Занятный пример педагогики от Ярослава Мудрого (2 фото)
Автор: Антон Трусов
Возьмём, к примеру, Ярослава Мудрого. Кого попало "Мудрым" не назовут, поэтому его педагогические приёмы могли бы быть интересны нам, потомкам. Тут есть небольшая загвоздка в том, что русские летописцы — мужички крайне лаконичные, серьёзные, и пускаться в длинные рассуждения склонны, в основном, если речь идёт о Боге и вере. Но Ярослав вёл невероятно активную внешнюю политику, и множество интересных подробностей мы можем почерпнуть из "забугорных" источников. Например, при дворе "конунга Ярицейва" было много скандинавов, прирождённых воинов и больших любителей эпических сказаний — саг. Саги эти подчас та ещё "котолампа", читать их надо с ухмылкой и скепсисом, но... Они позволяют нам приоткрыть завесу времени, рассмотреть героев того времени вплотную, в быту, а не в летописных реляциях.
Ну так вот. Жил при дворе Ярослава один знатный пацаненок — Магнус, сын Олафа Святого и наложницы ("святой" и наложница — ну и времена!). Папенька его героически погиб в бою за норвежский престол, а маленький Магнус оказался при дворе Ярослава на весьма привилегированом положении — как приёмный сын князя. Воспитывался и рос он вместе с другими сыновьями, так что бед не знал. Малой был весьма активным и ловким ребёнком и не стеснялся этого. Во время пиров князя и дружины он развлекал старших тем, что проворно бегал по столу на руках. Нравы тогда простые были, однако нравилось это не всем, и во время одного такого забега пожилой дружинник грубо толкнул пацана, дескать, уберите уже этого малолетнего дебила, смотреть тошно! Ситуацию замяли, однако пацан запомнил и затаил. Злопамятность — первый признак благородства, хех.
Во время следующего пира хождения по столам не случилось, однако Магнус придумал другой перфоманс. Он просто взял топорик, зашёл в шатер и тюкнул заточенной железякой по темечку своего обидчика. Дружинник испустил дух тут же, на месте, а вокруг Магнуса возник спор — сразу щегла прирезать или князя дождаться? Кто-то, довольно мудро рассудив, что судьбу приёмыша должен решать отец, сгреб в охапку пацана и отнёс в покои к Ярославу.
— В другой раз стереги получше своего жеребенка!
С этими словами на кровать к спящему князю кубарем прилетел маленький Магнус. Проснувшись и выслушав обстоятельства происшествия, Ярослав громко рассмеялся:
— Дело, достойное конунга, приемыш!
После этого князь договорился с родственниками убитого, выплатив виру (штраф) в тройном размере. Магнуса же при дворе стали любить ещё пуще прежнего. Если сага, конечно, не врет и если в те времена малолетние отморозки были в чести. Впрочем, прожил он в Хольмгарде недолго — в 11-летнем возрасте вместе с верными сторонниками он отправился добывать престол отца. И добыл. И вошёл в историю Норвегии как Магнус Добрый. Да-да, именно Добрый! Впрочем, нам ли, живущим в "вегетарианское" время, судить "доброту" древних...
Мораль. Ребёнка своего держи в любви и ласке, топор — в недоступном для детей месте. И упаси вас Господь толкать маленьких конунгов!