"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова? (9 фото)
Большая часть россиян росла на старых-добрых сказках про репку, Иванушка-дурачка и Колобка. А еще многие любили поучительную историю про "Сивку-Бурку" - сказочного коня, который за свободу обещал служить Ивану. И слово сдержал.
И все в этой сказке было ясно и понятно, вот только присказка, которой Иван призывал коня к себе для многих оставалась загадкой. "Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" - говорил Иванушка, и тотчас к нему являлся красавец-конь. Что означала кличка коня, и что такое "каурка", о которой упоминалось в сказке?
На самом деле, фразеологизм исполнен смысла. Так, кличку коню часто давали по его масти. В данном случае "Сивка-Бурка" - конь, у которого "одна шерстинка золотая, другая — серебряная", т.е. сивый (сизый, стальной, серебряный) и бурый одновременно. Вообще, такая масть редко встречается у реальных лошадей, и в сказочном образе она свидетельствует о двойственности двух начал: живого и потустороннего. Иными словами, сказочного персонажа, наделенного чудодейственными свойствами.
А вот слово "каурка" может иметь несколько значений. "Каурый" - тоже масть лошадей, светло-гнедая, коричневая, шоколадная. Однако некоторые филологи полагают, что в данном конкретном случае, кауркой называли караульного коня, сторожа. Если вспомнить другую сказку про Конька-горбунка, то там тоже караулили посевы только не от того, что пшеницу кто-то ел, а от Жар-птицы, которая в русских сказках и поверьях была символом пожаров, огня - как раз той самой напасти, которой крестьяне боялись больше остальных невзгод. Съел пожар посевы - жди голода.
Потому и выходили в ночной дозор, чтобы уберечь будущий урожай от посягательств и воришек, и огня. Вещая караулка или каурка – сторожевой конь, образ охранителя посевов, дух зерна у славян.
Вообще, лошадям в русских народных сказках и преданиях отведено довольно значительное место. Это не просто ездовое и боевое животное, которое помогает в поле и в битве, - образ коня гораздо шире и многограннее.
Известный советский ученый-фольклорист В.Пропп выделял несколько типов коней в сказках:
1. Крылатый конь, конь-птица. Не просто лошадь, наделенная умением летать, но и прообраз проводника в мир иной.
2. Замогильный конь. Часто в сказках и поверьях отец передает в руки сыну белого или сивого (стального) коня. Если бурая лошадь была рабочей, вороная символизировала недобрые силы, то белая была символом мудрости. Передавая ее своему потомку, отец одновременно наделял его силой рода, памятью поколений. Так, Иван, будучи дурачком в жизни, получает мудрость, накопленную своими предками.
3. Выкармливание коня. Если вспомнить, то во многих сказках главный герой (чаще всего Иван), водит коня в поле или на пастбище: "Стал Иван водить свою лошадь каждое утро и каждый вечер в зеленые луга на пастбище, и вот как прошло 12 зорь утренних да 12 зорь вечерних -- сделалась его лошадь такая сильная, крепкая да красивая, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать, и такая разумная, что только Иван на уме помыслит, а она уже ведает" .
Образ выкармливаемого коня - типичный для сказки, в которой животное набирается не только силы физической, но и обретает постепенно волшебные свойства. После того как лошадь приручается, привыкает к хозяину, она в полной мере начинает демонстрировать свои чудесные умения: говорит, летает как птица, помогает человеку в его подвигах.
4. Отвергнутый и обменный конь.
Это своего рода продолжение темы поминания мёртвых. Так, если коня дарит живой отец - животное не имеет волшебной силы в противовес замогильному коню. Тот, как раз обладает чудесными способностями.
Кстати, вспоминая сказки, во многих из них, Баба-Яга требует сменить коня, как и посетить ее избушку. Все эти действия иносказательны. Смена коня после посещения избушки - своего рода ритуал, когда человек обретает силу и волшебные умения после общения с духами предков (посещая кладбище - в сказках - изба Бабы Яги).
5. Конь из подвала, пещеры, погреба.
"Как нет у твоего батюшки доброго коня? — Есть добрый конь, заперт за тремя дверьми, третьи двери уж копытом пробивает"
"На этой горе стоял дуб вершков двадцать толщины, а под этим дубом стоял склеп. В этом склепе за дверьми два жеребца стояли"
Еще один конь, который добывается героем сказки самостоятельно, а не передается по наследству. Чтобы его заполучить, приходится попотеть. Преодолевая препятствия, борясь со страхами, ленью и другими привычками, герой получает, наконец, мудрость предков и, благодаря этому, удачу в делах.
Так что все эти лошадки в сказках - нечто больше, чем тягловая сила и соратник по бою.