Разноцветные миры лётчика Тупицына (14 фото)
Юрий Гаврилович Тупицын родился 7 декабря 1925 года в городке Дрезна Орехово-Зуевского района Московской области в семье потомственных текстильщиков: отец — Гаврила Васильевич — был директором ткацкой фабрики, а мать – ткачихой.
В одном из своих интервью писатель поведал, что отец его был таким сообразительным и хватким, что местные купцы, впечатлённые способностями парнишки, отправили его в прядильно-ткацкое училище, которое он с отличием закончил.
А из Орехово-Зуевского адрес-календаря 1917 года можно узнать, что на фабрике Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина при ст. Дрезна в должности заведующего ткацкой фабрикой состоит Тупицын Иван Петрович, а ткацким мастером — Тупицын Гавриил Васильевич. Приходились ли они друг другу родственниками — доподлинно неизвестно. По сведениям же дрезненских старожилов, Иван Петрович, в числе прочих лиц был расстрелян в Дрезне, в подвале трактира Агаева, в «Варфоломеевскую ночь» в 1918 году (инициированные Л. Троцким события «по очистке от буржуазной нечисти», произошедшие в Петрограде и многих других городах 14-17 января, когда большевики и «революционно-настроенные» солдаты и матросы арестовывали бывших царских офицеров, а также горожан из числа «буржуев», многие из которых были затем казнены). А Гаврила Васильевич, отец писателя, со временем занял его место — стал директором фабрики.
Но в трудный 1936 год Гаврила Васильевич с семьей уехал из Дрезны в «хлебный» Ташкент. Таким образом, будущий писатель провёл в подмосковном посёлке меньше 11 лет.
«Дрезна — это посёлок, в котором фабрикант Зимин выстроил прядильно-ткацкую фабрику, пригласив для управления ею английских специалистов. Для англичан рядом с фабрикой был выстроен 2-этажный коттедж — с палисадником, парком с липами, сиренью, жасмином вдоль аллей, с прудом, где были купальни и причал с двумя прогулочными лодками. В годы советской власти в коттедже поселили директора прядильно-ткацкой фабрики и главного механика, у которого была дочь, Нинка, 3 годами меня старше. Я ходил к ней играть, поскольку дружны были наши родители — мой отец был заведующим фабрикой. Но жили мы не в английском коттедже, а в 2-этажном доме, напротив через луг, занимая отдельную квартиру на втором этаже. Этот дом, именовавшийся «красненьким» по характеру наружной окраски, был замечателен тем, что в его квартирах были установлены настоящие русские печи. <…> Я любил сидеть у печи со своим дедом, Константином Зверевым, при снятой печной заслонке, когда глаза и душу греет домашний костёр, и слушать его сказы» (Ю. Тупицын, автобиография).
По всей вероятности, Тупицыны проживали в доме №12 или №10 по Парковой улице. А под английским коттеджем подразумевается т.н. «дача Зиминых».
В Ташкенте Юрий с золотой медалью окончил среднюю школу и поступил в Среднеазиатский Индустриальный институт/САГИ (ныне — Ташкентский государственный технический университет им. Абу-Райхана Беруни). Но началась Великая Отечественная, и в 1943 году его, 17-летнего студента, направили в Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров (так назывались в то время штурманские училища), а через год после её с отличием окончания, Юрию было присвоено звание лейтенанта.
И многие годы затем отдал Тупицын авиации. До 1951 года он прослужил штурманом в бомбардировочной авиации. Затем, на Высших офицерских лётно-тактических курсах заслужил звание снайпера-бомбардира.
А в 1955 году окончил, опять же, с отличием, Краснознамённую Военно-воздушную академию в Монино (ныне — ВВА им. Ю.А. Гагарина), подготавливавшую командный состав для ВВС СССР. Служил в военной авиации старшим штурманом авиаполка реактивных бомбардировщиков. Затем много лет занимался преподавательской деятельностью в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков-инженеров/КВВАУЛ («Кача») в Волгограде, где с 1973 года возглавлял кафедру самолётовождения. В 1975 году в звании подполковника ушёл из ВВС в запас по возрасту.
Фантастикой же Юрий увлёкся ещё в школьные годы, когда читал в «Пионерской правде» произведения Александра Казанцева и Григория Адамова.
«Причиной увлечения фантастикой была тяга ко всему тайному, неразгаданному, романтичному. Другой стороной этой тяги была и остаётся любовь к науке и авиации, которой я отдал 33 года своей жизни. Огромную роль в конкретизации и, если можно так выразиться, материализации моего увлечения фантастикой, сыграли произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева и Г. Уэллса... Ж. Верн и А. Казанцев формировали меня, прежде всего, как «физика». Но произведения А. Беляева воспитывали во мне «лирика». Их роль в этом плане была очень велика, я могу сравнить её лишь с ролью произведений М. Лермонтова и И. Тургенева» — отмечал в одном из интервью писатель.
