Из «Нирваны» в нирвану (часть 2)
Ещё в январе 1990 года на концерте в Портленде (Орегон) Курт познакомились с Кортни Лав – вокалисткой группы с «говорящим» названием – Hole/Дупло. Она была типичной панк-рокершей со сложной биографией, пробовавшей себя в роли актрисы, ди-джея, танцовщицы и стриптизёрши. Настойчивый и вызывающий характер Кортни был полной противоположностью скромности Кобейна. Она начала следить за карьерой Nirvana. А когда в конце года её подруга Дженнифер стала встречаться с Гролом, Кортни призналась, что она неравнодушна к Курту, и отправила в подарок ему антикварную коробку-сердечко с разными безделушками. Затем, в мае 1991 года, они встретились в Лос-Анджелесе на концерте L7. Кобейн попытался ухаживать за Кортни, описывая её друзьям как «самую крутую девушку во всём мире». И когда через 5 месяцев Лав, выгнав своего тогдашнего любовника, вдруг обнаружила, что в городе выступает Nirvana, и решила встретиться с Куртом. И …осталась в его гостиничном номере.
Курт и Кортни
Так начался любовный роман между Кобейном и Лав, ставший, как оказалось, началом конца. Многие считали, что она связалась с Куртом по расчёту, чтобы жить в достатке и развивать собственную карьеру. Помимо отношений, их связали ещё и наркотики: Кортни подсела на героин ещё за 2 года до встречи, поддавшись повальному увлечению рок-музыкантов, а Курт стал принимать его не так давно, чтобы, как он объяснял, «справиться с болью в желудке» (после начала бурной концертной деятельности его боли в животе вновь усилились).
Возлюбленные постоянно находились в разных концертных турах, но ежедневно разговаривали по телефону или посылали друг другу факсы. А когда Nirvana впервые выступала вживую на популярном ТВ-шоу «The Word», Курт выдал с экрана с фразу: «Я хочу, чтобы вы все знали. Кортни Лав, вокалистка сенсационной группы Hole, — лучшая трахальщица в мире». И в декабре 1991 года в интервью журналу BAM музыкант признался, что они с Кортни собираются пожениться.
В январе 1992 года Nirvana отправилась в Нью-Йорк для съёмок в телешоу «Saturday Night Live». В день записи — 11 января 1992 года — Кобейн не рассчитал очередную дозу, и его весь день тошнило. Но, несмотря на ужасные внешний вид и физическое состояние, сумел выйти на сцену и отыграть концерт, закончившийся разгромом ударной установки и поцелуем с Кристом. А после шоу Кобейн ещё и отправился в студию к ди-джею Сент-Томасу, где дал длинное интервью о выходе диска «Nevermind: It’s an Interview». Проговорили они всю ночь, а наутро Кортни обнаружила Курта лежащим в номере без сознания: у него случилась передозировка. Она отчаянно пыталась спасти Курта, обливала водой и била, пока он не пришёл в себя.
Менеджеры группы начали беспокоиться о состоянии Кобейна – финансовое положение коллектива могло оказаться под угрозой. К тому же пришла новость, что «Nevermind» в следующем номере «Billboard» впервые в истории группы окажется на вершине хит-парада. Но музыкант перестал слушаться окружающих.
А в январе 1992 года стало известно, что Кортни ждёт ребёнка. Курт был в отчаянии, так как понял, что во время зачатия они были «под кайфом». Он боялся, что ребёнок родится с дефектами, и обратился к специалисту. Тот обнадёжил пару, но прописал лечение. Курт и Кортни прошли курс быстрой детоксикации, запершись на несколько дней в отеле и принимая большие дозы снотворного и метадона. А через 2 недели Курт отправился в тур по Австралии, Новой Зеландии и Японии, где его вновь одолели боли в желудке. Кобейну прописали тогда физептон, и он пристрастился ещё и к опиатам.
