Вкратце о Викторианской моде (5 фото)
Тема это ну очень обширная, так что рассмотрим мы все очень...
Начнем, пожалуй, с мужчин. Потому что с ними проще. Мужикам-то что? Купил свитер, и носишь его либо пока дырку не протрешь, либо пока не сдохнешь. Вот и в 19-ом веке их гардероб особо не менялся, да и был далеко не таким разнообразным, как женский. Брюки, туфли, сорочка, жилет, фрак и галстук или шейный платок. Сверху пальто, на голову цилиндр или появившийся чуть позже котелок. На руки – перчатки, в руки – трость.
И все, естественно, темных монастырских цветов: черного, темно-синего, коричневого или, на крайняк, зеленого. Каплю яркости в образ позволено было внести лишь жилету да галстуку/платку. За целый век мужская одежда менялась лишь в деталях и фасонах. Да что там. До сих пор из употребления вышли разве что головные уборы! Чего не скажешь о милых дамах…
Одно только нижнее белье тех времен сейчас сойдет за полноценный наряд!
Сначала шли панталоны – нательные «штаны» длиной до колен или чуть выше. Забавно, что штанины не были сшиты между собой, так что паховая зона оставалась открытой. О времена, о нравы!
Потом – сорочка, тонкое легкое платье без рукавов или с короткими рукавами, надевавшееся под корсет… Что такое корсет, думаю, все и так знают (шепотом: орудие пыток). Поверх него надевались нижняя юбка и лиф-чехол – предок современных лифчиков. Разница примерно как между кошельком и кошелем.
А поверх всего этого еще и кринолин – здоровенный жесткий каркас, придававший платьям объема, и не снившийся викторианским девушкам в кошмарах только потому, что им уже снились корсеты. Позже его сменил турнюр – та самая подушка на задницу у Джейн из мультика про Тарзана.
Ну и еще был корсаж – часть платья, прикрывавшая бюст, плотно прилегала по фигуре и защищала корсет от верхнего платья. Ах да, верхние платья… О них стоит поговорить отдельно. Ибо было просто дофигище.
Было домашнее или утреннее платье – простого кроя, в котором леди выходили к завтраку и встречались с домашними. Было чайное платье, в котором девушке дозволялось встречаться с близкими и родными за чашечкой чая в малой (куда не было хода посторонним) гостиной. Оно появилось в 70-х годах и стало популярным в 80-х. Главной его особенностью было то, что под него можно было не надевать корсет. И что-то мне подсказывает, что именно это и обусловило его популярность.
Отдельной когортой стояли платья:
- для приемов, в котором гостей принимали;
- для визитов, в котором в гости ходили сами;
- и для прогулок, в котором можно было шариться туда-сюда по улице. Но только пешком! Были отдельные платья для путешествий в экипаже (повышенной комфортабельности) и для верховой езды – «амазонка».
Все они относятся к дневным платьям (то есть одевать их полагалось только в утренние и дневные часы). Друг от друга они отличаются разве что тем, что на улицу полагалось выходить обязательно в шляпке и перчатках. А так… у всех крой чуть сложнее, чем у домашнего, и все крайне скромные – никаких декольте, открытых плеч и коротких рукавов. Но любой приличной девушке всенепременно полагалось иметь хотя бы по одному платью для всех трех озвученных целей, и по одному на хорошую и плохую погоду (и какую-то верхнюю одежду для холодного времени года).
Раз были дневные платья, то логично предположить, что существовало и платье для темного времени суток. И вы абсолютно правы! Вечернее платье – парадный туалет для официальных мероприятий, таких как званый ужин, большой прием, посещение театра и оперы. Вот тут уже наоборот были обязательны декольте и короткие рукава. Так же оно отличалось более сложным кроем, более дорогими тканями и украшениями (всякие там рюшки, бахрома, кружева и прочее). Ну и обязательным довеском к вечернему туалету шли перчатки, драгоценности и, по необходимости, верхняя накидка.
Также имелось особое «бальное платье» = вечернее платье + роскошь х2. Самая торжественная одежда в женском гардеробе.
Ну и еще было придворное платье спецом для посещения королевского двора, отличавшееся длинным шлейфом.
Фух, с гардеробом женским разобрались. Перейдем к его эволюции.
Думаю, все понимают, что начало новой эпохи не выглядит как-то так:
– На троне новая королевская задница! Все срочно переходим к промышленной революции!
– Ура! Я уж думал мой ткацкий станок так и будет ржаветь в сарае!
Вместо этого происходит постепенный переход от старых норм к новым.
И моды это тоже касается, да. Так что первые десятилетия дамский гардероб плавно отходил от эпохи романтизма: сдувались пышные рукава, талия поднималась на нормальную высоту, а слои и слои нижних юбок заменил кринолин (пока что – просто жесткая юбка из конского волоса). И лишь к середине 19-го века он приобрел тот облик, который у всех нас и ассоциируется с Викторианской Англией.
В 50-х годах сразу два явления заметно изменили внешний вид эпохи. Первое – благодаря развитию швейной и текстильной промышленности появились Дома моды и магазины готового платья. Собственно, именно из-за этого мне и пришлось столько времени расписывать вам их разновидности… Хм, кажется, я начинаю ненавидеть Дома моды.
Вторым явлением стал Чарльз Фредерик Уорт – Исаак Ньютон от мира моды. За свою жизнь он совершил аж две революции в индустрии. И первая пришлась как раз на 50-е года – он придумал вшивать в кринолины обручи из стали или китового уса. Такой кринолин был куда удобнее, и именно в таком виде он и вошел в историю.
И платья стали расти как на дрожжах. Очень скоро они увеличились в объеме до каких-то просто невообразимых размеров. Каркасы для них стали столь огромными, что их можно было спутать с основой для танка да Винчи. Под подолом дамы легко и комфортно могли бы разместиться несколько человек и устроить там чаепитие, не будь это недопустимо с точки зрения Викторианской морали.
Кринолины заполонили всё. Их носили буквально все, от королевы до служанки. А потом Уорт придумал турнюр. Хитрый ублюдок. Его новое изобретение быстро выпнуло с пьедестала старое. В то же время, благодаря все продолжающемуся развитию промышленности, платья становились сложнее, тяжелее, обрастали плиссировками, воланами, буфами, бархатом, вышивкой, тесьмой, искусственными цветами, пуговицами, рюшами, складками…
Девушки получили небольшую (9 лет) передышку в период Natural Form. В моду вошли естественные формы, ушло обилие украшений, а турнюры стали необязательными. Лепота!
Впрочем, после этого последовала премьера фильма «Второй турнюр: Месть жопной подушки». Тяжелые платья, обилие украшений на них и, конечно, турнюры - вернулись с новой силой. Девушки застонали, но их никто не спрашивал. Однако, прецедент уже был создан, и к концу столетия дамы таки отказались от любых каркасов под платьями и изобилия всякой всячины на них, перешли к естественным очертаниям фигуры и легкому фасону.
Именно такая мода и сохранялась вплоть до Первой мировой войны, навсегда изменившей лицо Европы…