Первой его НФ-публикацией стал напечатанный в журнале «Искатель» рассказ «Синий мир» (1969, позднее вошёл в качестве эпилога к роману «Сказка о любви, ХХIII век») с оригинальной сюжетообразующей фантастической идеей. (Экипаж патрульного корабля «Торнадо» получает срочное задание: произвести посадку на планету Орнитерра — 5-ю планету звезды В-1358, где без вести пропали земляне — персонал биологической станции: планетолог Виктор Антонов и биолог Елена Зим. В ходе расследования и дальнейших поисков экипаж «Торнадо» оказывается на грани гибели... Как оказалось, обитатели планеты – крохотные «птички»-колибриды паразитируют на местной фауне, выводя потомство в телах других представителей животного мира).
Под таким же названием, – «Синий мир» – вышла и первая книга Тупицына — сборник фантастических рассказов и повестей («Дьяволы», «На восходе солнца», «Ходовые испытания», «Тропинка»), изданный в 1972 году.
А его рассказ «Красный мир» (1970) – о неудачной попытке контакта «модельеров» – обитателей красного мира двойной звезды Риолы-Орро, создающих окружающую их среду с помощью «творческого моделирования», – с «неразумными двуногими» членами экипажа корабля «Торнадо», «варварски» изменяющими свой мир с помощью рук и механизмов, – вошёл в «золотой фонд» отечественной фантастики, как образец описания различия во взглядах на разум представителей разных цивилизаций.
В целом же произведения Тупицына относят к «твёрдой» НФ – их сюжеты, как правило, представляют собой вариации на распространённые темы «космической» фантастики. Значительная их часть входит в цикл (1969-91 гг.) о приключениях экипажа патрульного галактического корабля «Торнадо»: «Красный мир», «Мезозой», «Химеры Далёкой Юкки», «Мэйдэй», «Зелёная жемчужина», «Шутники», «В дебрях Даль-Гея» (включая «Далийский вариант»), «Эффект серфинга» (включая «Синий мир»).
«В далёком светлом будущем экипаж корабля «Торнадо», в составе железного командира Ивана Лобова, мастера на все руки инженера Алексея Кронина и весёлого разгильдяя штурмана Клима Ждана, исправно несёт службу в дальнем космосе. Они – «скорая помощь» Вселенной, где ещё очень много неожиданностей и опасностей...».
А с 1972 года писательство стало и второй профессией Юрия Тупицына.
Из творческого наследия писателя особо выделяются романы «Дальняя дорога» (1984), сокращенный вариант которого выходил дважды отдельным изданием под названием «Перед дальней дорогой» (1976; 1978), а также «В дебрях Даль-Гея» (1975).
Действие «Дальней дороги» переносит читателя в XXIII век, в период подготовки дальней межзвёздной экспедиции к новой открытой планете Кика. Едва ли не первым в отечественной фантастике Тупицын наглядно показал в своём романе, что и в светлом Ефремовском коммунистическом будущем неизбежно будут присутствовать конфликты и противоречия как на межличностном уровне, так и в общественной жизни. Роман получился неожиданно серьёзным и, по тем временам, довольно смелым.
Роман же «В дебрях Даль-Гея» (1975), представляет собой «погрессорский» вариант «космической оперы». Его события развиваются в инопланетном городе-государстве Даль-Гее. Тайная профашистская организация «Яр-Хис», стремящаяся к неограниченной власти над народом, обеспокоена растущим влиянием на местных жителей земного консульства и, опираясь на гангстеров, устраивает против землян провокации и организует похищение консула. На выручку товарищу отправляется экипаж «Торнадо». Действуя смело и решительно в критических ситуациях, космолётчики не только освобождают своего консула, но и добывают секретные документы, разоблачающие «Яр-Хис».
Несмотря на резкую критику в печати за трафаретность сюжетных ходов, отсутствие логики и мотивации в действиях героев, он имел большой успех у читательской аудитории, а некоторыми критиками отмечался как самый удачный роман автора.
Перу писателя принадлежат также романы: «Тайна инженера Грейвса» (1981. В романе Тупицын обращается к теме научных открытий XX века: учёный-атомщик Вильям Грейвс, создав бомбу, обладающую огромной разрушительной силой, угрожает всей планете взрывом, требуя от ядерных держав всеобщего и полного разоружения), «Инопланетянин» (1986. Хранилище в банке защищено самыми продвинутыми технологиями. Но в один прекрасный момент из него было похищено 30 кг золота. Нормальный человек этого сделать никак не мог. Тогда кто? Инопланетяне?), «Сказка о любви, XXIII век» («Эффект серфинга») (1991. В новом НФ-романе из цикла «Даль-Гей» писатель утверждает ценности любви, которые оказываются непреходящими и через несколько столетий).