24 февраля 1992 года на Гавайях состоялась свадьба Курта и Кортни. Жених был одет в пижаму, а невеста — в платье, принадлежавшее ранее актрисе Фрэнсис Фармер. Новоселича с подругой Кобейн на свадьбу не пригласил, т.к. считал, что они плохо относятся к Кортни. И на следующий же день Крист улетел домой, в полной уверенности, что их дружба закончилась, да и Nirvana скоро распадётся: группу приглашали на концерты с огромными гонорарами, но Курт отказывался выступать, решая собственные проблемы с наркотиками (во время медового месяца он вновь начал колоться). Кортни удалось на время отказалась от «дури», но Курт совладать с собой никак не мог. Всё чаще он стал употреблять фразу «Я ненавижу себя и хочу умереть» и даже хотел назвать так следующий альбом. В результате, в марте 1992 года менеджерам Nirvana пришлось обратились к наркологу-консультанту Бобу Тимминсу, известному работой с рок-звёздами. И Кобейн лёг в Седарс-Синайский госпиталь/Cedars-Sinai Medical Center в Лос-Анджелесе, где начал проходить лечение по популярной программе «12 шагов» — сеансы групповой терапии, но вскоре перестал посещать собрания.
Он вместе с Кортни вернулся в Сиэтл, где начал поиски дома для семьи. И даже встретился с родителями, устроив вечеринку в честь предстоящего рождения ребёнка. Но в мае 1992 года вновь сорвался и вернулся к героину, затрачивая на него до $400 ежедневно, и проводя целые дни дома, рисуя картины или пялясь в телевизор.
А затем Кобейн инициировал пересмотр подписанного ранее контракта, согласно которому, гонорары за написание песен делились поровну между ним, Новоселичем и Гролом. Курт захотел получать 75% от дохода за музыку и 100% за тексты. Басист и барабанщик сочли это предательством, но когда Кобейн пригрозил распустить группу, согласились на его условия.
В июне 1992 года Nirvana возобновила выступления в Европе, но после первого же концерта Курта доставили в больницу из-за болей в животе. Журналисты тут же связали госпитализацию с его наркопроблемами, и в британских изданиях музыканта стали обвинять в злоупотреблении героином.
Боли в желудке усиливались, и Курта вновь начали посещать мысли о самоубийстве. Отчаявшись, он отказался от метадона и вернулся к героину, но и это не помогло. И в августе музыкант в очередной раз отправился в Седарс-Синай, сменил терапевта, и решился на 2-месячную программу по детоксикации. Через 3 дня в ту же клинику под вымышленным именем поселилась и Кортни, решив спокойно провести остаток беременности и заодно подлечиться от неврастении.
А 18 августа 1992 года у супругов родилась дочь, которую назвали Фрэнсис Бин Кобейн. Но радость Курта была омрачена выходом в сентябрьском номере «Vanity Fair» статьи, в которой раскрывались подробности личной жизни Кортни и употребления ею наркотиков в ходе беременности. Другие издания и агентства подхватили тему, публикуя материалы о детях музыкантов-наркоманов. В больницу прибыли сотрудники отдела защиты детей, и когда Кортни выписывалась, ей не разрешили забрать дочь. В результате, Курт пришёл в палату к жене с пистолетом и пригрозил, что если у них отберут ребёнка, то они совершат двойное самоубийство. Однако, решением суда Фрэнсис всё же назначили опекуна, а Курту предписали пройти 30-дневное лечение от наркозависимости.
Но в конце августа Кобейн уехал в Великобританию, где на 30 августа было запланировано выступление на фестивале в Рединге. В предверии концерта ходили слухи о распаде группы и болезни Курта, но музыканты блестяще отыграли сет-лист из 25 песен, подтвердив, что Nirvana ещё жива.
Через несколько дней Курт вернулся в Лос-Анджелес и продолжил лечение. А уже 8 сентября выступил на церемонии вручения награды «MTV Video Music Awards». Nirvana собиралась тогда в прямом эфире сыграть вместо «Smells…» песню «Rape Me», но MTV запретили её петь из-за присутствующей в тексте фразы «Изнасилуй меня», пригрозив в противном случае вообще исключить их клипы из эфира. Когда же пришло время выступления, Курт заиграл вступительные аккорды и первые строчки «Rape Me», но через несколько секунд переключился на ранее запланированную «Lithium», чтобы трансляцию не успели прервать. Там же, на церемонии награждения, Кобейн посоветовал зрителям меньше верить всему, что о нём пишут, намекая на статью в «Vanity Fair». А ещё через неделю дал первое за полгода большое интервью журналу «Los Angeles Times», рассказав о решении проблем с героином, возможном распаде группы и рождении ребёнка, уверяя, что все его неурядицы в прошлом. Чтобы сгладить последствия публикации в «Vanity Fair», журнал «Spin» выпустил статью «Семейные ценности», в которой Кобейны предстали любящими и заботливыми родителями.
