Жил-был художник один… К 160-летию Нико Пиросмани (66 фото)
Многие факты биографии Пиросманашвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.
Нико́ Пиросма́ни (Николай Асланович Пиросманашвили) родился (предположительно) 17(5) мая 1862 года в с. Мирзаани (Тифлисская губерния Российской империи, ныне — Дедоплисцкаройский муниципалитет края Кахетия, Грузия) в крестьянской семье. Нико был 4-м, самым младшим ребёнком в семье, ещё у него были брат Георгий и сёстры Мариам и Пепуца.
В 1870 году умер отец семейства Аслан, а вскоре после него мать и брат. Нико, единственный из семьи, остался жить в с. Шулавери (ныне — Шаумяни, Марнеульский муниципалитет края Квемо-Картли, Грузия) — мать перед смертью попросила у армянских дворян господ Калантаровых, последних из работодателей отца, позаботиться об её маленьком сыне. Так 9-летний мальчик оказался в поместье Эпросине Калантаровой. Там Нико рос, помогал по дому — был помощником повара на кухне, а в свободное время упражнялся в рисовании. Его научили читать по-грузински и по-русски, но никакого систематического образования не дали. Лишь несколько месяцев он обучался ремеслу в типографии.
В дворянской семье Нико провёл с перерывами около 15 лет, сначала в Шулавери, а потом в Тифлисе, куда вместе с сыном Эпросине — Георгием Калантаровым переехал в середине 1870-х гг.
В 23 года Пиросмани угораздило влюбиться в хозяйскую дочь — Вирджинию Калантарову. Узрев это дело, отец девушки, Егор Бежанович, решил молодых людей друг от друга оградить. Он дал Нико 100 рублей и лавку, в которой тот должен был торговать разной снедью, и «отпустил» в самостоятельную жизнь.
В Тифлисе Пиросмани продолжил учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. А в середине 1880-х гг. вместе со своим товарищем — художником, также самоучкой, Гиго Зазиашвили — открыл мастерскую декоративной росписи.
По легенде, первую вывеску начинающие художники выполнили бесплатно, а других заказов больше не получили.
И в 1890 году Нико поступил на работу кондуктором на железную дорогу. Там его неоднократно штрафовали за различные нарушения и 17 января 1894 года уволили «по собственному желанию». Более правдоподобной причиной увольнения называют чрезмерную доброту Нико (он разрешал пассажирам ездить бесплатно) и нелюбовь к дисциплине (часто опаздывал и даже прогуливал рабочие часы).
Выходное пособие Пиросмани вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл лавку, для которой нарисовал 2 вывески — «Белая корова» и «Чёрная корова». Однако, особенного интереса к торговле он не проявил, часто отлучался для поездок к родственникам в Мирзаани. Алугишвили выдавал ему по 1 рублю в день на проживание (говорят, только ради того, чтобы он не приходил в лавку и не раздавал бесплатно и в долг продукты), а примерно в 1900 году компаньоны расстались.
Закончив заниматься торговлей, Нико решил начать зарабатывать на жизнь живописью. Художник и раньше много рисовал, но все свои рисунки дарил покупателям. А потом, решив заработать на своем увлечении, стал передавать их перекупщикам для продажи на выставках и в лавках. Но картины самоучки успехом не пользовались. Доходы от продажи не покрывали даже расходов на краски.
Про Нико говорили, что он «живёт как птичка», не заботясь ни о прошлом, ни о будущем.
Но летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу первого русского художника-авангардиста и теоретика искусства Михаила Ларионова, — братья Зданевичи: поэт Илья и художник Кирилл, и их друг, художник Михаил Лё-Дантю.
Так Кирилл приобрёл у Нико большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. А 10 февраля 1913 года Илья опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заголовком «Художник-самородок».
Затем, 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и его гражданской жены — художника-авангардиста, художника по костюмам и иллюстратора Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.
А в июле 1913 года художник-график Евгений Псковитинов напечатал в тифлисской газете «Закавказье» ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались и молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии художник и коллекционер Дмитрий Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.
Существенную часть дохода Нико составляло изготовление вывесок для питейных заведений – духанов. За оформление «рекламы» художнику давали немного денег, вино и еду. А ещё он забирал клеенки с обеденных столов, на которых и рисовал свои картины. Но в августе 1914 года, после начала I Мировой войны, в Российской Империи был введён сухой закон. И положение Пиросмани значительно ухудшилось.
5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Нико во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал популярен в «узких кругах», но затем всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и даже покупать его картины, что, впрочем, почти никак не сказалось на финансовом состоянии художника.
С именем Пиросмани связана и одна из самых романтических легенд, повествующая о любви художника к французской актрисе и танцовщице Маргарите де Севр, известная всем благодаря знаменитой советской песне в исполнении Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» (сл. А. Вознесенского, муз. Р. Паулса). Премьера песни состоялась 2 января 1983 года в «Новогоднем аттракционе» на ЦТ, и затем практически ни одно сольное выступление певицы не обходилось без её исполнения под концовку концерта, на «бис». А в 1983 году Алла Борисовна стала с этой песней лауреатом всесоюзного телефестиваля «Песня года».
