Кто украл сверхсекретный подводный кабель длиной 4,5 км? (4 фото)
На дне Норвежского моря, на глубине 2,5 километра пропал сверхсекретный кабель длиной 2,5 мили и общим весом 10 тонн, который соединял береговые станции слежения с гидролокаторами и подводными датчиками.
Норвежский Институт Морских Исследований (IMR) - один из крупнейших морских научно-исследовательских институтов в Европе, описал «обширный ущерб» внешним районам океанской обсерватории Лофотен-Вестеролен (LoVe), в результате чего система отключилась. LoVe, который был объявлен полностью работоспособным только в августе 2020 года, состоит из сети подводных кабелей и датчиков, расположенных на норвежском континентальном шельфе,в районе, представляющем стратегический интерес как для Норвегии, так и для России. И хотя Норвегия заявляет, что система использовалась для мирных научных наблюдений за морскими обитателями (при этом допуская возможность также отслеживать подводные лодки), после истерии в Швеции по поиску российских подлодок в 2014 году, истинное назначение подводных шпионов очевидно.
Согласно сообщениям в Dagens Næringsliv, обсерватория LoVe подвергалась воздействию помех по крайней мере с апреля, когда было потеряно соединение между сенсорной сетью и станцией управления в Ховдене на северном острове Лангёйя. Беспилотная подводная лодка впоследствии выследила причину поломки до одной из платформ подводного наблюдения, Узла 2, которую оттащили от своего обычного местоположения с отрезанным и удаленным соединительным кабелем. По словам специалистов, они не понимают, как такое вообще могло произойти, ведь гидролокаторы установлены на дне, а с их помощью собирается информация как о морских животных, так и о любых подводных аппаратах. Как пишет издание "The Drive", сразу же после пропажи изображения, на дно отправили дистанционный аппарат, который и "обнаружил утерю кабеля без каких-либо следов похищения".
Я получил огромное удовольствие, читая объяснение выхода из строя системы слежения в Западных СМИ: "The cause of the damage is unknown, but the cables linking the sensor nodes to control stations ashore are said to have been cut and then disappeared." (Причина повреждения неизвестна, но кабели, соединяющие узлы датчиков с контрольными станциями на берегу, были перерезаны, а затем исчезли.). Конечно, как говорится, не пойман - не вор, но если задаться двумя вопросами "Кому это выгодно?" и "Кто имеет техническую возможность незаметно похитить кабель с глубины 2,5 км?", то ответ на оба вопроса будет одинаковый. Согласитесь, приблизиться НЕЗАМЕТНО к датчикам слежения и похитить их - это высший пилотаж!
В США посчитали, что кабель мог пропасть из-за проделок Северного флота ВМФ РФ, однако норвежцы, хоть и допускают такую возможность, не торопятся с обвинениями. Гендиректор IMR Сиссель Рогне подала заявление в полицию по поводу пропажи кабеля. По её словам, оборудование было сделано по уникальной технологии с использованием секретных материалов. В итоге для расследования инцидента были подключены разведывательное агентство PST. «Что-то или кто-то порвал кабели в отдалённых районах», - сказал Гейр Педерсен, руководитель проекта LoVe, в заявлении для прессы в прошлую пятницу. Сообщения показывают, что более 2,5 миль оптоволоконных и электрических кабелей были разорваны, а затем удалены.
Однако американцы не успокаиваются и их СМИ напоминают, что в минувшем августе возле подводных сетей в Северной Атлантике находилось российское исследовательское судно “Янтарь”, оборудованное подводными аппаратами и гидроакустической системой на борту. Кому как не американцам знать о наших "мирно пашущих" гражданских судах после инцидента со спасательным буксиром «Николай Чикер», приведшим к разборкам в Конгрессе США.
Справедливости ради уточню, что океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010 «Крюйс» построено по заказу Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны Российской Федерации и в мае 2015 года на судне был поднят Андреевский флаг.
Контр-адмирал ВМС США Эндрю Леннон в интервью "The Washington Post" сказал: "У России есть подводные лодки специального назначения, которые вполне можно оборудовать, чтобы отрезать и перехватывать кабели или даже снимать их для дальнейшего изучения, как, похоже, было в случае с сетью LoVe. В частности, Северное командование США подчеркнуло потенциальную угрозу, исходящую от сверхмалой атомной подводной лодки ВМФ России «Лошарик», которая усугубляется тем фактом, что её очень сложно обнаружить и контролировать."
"The War Zone" (Brookline Media) резюмирует данную историю следующим образом: "Казалось бы, дело LoVe оказалось очень загадочным и дорогостоящим - для IMR, хотя неясно, какие доказательства были собраны норвежскими военными или разведывательными службами. Однако в настоящее время Норвегия потеряла очень важный источник наблюдения за всеми видами подводной деятельности. В то время как IMR будет надеяться вернуть хотя бы часть системы в оперативный режим, как только это будет возможно, норвежские вооружённые силы, вероятно, также будут стремиться к скорейшему восстановлению этого источника подводной разведки."