Осень 1992 года Курт провёл вместе с женой, дочерью и её нянем Кали в Сиэтле. А в октябре узнал, что без его ведома идёт работа над биографией Nirvana. Кобейн позвонил одному из соавторов книги — Виктории Кларк — и оставил на автоответчике несколько угрожающих сообщений. А та передала записи в полицию. В результате менеджерам Nirvana пришлось уговорить Курта дать согласие на выпуск авторизированной биографии группы. Также музыкант был вынужден согласиться на фотосессию для журнала «Monk» и интервью гей-изданию «Advocate».
Являясь противником гомофобии и женоненавистничества, Кобейн неоднократно надевал для съёмок женскую одежду, и в 1993 году появился на обложке журнала «The Face» в платье, с макияжем и лаком на ногтях, как сейчас бы сказали – «тролля» читателей.
А в середине ноября суд Лос-Анджелеса постановил вернуть Фрэнсис Бин родителям.
Рождение ребёнка и последовавшие события наложили отпечаток и на творчество Кобейна. Он провёл много времени, придумывая концепцию обложки сборника редких записей «Incesticide», планировавшегося к выходу в конце года, и остановился на сюжете, где ребёнок-марионетка держит за руку отца и смотрит на цветы мака. Альбом увидел свет в канун Рождества и попал на 51-е место чарта «Billboard». Несмотря на отсутствие промотура, за 2 месяца было продано более 500 тыс. его экземпляров.
Для записи нового альбома Nirvana выбрали лейбл «Pachyderm Studios» в Кэннон-Фолс (Миннесота). Продюсером стал Стив Альбини, участник панк-группы Big Black. Кобейн стремился уйти от «вылизанного» звучания «Nevermind» к сырому и естественному саунду. Запись прошла вдвое быстрее предыдущей, и к 20 февраля 1993 года основные партии альбома были закончены. Но выпуск задерживался, так как рекорд-лейблу не нравилось то самое его «сырое» звучание. В мае был нанят звукорежиссёр Скотт Литт, который адаптировал песни «Heart-Shaped Box» и «All Apologies» под ротации на радио.
А в марте Кобейн и Лав закончили судебную тяжбу с отделом защиты детей, избавившись от необходимости в опекуне над дочерью и потратив на разбирательства более $240 тыс.
Но уже 1 мая 1993 года Кобейн был госпитализирован из-за передозировки: Венди и Кортни обнаружили его без сознания, попытались привести в чувство, но когда он стал синеть, вызвали полицию и «скорую». Курт от медпомощи отказывался, заявив, что лучше умрёт, чем увидит в газетах очередные новости о передозе или аресте. В июне Кортни привлекла к давлению на мужа Новоселича, родителей и всех знакомых Курта, но их совместная встреча результата не дала. У музыканта началась депрессия, он стал ещё более отчуждённым. А 4 июня напал на жену и стал душить. Кортни вызвала полицию, и Курта отправили в окружную тюрьму, конфисковав всё оружие и боеприпасы, находившиеся в доме. Но уже через несколько часов Лав внесла залог, и Кобейна освободили, сняв обвинения в домашнем насилии.
Альбом под названием «In Utero» вышел 14 сентября 1993 года в Великобритании, а неделю спустя — в США, где дебютировал сразу на 1-ом месте «Billboard». Кобейн не хотел давать концерты, однако, оценив недополученную прибыль, неохотно согласился отправиться в тур. И уже 25 сентября Nirvana выступила на шоу «Saturday Night Live», исполнив 2 песни с участием виолончелистки Лори Голдстон и гитариста Пэта Смира. А Курт ещё и посетил Атланту (Джорджия, округ Фултон), где писали альбом Hole, и исполнил бэк-вокал для нескольких их песен.
18 октября стартовал тур в поддержку «In Utero», с программой, рассчитанной на стадионные концерты. Музыканты старались избегать исполнения «Smells…», отдавая предпочтение новому материалу. В ноябре группа прибыла в Нью-Йорк, где начала подготовку к выступлению на шоу «MTV Unplugged», для которого Курт выбрал 14 композиций, включая 6 каверов, и сыграл несколько песен с музыкантами Meat Puppets. Но, несмотря на восторженные отзывы, Кобейн остался недоволен своей игрой, но позже всё же и признал, что был «чертовски хорош».
