Запоздалые вестники весны. Скворцы
Первыми запели синицы свою весеннюю песню « фить – пирю, фить – пирю ». И стали слетаться в стайки для перелета на летние квартиры – на север. С юга же первыми прилетели грачи. В конце марта, еще когда снег не растаял и питаться было нечем. Как-то их чутье в этом году подвело!
А вот скворцы прилетели поздно, как будто ждали, когда наступит тепло и растает снег, хотя скворец одним из первых возвращается на места гнездования и считается одним из первых вестников весны. А в теплые зимы даже и не улетает.
Всю зиму, которая в этом году была многоснежная и морозная, мы с дедушкой Витей кормили птиц. Дедушка сделал кормушку по всем правилам (благо, в Интернете сейчас все можно найти, в том числе и чертежи кормушек и домиков для птиц). Птички были довольны - в метели и вьюги кормушку не засыпало.
А по весне дедушка с Борей сделали два скворечника, изолировав все швы изнутри, как и любят скворцы – чтобы не дуло. Повесить их решили у нас в саду: один на трехметровой рейке среди вишневых деревьев, а другой в десяти метрах от него на высокое сливовое дерево. Лазы, как и положено, расположили к юго - восточной стороне. И стали ждать, как оценят наш труд пернатые.
Скворцы появились только в конце апреля. Сразу две пары. И самцы начали воевать – видимо, слишком близко мы поставили скворечники друг от друга. В том же Интернете прочитали, что скворцы не любят соседства других птиц.
Даже, говорят ученые – орнитологи, в том саду, где селятся скворцы, другие птицы не охотятся на насекомых. Ведь скворец размером гораздо крупнее других полевых птичек и сильнее их. Что интересно, не собирает сам насекомых там, где живет. И другим не дает. Вот и получается, что он плохой помощник в деле уничтожения насекомых в своем саду.
Так и случилось, что лишь одна семья поселилась у нас в саду. Он – сильный и уже немолодой матерый скворец, и она – поменьше размером, но тоже не молодая. Было похоже, что эта пара уже давно вместе, ведь и скворцы являются верными друг другу, пока кто-то из супругов не погибнет. Похоже, и наша пара вместе прилетела из мест зимних стоянок.
Они дружно принялись обустраивать новое жилище, натаскивая в скворечник пух и веточки. Спустя несколько дней мы заметили, что скворец – самец стал садиться на высокий дуб, который растет рядом с нашим садом, и радовать свою супругу пением. Правда, это трудно назвать пением, ведь у скворцов резкий скрипящий голос, но они научились подражать другим звукам и голосам.
Так и здесь: идешь мимо дуба, а сверху то чириканье, то карканье, а то и вовсе скрип проезжающей машины. А сидит то там наш скворец – самец! Добытчик, сторож и отец будущего семейства.
Часов в 10 утра каждый день он садился на дуб и «пел», вызывая скворчиху из скворечника. Через пол часа она вылетала и они вместе улетали с нашего высокого берега реки в пойменные луга под звуки его скрипучего голоса.
Когда они возвращались, было трудно проследить. Но за 10 дней они отложили несколько яиц, и самка начала их высиживать. А самец продолжал радовать ее своим пением как бы говоря: «Я здесь, дорогая, не волнуйся, высиживай наше потомство».
Когда самке нужно было «перекусить», то самец садился на вишневое дерево напротив входа в скворечник и зорко следил за всем происходящим вокруг. Где он ночевал, непонятно, возможно где-то в зарослях деревьев вблизи своего жилища, но влетающим и вылетающим из домика в период насиживания мы его не видели. Хотя ученые – орнитологи пишут, что заботятся о потомстве оба родителя.
Прошло примерно 15 дней, и мы стали замечать, как самец стал приносить червяков и мух в клюве. Причем выглядело это очень эффектно, как на сцене.
Он подлетал к скворечнику, садился на вишневое дерево напротив входа в домик, держа муху в клюве, еще и пытался кричать, скрипеть, привлекать внимание всех к себе: вот я какой кормилец, заботливый и любящий. Спустя 2-3 минуты он влетал в леток, кормил птенцов и летел дальше ловить насекомых.
Причем, чем взрослее становились птенцы, тем чаще он стал приносить живность, а насекомые становились у него в клюве все крупнее. Однажды он принес стрекозу, которая не умещалась у него в клюве. Ученые пишут, что за лето семья скворцов уничтожает насекомых в количестве, равном по объему трем скворечникам! Вот прожоры!
В дикой природе все гармонично. Природа не терпит пустоты. Там, где не растет культурное растение, вырастает сорняк. Так и в животном мире.
Однажды мы заметили, что под скворечником на ветке лежит пустое разбитое яйцо большого размера бирюзового цвета – скворца. Кто-то из гнезда выбросил яичную скорлупу! Вначале мы подумали, что это дело «рук» кукушки, которая частенько куковала на нашем дубе.
Ведь кукушки сами не вьют гнезд и не выводят птенцов, а подкладывают свои яйца в гнезда других птиц. Иногда выкидывая из гнезда чужие яйца и даже птенцов.
Но потом поняли, что вряд ли кукушка отважится воевать со скворцом – он и размером, и силой не уступает ей. Да и гнезда скворцы не покидали, кто–то из родителей всегда был рядом.
Тогда наш сосед сказал, что такие яйца у них в Сибири, где прошло его детство, называли «пустошкой». То есть они были пустые, без зародыша. И птицы их выкидывают сами.
Природа своей суровостью заставила животный мир быть осторожным и уметь подстраиваться под окружающую обстановку. Так вот и птенцы, еще не вылупились, а от родителей передалась осторожность. Не успевали мы подойти к скворечнику, как уже подросшие птенцы замолкали, притаившись и не выдавая своего присутствия.
Однажды я решила их обхитрить, притаившись в беседке рядом со скворечником и ничем не выдавая своего присутствия. Долго я ждала, когда они подадут голос, но их слух, видимо, гораздо тоньше, голоса они так и не подали.
И даже когда скворец принес желанного червяка, они проглотили его молча, а скворец полетел за следующей добычей. Так мне и не удалось услышать их голоса...
В середине июня 3 молодые скворца вылетели из гнезда. Мы ожидали их вылета, потому что по всем срокам им пора было вылетать. Но пропустили сам момент вылета. И поняли, что птенцы «встали на крыло», как говорят орнитологи, только когда увидели птенцов летающими вместе с родителями. Дня 3 родители учили их летать возле скворечника.
Выглядели они уже вполне взрослыми, размером уже со своих родителей.
И вот, видимо, настало время прощания с домом. Птенцы посидели на ветке вишни напротив своего родового домика, как будто запоминая родное гнездо. Покричали скрипящими молодыми голосами и вместе со своими родителями, сбившись в стаю с другими семьями, улетели в луга. Больше уже в свой скворечник они не вернулись!
А мы с дедушкой Витей были рады, что в весенние ураганы и непогоду помогли хоть одной семье скворцов вырастить свое потомство.
Думаем, что следующей весной кто-то из этих трех птенцов приведет в свое родовое гнездо молодую самочку. А может быть и в соседний скворечник поселятся их родственники. И все повторится сначала.
2012 год.