Арии Маргенты (43 фото + 17 видео)
Российская поэтесса, журналистка и переводчица Маргарита Анатольевна Пушкина родилась 22 января 1952 года в Тбилиси (ГССР). Её отец — фронтовик, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, заслуженный военный лётчик СССР Анатолий Иванович Пушкин (1915-2002) — был летчиком-бомбардировщиком (на рассказах бывалого лётчика основана песня Арии «1100» с альбома «Герой асфальта» (1100 метров — оптимальная высота для бомбометания)), поэтому всё детство девочки было связано с переездами. Кроме различных городов Союза, маленькая Рита побывала в Венгрии (Южная группа войск/ЮГВ), жила в Латвии и Литве (Прибалтийский ВО). Мама — Родина Зоя Петровна — была домохозяйкой, заботилась о ней и 2-х её старших сестрах — Виолетте и Тамаре.
Сильное влияние на формирование личности Маргариты оказала её средняя сестра — археолог, кандидат исторических наук, доцент МГУ Тамара Анатольевна Пушкина (1945-2020), которая с детства поддерживала Риту и была её советчицей во всём.
Тамара Анатольевна Пушкина
Ещё в ранние годы Рита начала интересоваться поэзией, вдохновленная творчеством любимых поэтов начала писать и сама. Также демонстрировала способности к музыке. Поэтому родители и отвели дочь в музыкальную школу. Выступала также и с местным хором. Но после выпуска из «музыкалки» девушка решила освоить профессию преподавателя иностранных языков и с этой целью, после окончания средней школы №711, поступила в Московский педагогический государственный университет/МПГУ (бывший МГПИ им. Ленина), который окончила со специальностью преподаватель испанского и английского.
Увлеклась Маргарита рок-музыкой и авторской песней. Первый свой песенный текст девушка написала в 18 лет — слова для песни «Дай помечтать» начинающего музыканта и композитора Александра Кутикова, будущего басиста Машины Времени, а тогда — звукорежиссёра на Гостелерадио.
Примерно тогда же Маргарита встретилась с недавно ушедшим от нас Александром Градским (1949-2021), который оказал большое влияние на формирование её любви к рок-музыке. С ним Пушкина долгие годы дружила. Маргарита и Александр были не просто соавторами многих замечательных произведений, они были по-настоящему большими друзьями.
«— Наше знакомство было в 1967 году, в это трудно поверить. Познакомила нас песня «The House Of The Rising Sun» группы The Animals. Он талантливо её пел в ДК на ул. Бирюзова. Кошмарный у него вид, конечно, был: худой, какие-то очки, вельветовые штаны с протертыми коленями, драный чёрный свитер. Колоритный, в общем, был мальчик. Я к нему подошла, говорю: «Ты так классно поёшь, давай дружить». На что он сказал: «Да, давай дружить». Вот мы с ним с 68-го года так и дружим. Хорошая была дружба, и в наших отношениях я видела отзывчивого, нормального парня.
— Хочется избежать банальностей, но на ум всё равно ничего не приходит, кроме фразы: «Ушла эпоха». Экс-«технолог» Рома Рябцев только что мне написал, что хоть он и не был поклонником Градского, но ощущение, что тот был, как королева Елизавета, — всегда…
— Хорошая цитата была у Андрея Макаревича в фильме на 65-летие Градского. Он вспоминал, что, когда убили Джона Леннона, Градский сказал: «Ну вот, теперь я остался один».
— И шутка, и бравада, и в то же время какая-то сермяжная правда в этих словах. По крайней мере, применительно к истории нашей музыки…
— Совершенно. Градский и любил Леннона, и даже отождествлял себя с ним в чём-то. И косил под него очень талантливо. Сделал себе (в те годы) такую же прическу, как (у Леннона) на «Белом альбоме», на прямой пробор, и очочки. Всё как надо. А сейчас нет и Джона Леннона уже сколько лет, а теперь и Александра Борисовича.
— Он сам всегда с удовольствием повторял чью-то шутку о том, что у Градского только 2 хита: «Как молоды мы были» и его похороны…
— Да, он был в этом весь. В таком отношении к жизни. Он ещё мне говорил, что сейчас меня не оценят, тебя не оценят, но когда мы умрём, всё произойдёт как с Мусоргским…» (из интервью М. Пушкиной Артуру Гаспаряну, «МК. Культура», 28.11.21).
А в 1976 году Кутиков же привёл Маргариту в группу Високосное Лето, с этого момента и началось её плотное сотрудничество с рок-музыкантами.
Сотрудничала Пушкина со многими рок-коллективами, участвовала в создании дебютной пластинки Автографа (подробнее – здесь: «Автографу» - 40!), в частности, написала сингл «Ирландия. Ольстер», удостоенной главной награды на фестивале «Весенние ритмы-80» в Тбилиси.