Тур продолжился до декабря 1993 года. Курт продолжал испытывать боли, описывая в дневнике подробности медпроцедур. Его раздражали организаторы концертов, он перестал доверять менеджменту и нанял Дилана Карлсона, для перепроверки финансовых отчётов «Gold Mountain». Отношения с родителями были не лучше: при выборе опекунов для дочери на случай гибели родителей, Венди оказалась в списке лишь 9-ой, а родни Кортни в нём не оказалось вовсе.
Однако, подводя итоги года, Курт написал в письме в «Advocate», что считтает своими достижениями новый альбом, который многие считали «коммерческим самоубийством», и рождение дочери, «научившей быть более терпимым ко всему человечеству».
А в январе 1994 года Курт и Кортни переехали в новый дом в престижном районе Сиэтла. В 3-этажном здании с 5-ю спальнями, стоившем более $1 млн., разместились супруги, их дочь и её нянь. Кобейн проводил много времени с Карлсоном, поставлявшим и наркотики, и лекарства и ему, и Кортни.
Nirvana продолжала репетиции, но Курт их часто пропускал. Он не хотел выступать, отказался от участия в ежегодном чикагском альтернатив-фестивале «Lollapalooza», но зато согласился на 2-месячный тур по Европе. Также группа в студии «Robert Lang Studios», записала инструментальные партии для 11 композиций и вокал к песне «You Know You’re Right».
Концерты в Европе начались с Франции. Курт передвигался в одиночку, в собственном автобусе. На концертах злился, видя подростков, которые одобрительно кричали ему: «Героин!». И уже после 3-х из 38-и запланированных концертов, начал говорить об отмене тура. Но всё же протерпел несколько недель из-за крупной неустойки, а 1 марта, после шоу в Мюнхене (Германия), не выдержал, и сказал агенту, чтобы тот отменил 2 оставшихся концерта. Врач подтвердил, что Курту нужен отдых, и выступления отложили до 11 марта.
3 марта 1994 года в римской гостинице «Эксельсиор» Кобейн встретился с Кортни и Фрэнсис, которых не видел уже 26 дней. А когда наутро супруга проснулась, обнаружила Курта лежащим на полу. Из носа его текла кровь, в одной руке была зажата стопка долларов, а в другой — предсмертная записка. В послании он цитировал Гамлета, выбирающего между жизнью и смертью, и обвинял жену в измене. Принявшего критическую дозу снотворного Кобейна доставили в больницу, где сделали промывание желудка. К вечеру он стал подавать признаки жизни, и его состояние стабилизировалось. Врач сообщил журналистам, что кома Кобейна была связана с действием алкоголя и транквилизаторов. Согласно официальному релизу «Gold Mountain», Курт принял большую дозу лекарств по ошибке. О попытке же самоубийства не сообщили даже участникам группы. Оставшиеся концерты тура были вновь отложены.
Кортни надеялась, что после инцидента Курт образумится и попробует завязать. Она запретила в доме героин, но Кобейн стал тогда принимать дозу в дешёвых гостиницах со случайными приятелями. Знакомые заметили изменения в поведении Курта и беспокоились, что из-за комы у него случилось повреждение мозга.
Карлсон вспоминал: «Он не казался живым. Раньше он был сложнее, а после этого стал чёрно-белым».
Курт отказался от работы, перестал посещать репетиции. Единственным музыкальным проектом, который его ненадолго заинтересовал, была работа с Майклом Стайпом из R.E.M – в середине марта они должны были вместе отправиться в студию, но Кобейн в последний момент отказался.
Последней же песней Кобейна стала «You Know You’re Right», записанная в январе 1994 года, за 2 месяца до смерти. Она представляла собой характерное для Курта сочетание уничижительной лирики и сарказма, заканчиваясь восклицанием «Боль», растянутым аж на 10 секунд.
