон» работал все 3 дня на нескольких площадках. В целом, это был 4-й по счёту Волжский Конвент фантастов («ВолгаКон-4»).
Основными организаторами фестиваля выступили супруги Путило. А буквально накануне Олег Олегович получил тираж издания «История волгоградского фэндома». И сотрудники «Агашинки» были первыми, кому автор вручил книгу о представителях фэндомов Волгограда, организовавших в 1990-х гг., кроме прочего, и первые ВолгаКоны. Книга о волгоградских КФЛ появилась в городской библиотеке ранее, чем издание было официально презентовано читательскому сообществу. В фестивале так же приняли участие волгоградские поэты и прозаики, члены СП России Евгений Лукин, Михаил Малышев, Юлия Артюхович (Верба) и Никита Самохин.
Награды и премии Б. Завгороднего:
1983 — Премия «Великое Кольцо» — читательская премия, созданная в 1981 г. на встрече клубов любителей фантастики (КЛФ) в Свердловске, на фестивале «Аэлита» (аналог американской «Хьюго»/Hugo Award). Вручается за лучшие произведения фантастики, опубликованные в предшествующем году. В период 1984-85 гг., когда КЛФ попали в «чёрные списки» ЦК КПСС, опросы перестали проводиться и премия не вручалась. В 1986 г., после совещания КЛФ в Киеве, премия была возрождена при инициативе КЛФ «Алькор» (г. Омск). Голосовать мог любой желающий, для чего рассылались «Анкеты учёта читательского мнения». Вручалась только отечественным авторам, а итоги опроса по переводам просто принимались к сведению. Прекратила существование в 1994 г. после возникновения премии «Интерпресскон». Категория: «Вклад»
1990 — Премия «ЕвроКон»/EuroCon (ESFS Awards) — присуждается международной организацией профессиональных фантастов и поклонников НФ «Европейское Общество Научной Фантастики»/European Science Fiction Society (ESFS) за достижения в области НФ наиболее отличившимся авторам. В настоящее время «ЕвроКон» является самым престижным европейским конвентом и главным событием года в мире европейской НФ: «Зал славы»/CraCon. Категория: «Лучший промоутер (СССР)».
1994 — Премия «Странник» — международная премия, присуждаемая за лучшие русскоязычные фантастические произведения вне зависимости от того, где они изданы. Учреждена в 1994 г. издательством Terra Fantastica, компанией «Корвус» и корпорацией «РОССКО», вручается по номинациям: «крупная форма», «средняя форма», «малая форма», «перевод», «критика», «публицистика», «литературоведение», «редактор», «составитель», «художник», «издательство». Раз в 2 года на конвенте «Странник» так же вручают жанровые премии «Мечи». Первые 2 премии вручались на ежегодных конвентах «Интерпрескон» в Санкт-Петербурге. С 1996 г. премия вручается в рамках Конгресса фантастов России. В 2005 г. вместо обычных номинаций, были вручены призы «Странник» за лучшие книги последних десятилетий. В 2006 г. номинации были посвящены только фэнтези, а в 2008 — фантастике. С 2009 г. появились и новые номинации, отбор в которые осуществляет сайт ФантЛаб, а конечное голосование производит Жюри, которое и выбирает победителя. Малые "Странники" — "Человек-легенда российского фэндома"
Премия «Интерпресскон» — учреждена А. Сидоровичем и А. Николаевым в 1993 г., присуждается по итогам года: за лучшую фантастическую публикацию крупной формы (роман), средней формы (повесть), малой формы (рассказ, новелла), лучшую дебютную книгу, лучший сверхкороткий рассказ, лучшее критико-публицистическое произведение, посвященное проблемам фантастики, лучшему художнику-иллюстратору и художнику-оформителю обложки, лучшему издательству. Лауреаты определяются всеобщим голосованием участников конференции по номинационным спискам.
1995 — «Звезда фэндома»,
2003 — Категория: «Дебютная книга» — «Рось квадратная, изначальная» (2000),
2012 — «Звезда фэндома».
Библиография:
Повести: «Рось квадратная, изначальная» (в соавторстве с С. Зайцевым, 2000), «Тайны проклятого домена» (2002).
Рассказы: «Огонь Забвения» (1982), «Космическая сказка» («Аленький цветочек») (1984), «Лихорадка» (микрорассказ, 1983).
Публицистика: «Завгар и Фэндом: от рассвета до заката» (с В. Сабитовым, Екатеринбург: ЭИ "Аэлита", 2017).
Источники:
Р. Арбитман «Борис, который оказался прав» («Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк), 20 июня 1992);
https://fantlab.ru/autor1850;
https://www.litres.ru/boris-zavgorodniy/ob-avtore/;
https://zen.yandex.ru/media/poyma/konvencii-zaprety-vlastei-i-sovetskie-giki-kak-jivet-volgogradskii-fendom-5df275b2c31e4900b1b86a2e;
https://www.volgograd.kp.ru/online/news/3819100/;
https://rewizor.ru/literature/news/ne-stalo-pisatelya-fantasta-borisa-zavgorodnego/;
https://zen.yandex.ru/media/sftoday/strugackii-begal-emu-za-vinom-604f21cb126a3d455adeb841?&disable_feed_under_article=false;
https://volgograd.bezformata.com/listnews/hroniki-volgakona-2021/92431897/;
фото из сборника «И это всё о нём - 2».
- Какой смысл автор вложил в название рассказа «Золотой жук»?
- В погоне за редким именем родители явно перестарались
- Какие женские имена дворянские, а какими называли крестьянок
- Русский "гладиатор", поразивший Рим: все рекорды суперчеловека в очках
- 25 странных историй о том, как родители назвали своих детей