А в 1985 году была представлена публике созданная совместно с Градским рок-опера «Стадион», в основу сюжета которой легли события военного переворота, произошедшего в Чили, в результате которого был убит президент-социалист Сальвадор Альенде, к власти пришёл генерал Аугусто Пиночет, а в Советском Союзе поднялась «волна солидарности», а так же трагическая судьба чилийского поэта Виктора Хары (1932-1973). Но из-за наличия некоторых сцен жестокости, произведение долгое время не хотели пропускать на худсоветах.
«— Это было по следам чилийских событий 1973 года. Это была очень нервная работа. Потому что Александр Борисович у нас же ураган, может в любой момент явиться. У него гениальная мысль в голову пришла, а у меня один глаз спросонья не открывается. «Ну и страшна же ты», — говорит… Мы, естественно, ругались, потом садились и работали. Когда он написал арию Люсии, главного женского персонажа, который Пугачёва потом спела, у него (в тексте) был какой-то сэндвич с ветчиной. Я ему говорю: «Какая ветчина? Это же Чили! Это расстрел! Это драма!»… Подпольно записывал эту рок-оперу. Выбивал студии в Доме звукозаписи на Качалова подо что-то другое, под какую-то песню, например.
— Подпольно, потому что рок-опера? Потому что рок тогда был запрещён? Могли настучать?
— Нет, не поэтому. Под большую форму нужны были отдельные разрешения, согласования, трудно было выбить. Рок здесь ни при чём совершенно, хотя, конечно, трудные времена были. Ему помогали, выбили студию под другое. Если кто-то входил в студию, помню, композитор Колмановский так зашёл неожиданно, когда там хор надрывался: «Эй, брат, день придёт, солнце взойдёт…», Саша делал каменное лицо, прикладывал палец к губам — мол, молчать, ни слова о Чили. И обращался к входящему: «Вот, знаешь, удачная песня получается». В общем, никто не знал, что они там записывали» (из интервью А. Гаспаряну).
А более широкую известность Маргарита получила как автор треков для группы Ария. Их первой совместной работой стала композиция «Тореро», вошедшая в трек-лист альбома «Мания величия». Когда же случился первый раскол коллектива, Пушкина сумела остаться в нейтралитете и сохранить дружеские отношения со всеми его музыкантами.
А после воссоединения группы вышла пластинка «Герой асфальта», уже все песни которой были написаны поэтессой. В них раскрываются темы свободы, борьбы, самопожертвования и поиска себя. Релиз был с восторгом принят поклонниками Арии, а композиции стали хитами.
В последующие годы группа неоднократно распадалась, но Маргарита продолжала работать со всеми её участниками. Она писала тексты и для её «производных» — коллективов Мастер, Маврин и Кипелов, совместно с солистом которого создала знаменитую композицию «Я свободен!».
"Арияфест". 28 ноября 2015 г. Александр Елин, Маргарита Пушкина, Алик Грановский
М. Пушкина и А. Монин
Маврик и Маргарита на концерте Ольги Дзусовой
В.Кипелов и М.Пушкина
Параллельно продолжала сотрудничать и с другими авторами и группами, написала песни для Карнавала, ЭВМ и Лиги Блюза.
М.Пушкина и Н.Арутюнов
Хотя иногда пишет Пушкина и для откровенно «попсовых» исполнителей, является автором слов известной песни «Замыкая круг» (исп. Крис Кельми (подробнее – здесь: Умер Крис Кельми) и Рок-ателье) и «20:00» (исп. Александр Барыкин (подробнее – здесь: Больше не встречу) и Карнавал). Сотрудничала с певцами Игорем Силивёрстовым и Леонидом Величковским (ех-Биоконструктор, Технология), писала песни и для их сольных проектов.
В 1992 году Маргарита написала текст песни «Санта Лючия», впервые прозвучавшей в исполнении Силивёрстова и получившей второе рождение в исполнении Quest Pistols Show в 2014 году. Ей же принадлежат тексты к песням «Мамочка» и «Ну-ка, ну-ка, ну-ка…» группы Стрелки.
Является Пушкина автором многих песен Ольги Кормухиной (подробнее – здесь: И в джаз, и в рок. К юбилею Ольги Кормухиной): «Верю», «Деревня», «Мир деревьев», «Буксир», «Время пришло», «Праздник, который пока не со мной», «Я не верю тебе», «Ангел-хранитель», «Остров», «Сонет» (дуэт с Хелависой (подробнее – здесь: Хелависа, ведьма от музыки))
С 1992 года Маргарита издаёт ещё и рок-журнал «Забриски Rider» (название произошло от объединения названий фильмов «Zabriskie Point»/«Забриски-Пойнт» (реж. Микеланджело Антониони, 1970) и «Easy Rider»/«Беспечный ездок» (реж. Деннис Хоппер, 1969)) — издание, посвящённое альтернативной культуре Америки, Европы и России.