А 12 марта 1994 года в дом Кобейнов по анонимному звонку приехала полиция, но супруги убедили, что у них просто произошла мелкая ссора. Но через 5 дней полицейские приехали вновь, так как Курт заперся в комнате и угрожал покончить с собой. У него в очередной раз изъяли всё оружие и препараты. Но музыкант вернулся к «тактике» беспорядочного употребления с другими наркоманами, совершенно забыв о предосторожности. И после очередного передоза сотоварищи вынесли его на улицу, и просто оставили на заднем сиденье авто. Очнувшись, Курт решил прекратить душевные и физические страдания, позвонил знакомому психиатру и договорился о возобновлении лечения. А ещё попросил Дилана купить ему оружие, взамен конфискованного, и тот приобрёл для Кобейна ружьё «Ремингтон».
30 марта 1994 года Курт прилетел в Лос-Анджелес, и зарегистрировался в медцентре «Эксодус»/Еxodus («Исход» — лат.), готовясь пройти 4-недельную программу. Через 2 дня его навестили дочь, знакомые и друзья (Кортни не рекомендовали навещать его на ранних стадиях лечения, но они поговорили по телефону), которые заметили, что Курт выглядит хорошо. А вечером того же дня он вышел через чёрный ход, перелез через 2-метровую стену, поехал в аэропорт и улетел в Сиэтл. Домой он прибыл ночью в субботу, а наутро отправился в оружейный магазин, где купил патроны для нового ружья. Следующие 2 дня Курта видели в разных местах города. В одном из ресторанов его кредитка не сработала, т.к. Кортни её заблокировала, чтобы узнать местонахождение супруга, но Кобейн выписал чек. 5 апреля жена отправила на его поиски гитариста Hole — Эрика Эрландсона. Тот обыскал дом, где обнаружил пропажу винтовки и запасов наркотиков, но не нашёл самого Кобейна. В следующие 2 дня они с Кортни обошли знакомых, у которых мог бы скрываться Курт, местные отели, но следов музыканта не обнаружили. А на следующий день Кортни легла на лечение в «Эксодус», так как её попытки пройти детоксикацию самостоятельно провалились.
А в пятницу, 8 апреля 1994 года, в дом Кобейнов пришёл электрик Гари Смит, для установки системы безопасности. В 8 час. 40 мин., проходя мимо оранжереи, он заглянул внутрь и обнаружил лежащее там тело. На груди его лежало ружьё, направленное в подбородок. Смит сообщил об увиденном в полицию. А уже через 20 минут в эфире радиостанции KXRX сообщили, что в доме Кобейнов обнаружено тело мужчины. Так родители Кобейна услышали о смерти сына. Кортни узнала об этом позже — в лечебнице от знакомой.
Фотография тела Курта Кобейна, появившаяся в субботнем номере газеты The Seattle Times 9 апреля 1994 года
В ходе судмедэкспертизы было установлено, что Курт Кобейн умер от раны, причинённой выстрелом дроби в голову. На оружии обнаружили нечёткие отпечатки пальцев, т.к. ружьё выпало из рук после их окоченения. Наиболее вероятной датой смерти назвали 5 апреля. В крови были обнаружены следы героина и транквилизаторов в концентрации, близкой к смертельной.
Кортни настояла на том, чтобы ей отдали забрызганное кровью пальто мужа, а позже нашла и сохранила осколок его черепа с волосами.
В течение дня местные радиостанции держали слушателей в курсе событий, в спецвыпуске «MTV News» обсуждались подробности жизни Кобейна, а журнал «Time» сравнил интерес прессы с ажиотажем после убийства президента Джона Кеннеди. Новость обошла первые страницы газет по всему миру. Газета «The Seattle Times» сначала отделывалась общими фразами про неопознанное тело, но на следующий день на обложке субботнего номера появилась фотография Тома Риза, на которой была видна половина лежащего тела Курта.
Эти события привели к беспрецедентному количеству звонков на «телефон доверия» Сиэтла. А уже 11 апреля было зарегистрировано первое подражающее самоубийство, за которым последовали и другие. Глава округа Гэри Лока заявил: «Кобейн был талантливым артистом, но его последние действия подразумевали, что самоубийство — это нормально». После этого в прессе вышли предупреждающие сообщения, для предотвращения дальнейших смертей. Все выходные по радио транслировали песни Nirvana, называя Кобейна «Джоном Ленноном своего времени». Сотни фанатов звонили на радиостанции и умоляли признаться, что смерть Кобейна — это всего лишь слухи.