Его другие НФ-рассказы и повести составили сборники: «Синий мир» (1972), «Химеры далёкой Юкки» (1977. Гибелью исследователей планеты Юкка обернулось непонимание своих действий разумными существами с планеты Голубого солнца. Спеша на помощь, они использовали свой жизненный опыт и особенности своего организма, но через какой ад пришлось при этом пройти землянам! Однако выход из сложившейся в результате недопонимания ситуации есть, и его предстоит найти экипажу «Торнадо») и «Красные журавли» (1982. Военный лётчик терпит аварию. Он должен был погибнуть, но его подбирает инопланетянин-авантюрист, забирающий землянина с собой в далёкий космос).
Не менее интересны и захватывающи повести Тупицына: «Дьяволы» (1971. Французский геолог Анри Бланшар, путешествующий в африканской саванне, случайно обнаруживает ранее неизвестных науке крайне агрессивных живых существ, живущих по типу муравьиных колоний, которых страшно боятся местные жители, и называют их не иначе как Дьяволы), «Безумие» (1972. БлизкО к завершению создание мыслящих электронных машин — «логосов». Но учёные сталкиваются с неожиданной проблемой — при накоплении достаточно большого объёма информации машина в буквальном смысле сходит с ума. Что же происходит в её электронном мозге?), «Мезозой» (1972. Экипаж «Торнадо» послан на поиски космического корабля «Ладога», связь с которым пропала через некоторое время после его посадки на планету Меза. Такое название космонавты дали ей в связи с тем, что протекающие на ней геологические и биологические процессы аналогичны земному мезозойскому периоду — эпохе расцвета ящеров), рассказ «Шутники» (1971. Трое космонавтов, совершающих патрульный рейс, обнаруживают населённую планету. Однако, контакт с её жителями наладить никак не удаётся. Аборигены вечно что-то празднуют, веселятся и не обращают никакого внимания на космолётчиков. А совсем рядом расстилается океан, занимающий едва ли не всю планету. Поневоле закрадывается мысль об уэллсовских элоях и морлоках).
В 1996 и 2000 гг. вышел фантастический роман в 2-х книгах под названием «Славка», в котором пришелец из будущего с помощью наших современников осуществляет операцию по спасению инопланетной цивилизации. Роман начинается как детектив, сюжет которого крутится вокруг коллекции скрипок. У скрипача — хозяина коллекции — есть 2 дочери, которые оказываются вовлечены в схватку конкурирующие криминальных группировок. Но тут в дело вмешивается таинственный спецназовец, оказавшийся инопланетянином, но… земного происхождения. На Земле он оказался в рамках операции по спасению людей на другой планете. Ему срочно нужно восстановить энергостанцию, для чего необходимы 30 (опять?) кг платины, причем относительно редкого изотопа. И помогает ему в этом одна из дочерей скрипача — Славка.
Пожалуй, единственная нефантастическая повесть автора «Цветы для Людмилы» рассказывает о любви милицейского оперативника и медицинской сестры, цветах и …наркотиках.
А очерки-размышления Тупицына из цикла «Ведьма» посвящены актуальной и злободневной в то (да и не только) время теме акселерации, которая, в свою очередь, вызывает потерю многих нравственных ориентиров.
Многие рассказы писателя выходили в популярных журналах «Искатель», «Уральский следопыт» и альманахах «Научная фантастика». В них, наряду с Тупицыным, печатались Кир Булычёв (подробнее – здесь: Отец Алисы (и даже не одной!)), Генрих Альтов (подробнее – здесь: Изобретатель, учёный, писатель, Владислав Крапивин (подробнее – здесь: Рыцарь с Площади Карронад), братья Вайнеры и Стругацкие, Ольга Ларионова (подробнее – здесь: Женские сказки Ольги Ларионовой), а в переводе — Рэй Брэдбери (подробнее – здесь: Земные хроники Рэя Брэдбери), Роберт Шекли (подробнее – здесь: Координатор Чудес – Роберт Шекли), Станислав Лем (подробнее – здесь: Пан фантаст) и другие признанные авторы.
В 1974 году Юрий Гаврилович был принят в Союз писателей СССР.
Тупицын писал о приключениях экипажей межгалактических кораблей, о космических экспедициях, о противостоянии землян с инопланетным цивилизациями. Писатель был увлечён техникой и её грядущими достижениями. Своим творчеством он отвергал нелепые запреты некоторых поборников «философской фантастики» на технические темы, презрительно именуемых ими «техническими побрякушками». Но и фантастика для него существовала не ради именно «фантастичности». Она для автора была тем значительнее, чем реалистичнее. И в своих НФ-произведениях он затрагивал вполне «земные» вопросы устройства общественной жизни, а также проблемы межличностных взаимоотношений.
