Париж, о котором Вы, возможно, и не знали (5 фото)
В 1793 году на площади построили фонтан в египетском стиле, представляющий собой богиню Изиду с текущей из грудей водой и львами по бокам. Изида должна была олицетворять собой Нацию, а львы — победу надо всеми. Напомню, что Изида была тесно связана с Парижем и Наполеон потом даже добавил ее изображение на герб города.
На торжественное открытие монумента пригласили 86 почтенных граждан, которые должны были олицетворять собой 86 регионов Франции, ныне объединенных в единое целое. По замыслу авторов монумента они должны были торжественно испить воду из фонтана, чем навеки закрепить единство всех регионов страны. Но так как вода лилась из сосков Изиды, несколько представителей наотрез отказались заниматься таким непотребством. Фонтан быстро убрали.
Затем Наполеон решил построить внушительный памятник, прославляющий его военное мастерство. Этим памятником должен был стать 24-метровый бронзовый слон. Бронзу для памятника должны были получить из переплавленных трофейных орудий. На одной из ног слона находилась лестница, по которой посетители могли бы подняться на обзорную площадку на спине.
Было решено сначала построить модель из камня с деревянным каркасом. Постройка модели была завершена в 1814 году. Но после поражения при Ватерлоо в 1815 году строительство постоянного памятника было остановлено.
Виктор Гюго увековечил слона в романе «Отверженные», где статуя служит пристанищем для Гавроша:
«Иностранцы редко осматривали это сооружение, прохожие вовсе не смотрели на него. Слон разрушался с каждым годом; отвалившиеся куски штукатурки оставляли на его боках после себя отвратительные язвины. "Эдилы", как выражаются на изящном арго салонов, забыли о нём с 1814 года. Он стоял здесь, в своём углу, угрюмый, больной, разрушающийся, окружённый сгнившей изгородью, загаженный пьяными кучерами; трещины бороздили его брюхо, из хвоста выпирал прут от каркаса, высокая трава росла между ногами. Так как уровень площади в течение тридцати лет становился вокруг него всё выше - благодаря медленному и непрерывному наслоению земли, которое незаметно поднимает почву больших городов, — то он очутился во впадине, как будто земля осела под ним. Он стоял загрязнённый, непризнанный, отталкивающий и надменный - безобразный на взгляд мещан, грустный на взгляд мыслителя. Он чем-то напоминал груду мусора, который скоро выметут, и одновременно нечто исполненное величия, что будет вскоре развенчано».
Сейчас на этом месте стоит Июльская колонна, построенная в память о «трёх славных днях» Июльской революции, когда был свергнут король Карл X и на трон взошёл «король-гражданин» Луи-Филипп I. Золотыми буквами на ней высечены имена парижан, погибших во время боёв на баррикадах. Колонна стоит на круглом пьедестале, оставшемся от слона.