На этой волне во всех музыкальных магазинах Сиэтла уже к 15 час. были раскуплены все записи Nirvana. А альбомы группы поднялись в национальном хит-параде: «In Utero» с 40 тыс. проданных копий за неделю переместился с 72-го места на 27-е, «Nevermind» (20 тыс.) с 167-го на 56-е, «Incesticide» вернулся в чарты сразу на 147-е место, и даже «Bleach» был распродан тиражом 9 тыс. экземпляров. Когда же пластинки в продаже закончились, интерес переместился на новую работу Hole — альбом «Live Through This», вышедший через 3 дня после смерти Кобейна, и весь его тираж был раскуплен за считанные дни.
Организацией похорон Курта занялась Сьюзан Сильвер – менеджер Soundgarden и Alice in Chains. В воскресенье состоялась церемония прощания в Сиэтл-центре, на которую пришло 7 тыс. человек. Новоселич и Кортни не сумели приехать, но записали сообщения на плёнку; вдова зачитала часть предсмертной записки Курта, где он обращался к поклонникам, объясняя, что устал быть рок-звездой. В Церкви единства правды прошла частная панихида с участием лишь 70 близких и родых. Через неделю Кортни передали урну с прахом мужа, часть которого она захоронила под ивой перед их домом. А в мае она отправилась в буддистский монастырь, где монахи благословили останки и использовали часть их для создания мемориальной скульптуры (Кобейн увлёкся буддизмом ещё в 1980-х гг., разочаровавшись в христианстве, верующим он не был, но каждую ночь смотрел телепрограмму о буддизме, да и название группы выбрал, как говорили, впечатлившись понятием «нирваны», означающим достижение совершенства). Урна с оставшимся прахом музыканта хранилась в доме Кобейнов до 1997 года, а после продажи здания Кортни забрала её в свой новый дом в Беверли-Хиллз.
В последующие годы в Абердине несколько раз предлагалось поставить памятник Кобейну и развеять пепел возле него, или под тем мостом, где он, как считалось, провёл много времени в юности. И 31 мая 1999 года в День поминовения состоялась служба, организованная матерью Кобейна, после которой 6-летняя Фрэнсис развеяла ещё одну часть пепла в ручье неподалёку от нового дома Венди в Олимпии. Оставшийся прах долгое время хранился у Кортни. А в 2008 году она заявила, что урна с останками была украдена из её дома в Лос-Анджелесе.
После смерти Курта Крист Новоселич и Дэйв Грол планировали выпустить двойной концертник группы под рабочим названием «Verse Chorus Verse», но вместо этого решили издать пластинку «MTV Unplugged in New York». В последующие несколько лет вышло также видео «Live! Tonight! Sold Out!», содержавшее фрагменты выступлений Nirvana и интервью, а также альбом «From the Muddy Banks of the Wishkah».
В 1995 году Грол основал группу Foo Fighters, где выступил в роли фронтмена-гитариста. Коллектив выпустил 3 альбома: «Foo Fighters» (1995), «The Colour and the Shape» (1997) и «There Is Nothing Left to Lose» (1999).
Новоселич в 1997 году создал трио Sweet 75, а также принял участие в недолговечной супергруппе The No WTO Combo вместе с Джелло Биафра и Кимом Тайилом, выпустив в 2000 году концертный альбом «Live from the Battle in Seattle».
А в начале 2000-х гг. Крист, Дэйв и Кортни начали работу над сборником неизданных композиций Nirvana. Так в 2002 году вышел сборник хитов, включавший ранее неизданную песню «You Know You’re Right», в 2004 году – бокс-сет «With the Lights Out», состоящий из 3 CD и DVD с редкими и неопубликованными песнями, а в 2009 году — концертный альбом «Live at Reading», содержавший запись выступления в Рединге в 1992 году.
В 2003 году вышел список «100 величайших гитаристов всех времён», составленный Дэвидом Фрике, в котором Кобейн занял 12-е место. Затем музыкант был включён и в обновлённый список 2011 года, расположившись на 73-й позиции. А сайт Loudwire поместил Кобейна на 3-е место в рейтинге самых влиятельных гранж-икон, назвав его вклад настолько глубоким, что период популярности гранжа совпал со временем активности самого музыканта.
