Про постный стол и постный хлам (2 фото)
Я вообще не очень понимаю, все эти поиски вкусной пищи в пост. Ведь какую публикацию в СМИ не возьми сейчас – везде советы, как бы приготовить что-нибудь вкусненькое без мяса. Просто если вы искренне стремитесь к очищению души (а к чему еще может стремиться православный человек сейчас?), то не лишние ли все эти кулинарные радости?
Или здесь привычное нам лицемерие? «Истинно» православных отчего-то не заботит, что в пост можно убивать, грабить, сажать невинных в тюрьму и издеваться над слабыми. Можно, не доливать бензин и обвешивать покупателей. Разрешается получать откаты и калечить жен. Но, главное, не совершайте самого ужасного – не ешьте холодец!
В этом смысле я еще раз убеждаюсь в «двоемыслии» наших профессионально-воцерковленных сограждан. Уверен уже сегодня в блогах начнутся поучения – это есть можно, это нельзя. Да как вы смеете писать про колбасу, вы что не русский человек? А еще, о русской кухне говорите.
Так что, сказать по правде, мне гораздо ближе отношение к посту многих наших предков. Вон, газета «Московский листок» за 1910 год пишет, как это все было:
«Зайдите в ресторан, и вы увидите там обычных его посетителей, которые шумно толкуют о делах, пьют, закусывают, и вся разница лишь в том, что вместо белоснежных поросят, жирной ветчины, гусей, половые разносят ароматные рыбные селянки, постные расстегаи и прочую постную снедь. Да вот еще в течение всей первой недели поста не гудят по ресторанам оркестрионы.
Встанет от сна купец и идет к чаю. Вчера он был в трактире с покупателем и угощал его. Кушали все постное, но зато выпили очень много, потому «не выпить с покупателем невозможно», да и ничего скоромного в водке, наливках и коньяке нет».
Может быть, так и надо – жить нормальной жизнью. Ну, пост, так пост: потише будем немного, «без оркестриона». А изображать из себя святых и непорочных не надо. Тем более только в еде. Кроткий нрав ваш повсюду известен.