Приняла Маргарита участие и в написании книги музыканта, журналиста и художника-оформителя Дилана Троя (Дмитрия Монахова) «Ария. Легенда о Динозавре» (издательство «ЛЕАН», 2000), основанной на биографиях участников и истории коллектива, куда среди прочего вошли её воспоминания о ранних годах группы. При издании «Легенды…» поэтессу даже вписали как одного из соавторов книги. Позже Маргарита выпустила и свою собственную книгу об Арии — «Ария Маргариты» (издательство «Нота-Р», 2002), целиком посвящённую тому, как создавались тексты для группы и включающую черновые версии песен.
Также Пушкина создала собственный проект под названием Margenta («Маргента» — её прозвище в рокерской тусовке), в рамках которого создаются песни на ранее написанные, но не изданные поэтессой произведения. Так появился сборник «Берег, которого нет».
Затем вышел альбом «По ту сторону сна» (2006), полностью записанный группой Мастер с участием приглашённых вокалистов.
В 2007 году в рамках Margenta вышел проект «Династия Посвящённых», полностью написанный на стихи Пушкиной.
Затем, в 2009 году, поэтесса выпустила его продолжение под названием «Династия Посвящённых: Дети Савонаролы». А в 2010 году за ними последовал и сингл «Династия Посвящённых: Цветок майорана».
В 2013 году вышел 3-й альбом проекта «Династия Посвящённых»: «Sic Transit Gloria Mundi», а затем и 4-й — «Династия Посвящённых: Окситания» (2018).
Margenta осуществляется при участии «арийцев» и многих других известных музыкантов: Валерий Кипелов, Дмитрий Борисенков, Артур Беркут (ех-Автограф, Ария), Алик Грановский (ех-Ария, Мастер, подробнее – здесь: Мастер из «Мастера»), Сергей Терентьев (ех-Ария, АрТерия), Анатолий Алёшин (ех-Цветы, Аракс, Квадро, Стайер, Aleshin), Ольга Дзусова (СС-20), Юта Зубковская (Д.И.В.А.), Максим Самосват (ех-Mechanical Poet, Эпидемия), Михаил Серышев (оперный певец и ех-вокалист Мастера), Алексей Булгаков (ех-Легион), Андрей Лефлер (ех-Эпидемия), Андрей Кустарёв (ех-Стайер), Пётр Елфимов (Гран-Куражъ), Дария «Нуки» Ставрович (Слот), Александр Горбунов (Stonehand), исполнительница Юлия «Миласа/Milasa» Малясова (Копенгаген, Дания).
М. Пушкина и А. Алёшин
М.Пушкина и С.Терентьев
Обложка альбома "Тайный Париж" (муз. О. Дзусовой, сл. М. Пушкиной)
С 2019 года сотрудничает Пушкина с Продюсерским центром «Пентаграмма» в записи альбома оригинальных треков в исполнении звёздных артистов мюзиклов. Пока было записано 2 трека на её стихи в исполнении Кирилла Гордеева («Гефсиманский сад») и Елены Газаевой («Лилит»).
Маргарита сама руководит процессом творчества, приглашая вокалистов, композиторов и музыкантов. Часто принимает участие в записи альбомов на свои стихи в качестве «голоса от автора».
В 2020 году проект Margenta представил альбом-трибьют «Hasla La Vista!», посвящённый ушедшим от нас в том году рок-музыкантам, воздав должное Кену Хенсли и Ли Керкслейку (Uriah Heep), Питеру Грину (Fleetwood Mac), Филу Мэю (Pretty Things) и Эдди Ван Халену (Van Halen).
А в январе-феврале 2022 года группа Гран-Куражъ, при участии Маргариты, планирует выпустить запись концертного альбома к 15-летию группы — «IX жизней». Т.к. со дня проведения концерта уже прошло достаточно времени, релизу решили дать название, которое будет отлично отражать суть концерта и его музыкальное содержание: Пётр Елфимов, Михаил Житняков, Евгений Колчин, Павел Селеменев, Алексей Путилин, Юрий Бобырёв, Вячеслав Стосенко, Евгений Комаров и Михаил Бугаев — 9 человек, жизни которые с 2004 года стали частью истории группы.
Уже 10 декабря на всех цифровых площадках лейбл М2БА представил символический ЕР, в который вошли 3 песни из большого альбома: по одной композиции с каждым вокалистом группы — Елфимовым, Житняковым и Колчиным.