С 2009 по 2013 год выходили переиздания альбомов «Bleach», «Nevermind» и «In Utero», приуроченные к их 20-летию.
Смерть Курта до сих считается одним из самых известных самоубийств в истории, а само имя Кобейна стало синонимом суицида.
Но, несмотря на официальное заключение, вокруг его смерти стали появляться различные конспирологические теории. Так ещё в 1998 году была опубликована статья «Who Killed Kurt Cobain?», подвергавшая сомнению работу полицейских, расследовавших смерть музыканта. Утверждалось, что Лав завидовала его успеху и хотела избежать возможного развода. Одним из приверженцев версии убийства стал частный детектив Грант, нанятый Кортни для поисков мужа в марте 1994 года. Так же обращалось внимание, что в записке Кобейна не было прямых отсылок к самоубийству, и она могла описывать лишь желание Курта уйти из индустрии.
В ней Кобейн обращался к воображаемому другу Бодде, жаловался, что перестал получать удовольствие от музыки и сцены, и не хотел больше обманывать слушателей. Музыкант признавался в любви супруге и дочери, но считал, что им будет лучше без него. В завершение благодарил всех за письма и заботу «из полыхающей пропасти своего разрывающегося желудка», и цитировал Нила Янга, предпочитая «вспыхнуть и сгореть дотла, чем сохранить тепло и медленно догореть».
Поклонники теории сомневались, что музыкант вообще смог физически нажать на курок, находясь под такой дозой героина.
В 2014 году Макс Уоллес и Ян Халперин издали книгу «Love & Death. The Murder of Kurt Cobain», в которой делились деталями собственного расследования.
В том же году Отделение полиции Сиэтла повторно рассмотрело дело о смерти Кобейна, используя фрагменты плёнки, отснятой на месте происшествия после обнаружения тела, и подтвердило первоначальные выводы. А уже а 2021 году ФБР опубликовало 10-страничный документ, содержащий 2 запроса на дополнительное рассмотрение дела, присланные в бюро ещё в 2003 и 2007 гг. Согласно ответа Бюро, расследование убийств входит в юрисдикцию местных органов, а представленные свидетельства недостаточны для его вмешательства.
Жизни и наследию Кобейна посвящено и несколько документальных фильмов. В 1998 году вышел биографический д/ф «Курт и Кортни: Конец `Нирваны`»/Kurt & Courtney, снятый британским режиссёром Ником Брумфилдом. Картина расследовала сомнительные обстоятельства гибели музыканта и показывала, как смерть Кобейна использовалась его близкими в собственных целях. В 2006 году увидел свет д/ф «Курт Кобейн: О сыне», содержавший ранее не издававшиеся фрагменты аудиозаписей интервью Кобейна, сделанных Майком Азеррадом, и виды городов, с которыми была связана жизнь Кобейна — Абердина, Сиэтла и Олимпии. Фрэнсис Кобейн и Кортни Лав также приняли участие в съёмках фильма «Курт Кобейн: Чёртов монтаж», который транслировался на телеканале HBO в 2015 году. Кадры с участием Кобейна можно увидеть в д/ф «1991: Год прорыва панка», посвящённой гастролям Sonic Youth, в фильме «Хайп!», посвящённом ажиотажу вокруг гранжевой сцены, а также в картине «Pearl Jam Twenty», приуроченной к 20-летию Pearl Jam. В 1998 году вышла малобюджетная картина «Бдение», героями которой стали молодые фанаты «Нирваны», направляющиеся на похороны Кобейна из Летбриджа в Сиэтл. Смерть музыканта также лежит в основе мелодрамы «Мой мальчик», снятой в 2002 году по мотивам одноимённого бестселлера Ника Хорнби. В 2006 году Гас Ван Сент выпустил картину «Последние дни», описывающую последние дни жизни рок-музыканта по имени Блейк, напоминавшего Курта. Режиссёр рассказывал, что фильм не претендовал на документальность, а являлся реакцией на спекуляции вокруг смерти Кобейна.
После смерти музыканта его поклонники начали оставлять сообщения и памятные знаки в сиэтлском Виретта-Парке, расположенном неподалёку от дома и места смерти Курта. Со временем парк и несколько скамеек, на которых, по слухам, любил сидеть Кобейн, стали местом паломничества.
