Наталья Искандер-Андросова: праправнучка Николая I, мотогонщица и муза поэтов (10 фото + 1 видео)
Наталья Искандер-Андросова - одна из немногочисленных потомков Романовых, которые остались в СССР. Ее дед, великий князь Николай Константинович (1850—1918), был внуком Николая I и двоюродным братом Александра III.
Великий князь Николай Константинович (1850—1918),
Николая Константиновича после одного нехорошего проступка (украл семейные бриллианты) князья отправили на перевоспитание в Ташкент, где местные дали ему прозвище Искандер, т.е. "Великий". Так здесь называли царских особ и тех, кто прославил свою фамилию ратными подвигами. Со временем прозвище превратилось в фамилию его детей, родившихся от морганатического брака.
Сын Николая Константиновича и отец Натальи, Александр Искандер (1887–1957), был русским офицером. Он участвовал в Первой мировой войне, где получил ранение. После того, как к власти пришли большевики, Александр в составе белой армии участвовал в боях в Средней Азии, а потом в Крыму в армии Врангеля. После поражения он бежал за границу и оставшуюся жизнь прожил во Франции.
Наталья и Кирилл в Ташкенте, 1919 г
А вот его жена Ольга осталась с двумя малолетними детьми в России. Оба потомка Романовых- Кирилл (род. в 1915 году) и Наталья (род. 23 февраля 1917 года) не только прожили в СССР всю свою жизнь . Оба они прожили в СССР всю жизнь.
Наталья Искандер
После революции Ольга очень бедствовала. В начале 20-х годов она перебралась в Москву, где вышла замуж за Николая Андросова, финансового служащего, который усыновил ее детей и дал им свою фамилию. В семье предпочитали о происхождении не говорить, т.к. время было суровое.
«Быть внучкой великого князя и праправнучкой Николая I — это же смертный приговор! Моя мама была очень осторожным человеком — жизнь научила. Она никогда даже полусловом не намекала на родственную связь с царской семьёй. Но некоторые семейные фотографии всегда стояли у нас в доме, их никогда не прятали. Я их рассматривала, знала, что это предки, родственники, не более… Я никогда об этом направо-налево не болтала, но мои друзья знали, кто я по происхождению. К этому относились нормально, без восторгов или презрения. Чтобы кто-то прекратил дружбу из-за моего происхождения — такого не было», - вспоминала Наталья.
Наталья вспоминает, что ею "периодически интересовались „серые люди“ из КГБ. Много раз возили на Лубянку, предлагали сотрудничество, но она сказала что доносить не умеет и учиться этому не собирается".
Однажды после такого визита она даже сожгла документы о своей родословной - все, включая даже свидетельство о рождении, которое восстановила после лишь через много лет.
Наталья жила обычной жизнью советской девушки. Окончив семилетку, пошла работать и сменила несколько профессий, пока в конце 1930-х годов не увлеклась мотогонками. Записавшись в мотоциклетный клуб, она стала усиленно тренироваться и вскоре начала выполнять смертельно опасные трюки на вертикальной стене.
Во время войны урожденная княжна водила «полуторку» (грузовой автомобиль ГАЗ-АА), доставляя на передовую хлеб и другие продукты, а в перерывах между поездками неоднократно помогала тушить пожары после немецких бомбёжек.
После войны Наталья снова вернулась к мотогонкам. «Не раз падала, разбивалась так, что врачи прочили мне костыли на всю оставшуюся жизнь, а я снова садилась на мотоцикл. Никогда я не позволяла себе плакать и жаловаться. Тогда, в 1940-е годы, я потеряла колено: с высоты вместе с мотоциклом рухнула вниз. Смотрю, а из коленки кости торчат. „Ну что, — говорю, — везите меня в больницу“. Но через год я снова гоняла по стенке. До 1967 года», - рассказывала она.
Семейная жизнь у Наталья сложилась не слишком счастливо: в 1950-е годы она вышла замуж за известного кинорежиссёра Николая Досталя и усыновила его детей, Вову и Колю, которые вполследствии тоже стали будущими режиссерами. Однако брак был недолгим - спустя девять лет ее муж погиб во время съёмок фильма «Всё начинается с дороги». Больше замуж Наталья не выходила и своих детей не родила.
Связи со своими родственниками за границей она не поддерживала, да и это было практически невозможно. Однако о спортивных достижениях Натальи начали писать советские газеты, а после и за рубежом просочилась слава о девушке-мотоциклистке, которая наравне с мужчинами участвует в сложнейших трюках. Вдова умершего во Франции Александра Искандера узнала о Наталье и связалась с ней. От нее урожденная княжна услышала о недавней смерти своего родного отца.
Наталья в 1950-е годы
"В период „оттепели“ его вторая жена, к тому времени уже вдова, жившая в Париже, разузнала обо мне через вереницу знакомых, написала письмо, мне передали его в Москве. Она сообщила, что отец умер в 1957 году. Некоторое время мы с ней переписывались. Очень славная, добрая русская женщина. Позднее она прислала несколько отцовских рассказов. Я их читала и будто бы с ним, живым, разговаривала", - вспоминала Наталья.
Однако другие зарубежные родственники знакомиться с Натальей не спешили. "То ли все гордые очень, то ли каждый таит мысли о праве на наследство, то ли попросту думают, что бедная русская родственница станет просить у них денег или убежища", - рассказывала она.
Гонками Наталья занималась до пятидесяти лет, однако из-за многочисленных травм пришлось оставить свои любимые мотоциклы. В 1992 году умер ее брат Кирилл и Наталья осталась единственной из прямых потомков Романовых в России. Свою мечту - побывать на могиле отца в Ницце - она смогла осуществить в свои 80 лет. Прежде на это не было средств, да и после с поездкой во Францию ей помогали знакомые, но не зарубежные родственники.
В 1999 году Наталья умерла. Ее похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с матерью и братом.