На самом же деле де Севр, приехавшая с кафешантаном в Тифлис на гастроли, восхитила своей красотой Нико, и очарованный художник написал её портрет, где изобразил Маргариту в полный рост и окружил её золотыми птицами. По легенде, обезумевший от любви Пиросмани продал молочную лавку (которой на тот момент у него уже давно не было), скупил в округе все цветы и ранним утром, в день своего рождения, прибыл под окна гостинцы, где остановилась певица. Маргарита была поражена поступком бедного художника, но покорить сердце певицы он не смог – она вышла на улицу к Нико, поцеловала его в губы и ушла. А затем уехала из Тифлиса с очередным любовником.
Картину же «Актриса Маргарита» в 1968 году выставили в парижском Лувре вместе с остальными работами уже знаменитого Пиросмани. Смотритель музея позже вспоминал, что каждый день к картине приходила пожилая женщина и долго смотрела на этот портрет. Она была очень похожа на госпожу Маргариту де Севр. Сохранилась даже фотография, на которой постаревшая актриса позирует рядом с портретом кисти Нико.
Землячка художника, грузинская певица Тамара Гвердцители, в 2003 году также воспела Пиросмани в песне «Украденное сердце Нико» (сл. Ю. Рыбчинского, муз. Е. Кобылянского).
Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так и ныне утерянных, составляли вывески — в Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На них обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Чаще всего они были выполнены на чёрном фоне. Чёрный фон вообще характерен для работ Нико, в первую очередь для портретов, которые он часто выполнял по фотографиям. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, художник подмешивал пигмент в белую краску. Работал же Пиросмани быстро и никогда не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.
Так же большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные им животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника.
Другим постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены пиров и праздников — как в части пейзажа, так и самостоятельные произведения. Что было довольно странно на фоне полуголодного существования самого художника (а может, как раз поэтому?).
Были на его картинах и люди, самых разных сословий — крестьяне, торговцы, ремесленники, священники и князья. Но больше Нико любил простых людей. Поэтому он наполнял свои работы жанровыми сценами крестьянской жизни.
Наиболее известные работы Пиросмани: «Дворник» (1904), «Рыбак среди скал» (1906), «Медведь в лунную ночь» (1905), «Гумно» (1915), «Лань» (1916), «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».
Он не был профессиональным художником и не пытался составить композицию — в его картинах вещи существуют как бы сами по себе, вызывая чувство одиночества. Цветовая палитра работ Пиросмани — мрачная, и даже большие сцены пронизаны атмосферой отчуждения и тоски.
Сам Пиросмани сказал однажды, что у каждого есть свои причины для грусти и не имеет смысла сравнивать чья грусть больше.
Николай Асланович Пиросманашвили скончался в полной нищете в Тифлисе 7 апреля 1918 года за месяц до 56-летия от голода и болезни. Перед смертью художник скитался по городу, ночевал в подъездах под лестницами, провёл 3 дня в одиночестве в подвале дома №29 на Молоканской (ныне — ул. Пиросмани) улице, где его обнаружили простуженного и без сознания, после чего отвезли в больницу, где художник через день скончался. Точное местонахождение его могилы неизвестно, предположительно — общая могила для бедняков на Кукийском кладбище Тбилиси, на склоне холма Махата, где в настоящее время в Пантеоне Мтацминда, расположенном на территории вокруг церкви Св. Давида «Мамадавити» воздвигнут его кенотаф — символическое погребение.
Творчество Нико высоко оценивали и русские авангардисты, и испанец Пабло Пикассо. А М. Ф. Ларионов отмечал, что «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, — великолепны!».
В настоящее время значительное количество работ Пиросманашвили хранится на родине художника, в коллекциях Государственного музея искусств Грузии и Национальной картинной галереи Грузии (Тбилиси), а также в собраниях 2 музеев Кахетии — Сигнахского музея (Сигнахи) и Дома-музея Нико Пиросмани (открыт в 1982 году в с. Мирзаани).
Памятник Нико Пиросмани у дома-музея в с. Мирзаани
Крупнейшим российским собранием произведений Нико (свыше 20 работ) обладает Московский музей современного искусства, отдельные работы художника находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Русском музее Санкт-Петербурга.
«Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключённые в клеёнки Нико, обновляют меня» (грузинский художник и теоретик искусства Давид Какабадзе).
Памятник Н. Пиросмани в Тбилиси
Скульптура дворника Н. Пиросмани
1 лари с портретом Нико Пиросмани (2002)
Оригинальная почтовая марка СССР "125 лет со дня рождения Нико Пиросманашвили" (1991).
Фильмы о Н. Пиросмани:
«Пиросмани» (реж. Г. Шенгелая, в гл. роли — художник А. Варази, 1969), «Здравствуйте, все!» (реж.: Г. Лордкипанидзе, А. Дарсавелидзе, в роли Пиросмани — О. Мегвинетухуцеси, 1980), «Арабески на тему Пиросмани» (короткометражный, реж. С. Параджанов, 1985).
Автопортрет и кадр из фильма «Пиросмани» (1969).
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/100320/45723/
https://www.culture.ru/persons/8995/niko-pirosmani
https://zen.yandex.ru/media/veryimportantlot/geroi-pesni-million-alyh-roz-ili-istoriia-o-niscem-no-scedrom-hudojnike-niko-pirosmani-5d24ec4cf0d4f400b007c7b1