Готовится к выпуску в 2022 году новый альбом проекта Margenta.
А ещё в 2020 году вышли и новые произведения Пушкиной в качестве писательницы: «Недетская сказка о Жуке и его собачьей жизни, ночной красавице Луне, деревне Теремок и Бабушке Моховичке с Братанских островов» (трогательная история о дружбе, преданности и поиске своего места в круговороте жизни, для тех, кто хотя бы раз в жизни принимал на себя ответственность за братьев наших меньших) и «Окситанские сны» (полное либретто рок-оперы «Окситания», черновики, утерянные и найденные затем фрагменты арий, фантазии на средневековые темы, тексты альбомов «Margenta — Династия Посвящённых», отзывы и рецензии слушателей и журналистов).
Сейчас Маргарита Анатольевна продолжает творить, выпуская как отдельные стихи, так и сборники. В планах и выход очередной книги — «Concerto Grosso» (художник Олег Щербаков).
Лирика Пушкиной сложна и интеллектуальна, затрагивает многие исторические и философские вопросы. Её стихи написаны не только на русском, есть и англо- и испаноязычные тексты. На творчество автора оказывает влияние современная культура. Среди произведений, вдохновивших её на написание текстов, — любимый «байкерский» сериал Курта Саттера «Сыны Анархии»/Sons of Anarchy (канал FX, реж.: П. Барклай, Г. Ферленд, 2008-14) и книги «поттерианы» писательницы Джоан К. Роулинг.
Попробовала Пушкина себя ещё и в качестве актрисы — сыграла одну из главных ролей в фильме «Тацу» («Гончие псы») (Великобритания-Россия, реж. В. Лагунов, 1994). Картина в прокат так и не вышла, однако кадры из неё были использованы затем как основа ряда видеоклипов группы Крематорий.
М. Пушкина, В. Холстинин, А. Григорян
Поэтесса ведёт страницы во ВКонтакте и в Facebook*, а также официальный сайт margenta.ru, где публикует новости и фото. Любит классическую симфоническую и оперную музыку, классический и современный рок (преимущественно западный).
О личной жизни Пушкиной известно немного, она предпочитает не говорить об этом на интервью. В прошлом была замужем (муж – Павел Линн), но затем развелась. У неё есть дочь Зоя, которая осчастливила её появлением внуков.
дочь - Зоя Павловна
Маргарита Пушкина с внуком
Дискография Margenta:
«Отлетались. (Ария Маргариты)» (2003), «По ту сторону сна» (Мастер & Margenta , 2006), «Династия Посвящённых» (2007), «Династия Посвящённых: Дети Савонаролы» (2009), «Нейтрализатор Мрачности» (2009), «Цветок майорана» (сингл, 2010), «Династия Посвящённых: Sic Transit Gloria Mundi» (2013), «Очарованные грустью» (Margenta & Sphinx (feat. П. Елфимов), 2016), «Дым. Крепости. Волк» (Margenta & Андрей Кустарёв, 2016), «Династия Посвящённых: Окситания» (2018), «Salto Vitale» (2018), «Вентиль. Провокация» (2019), «Сад развлечений им. И.Босха» (2020), «Алый Король» (Margenta & Catharsis, 2020), «Hasla La Vista!» (2020), «Маги и Маглы» (Margenta & Светлана Тиш, 2020).
Библиография:
«Заживо погребённая в роке» (М.: Независимое издательство «Independent Press Crematorium», 1990), «Слезай с моего облака» (М.: «Арокс», 2000), «Ария. Легенда о динозавре» (СПб.: «ЛЕАН», 2000), «Легенды русского рока. Книга 1» (СПб.: «ЛЕАН», 2001), «Ария Маргариты» (СПб.: «Нота-Р», 2002), «Династия Посвящённых» (СПб.: «Нота-Р», 2007), «Оттопыренность» (М.: ИП Галин А.В., 2014), «Недетская сказка о Жуке и его собачьей жизни, ночной красавице Луне, деревне Теремок и Бабушке Моховичке с Братанских островов» (2020), «Окситанские сны. Тайна замка Маргенты» (авторское издание, 2020).
Источники:
https://www.livelib.ru/author/226447-margarita-pushkina;
https://www.mk.ru/culture/2021/11/28/rokpoetessa-margarita-pushkina-rasskazala-o-bolshoy-druzhbe-s-aleksandrom-gradskim.html;
https://24smi.org/celebrity/68673-margarita-pushkina.html;
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/ros/26652/bio/;
https://test.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/281258.
https://vk.com/margentamargo
https://needlewoman.ru/articles/nedetskaya-skazka-o-zhuke-i-ego-sobachey-zhizni.html
* Запрещены в РФ