Затем на берегу р. Уишки был разбит «Мемориальный парк Курта Кобейна», где расположены мемориальная доска, несколько граффити и гранитная стела с его цитатами. 5 апреля 2011 года в Абердине был открыт памятник в честь Кобейна, представляющий собой бетонную копию его гитары, над которой «развевается» бронзовая лента со строками из песни «On a Plain». В 2014 году в Абердине был учреждён День Курта Кобейна, отмечающийся 20 февраля, в день его рождения, а в центре города открыли ещё один памятник, изображающий плачущего Курта, играющего на акустической гитаре.
В 2014 году группа Nirvana была введена в «Зал славы рок-н-ролла»/The Rock and Roll Hall of Fame.
Фрэнсис Бин Кобейн и Кортни Лав на премьере фильма Курт Кобейн Чёртов монтаж в 2015 году
Смерть Кобейна привела к идеализации его образа. Музыканта стали называть идолом панк-рок-движения, гениальным представителем «Поколения X». Курта причислили к символическому «Клубу 27», объединяющему известных музыкантов, погибших в 27-летнем возрасте при загадочных обстоятельствах.
Смерть Курта привела и к переосмыслению места его группы на музыкальной сцене середины 1990-х гг.: Nirvana стали называть одним из самых успешных гранжевых коллективов Сиэтла, забывая о том, что популярность тех же Pearl Jam была тогда куда большей. А самого Кобейна начали представлять мучеником, который не смог совладать со свалившейся на него популярностью.
В 2006 году Кобейн возглавил список самых богатых мёртвых знаменитостей, составленный журналом «Forbes» — за год он принёс наследникам около $50 млн., оставив позади Элвиса Пресли, Чарльза Шульца, Джона Леннона и Альберта Эйнштейна. Изначально Лав принадлежало около 98% издательских прав группы, а остатком владели Новоселич и Грол, но в 2006 году она продала 25% своей доли бывшему генеральному директору «Virgin Records» Местелу.
«Когда мне было лет 7, я думал, что непременно стану рок-звездой, я не видел в этом ничего сложного, потому что был настолько гиперактивным, что думал, будто весь мир в моих руках и я могу сделать абсолютно всё. Я знал, что, если захочу, могу стать даже президентом, но это было глупо — лучше я стану рок-звездой. Я в этом даже не сомневался. Я очень любил The Beatles и не понимал, в каком окружении живу, что происходит вокруг и с каким отчуждением я столкнусь, когда стану подростком» К. Кобейн.
Дискография Nirvana:
Альбомы: «Bleach» (1989), «Nevermind» (1991), «Incesticide» (1992), «In Utero» (1993), «MTV Unplugged In New York» (1994), «From The Muddy Banks Of The Wishkah» (1996), «Nirvana» (2002), «Sliver — The Best Of The Box» (2005).
Бокс-сеты: «Singles» (1995), «With The Lights Out» (2004).
Прочие релизы: «Nevermind It’s An Interview» (1992), «Selections From With The Lights Out» (2004), «Nightly Nirvana» (2004), «Sliver» (2004).
Участие К. Кобейна в сторонних проектах: Fecal Matter («Spank Thru», 1985), The Go Team («Scratch It Out», «Bikini Twilight», 1989), The Jury («Where Did You Sleep Last Night», «They Hung Him On A Cross», «Grey Goose», «Ain’t It A Shame», 1989), Марк Ланеган — «The Winding Sheet» («Down In The Dark», «Where Did You Sleep Last Night», 1990), Earth — «Extra-Capsular Extraction» («A Bureaucratic Desire For Revenge», 1991), Уильям Берроуз & Курт Кобейн — The «Priest» They Called Him (1993), Melvins — «Houdini» («Sky Pup», «Spread Eagle Beegle», 1993), Hole — «Live Through This» («Asking For It», «Old Age», 1993), Earth — «Sunn Amps And Smashed Guitars Live» («Divine And Bright», 1995).
Источники:
Ксения Полина «Кёрт Кобейн. Империя, над которой не заходит солнце» (журнал «Ровесник», М.: ИД «Ровесник», №№ 2-4, 1997);
https://biographe.ru/znamenitosti/kurt-kobein;
https://dtf.ru/life/901494-istoriya-zhizni-kurta-kobeyna-osnovatelya-nirvana