«Ю. Тупицын переносит читателя в мир, где космические полёты — обыденность, нечто достигнутое, обычное, служащее ненасытному стремлению человека к знанию, к открытиям. Однако наибольшим открытием для самого Тупицына становится ЧЕЛОВЕК, человек того времени, куда он стремится в своей мечте заглянуть» (А. Казанцев, писатель-фантаст).
Его произведения до сих пор интересны большой читательской аудитории, а книги можно найти во многих библиотеках нашей страны и ближнего зарубежья. Кроме того, некоторые произведения автора были переведены и изданы в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Германии, Польше, Японии.
Период литературного творчества писателя пришёлся на годы его жизни в Волгограде, Тупицын состоял в Волгоградской писательской организации, а потому совершенно справедливо его считают именно волгоградским литератором. Но и дрезненцам это имя хорошо известно, и они также могут гордиться известным уроженцем своего города.
Скончался Юрий Гаврилович Тупицын 23 декабря 2011 года в Волгограде в возрасте 86 лет.
В некрологе, напечатанном в волгоградском журнале-фэнзине «Шалтай-Болтай» есть такие слова:
«Поборник твёрдой НФ, Юрий Тупицын написал ряд произведений, действие которых большей степенью происходит в космосе… Убеждённый коммунист, он в конце жизни пытался построить модель капитализма с человеческим лицом, пытался создать теорию акселерации человечества. И одновременно пытался отстаивать своё Коммунистическое мировоззрение».
Литературных премий у автора нет, но есть номинации:
1978 —Премия «Фант» — первый в СССР, ещё неофициальный, приз за лучшее произведение советской фантастики, учреждённый в 1976 г. КЛФ «Фант» (г. Хабаровск) при редакции краевой газеты «Молодой дальневосточник». Одним из его инициаторов выступил журналист и активист фэн-движения Ю. Шмаков. КЛФ и другие читатели обсуждали самые интересные фантастические книги и рассказы прошедшего года, затем голосовали, выбирая лучшее. Достаточно было отправить письмо в газету «МД», на страницах которой и сообщались имена лауреатов. Награда прекратила существование после появления единого общесоюзного приза КЛФ «Великое Кольцо».
Категория: «Роман» — «Перед дальней дорогой» (1976).
Библиография Ю. Тупицына:
Романы: «Далийский вариант» (1975), «Перед дальней дорогой» (1976), «В дебрях Даль-Гея» (1978), «Тайна инженера Грейвса» (1981), «Инопланетянин» (1983), «Дальняя дорога» (1984), «Эффект серфинга» («Сказка о любви, XXIII век», 1991), «Славка» (2000).
Повести: «Дьяволы» («Саванна отдаёт тайну», 1971), «Безумие» (1972), «Мезозой» («Эхо мезозоя», «На восходе солнца», 1972), «Химеры Далёкой Юкки» (1974), «Красные журавли» (1980), «Случайный» (2000), «Цветы для Людмилы» (2005).
Рассказы: «Синий мир» (вошёл в роман «Эффект серфинга», 1969), «Красный мир» (1970), «Свидание» (1970), «Фантомия» (1970), «Ходовые испытания» (1970), «На восходе солнца» (1971), «Шутники» («Загадка иллинов», 1971), «Тропинка» (1972), «Мэйдэй» (1973), «Зелёная жемчужина» (1975), «Люди — не боги» (1975), «Эти тонкие грани риска» («Тонкие грани риска», 1976), «Сладкая каторга» (1982), «Хроника кометы Шенона» (2000).
Поэзия: «Дикие утки» (стихотворение, журнал «Отчий край», Волгоград, 1995).
Публицистика: «Крылья мечты» (о создании волгоградского КЛФ «Ветер Времени» (подробнее – здесь: «Советский фэн №1». Памяти Завгара), 1982), «Ведьма» (сборник эссе, 1991), «Осколки прожитой жизни. Автобиография» (2005).
Источники:
А. Казанцев «Мир искателей. Размышление над книгой» (Ю. Тупицын. «Синий мир», предисловие, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1972);
«Энциклопедия фантастики: Кто есть кто» (под ред. Вл. Гакова, Минск, ИКО «Галаксиас», 1995);
http://drezna-istoki.ru/2021/03/%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/;
https://knigogid.ru/authors/17208-yuriy-tupicyn;
https://fantlab.ru/autor1664;
https://www.livelib.ru/author/170722-yurij-tupitsyn;
http://archivsf.narod.ru/1925/yury_tupicin/index.htm;
http://edu.vspu.ru/volgacon/640.