Гибель "Индигирки": трагедия в проливе Лаперуза (5 фото)
Грузовой пароход "Индигирка", принадлежащий "Дальстрою" направлялся из Нагаева во Владивосток. На борту было больше тысячи пассажиров (хотя судно было исключительно грузовым), которые были в основном заключёнными. Ночью пароход наткнулся на подводные камни и получив три очень сильных удара, перевернулся на бок. Больше восьмиста пассажиров были зэки и их конвоиры. И в обвинительном заключении было сказано, что перевозка пассажиров на судне была грубейшим нарушением.
По официальной версии капитан дезориентировал курс "Индигирки", вследствие чего, при 9-балльном шторме и пурге, произошла эта трагедия. Правым бортом судно получило несколько ударов, накренилось и ушло под воду на 9 метров. Штормом десятки людей смыло за борт. Всё происходило недалеко от мыса Соя, в проливе Лаперуза. И по показаниям арестованного в последствии капитана Н. Л. Лапшина на корабле началась паника - из спасательных средств на нём было всего несколько шлюпок. Зэки напали на охрану (несколько человек были убиты), а стрелки НКВД в ответ открыли огонь по озверевшим заключённым. Одну из шлюпок спустили на воду, в неё забрались восемь человек, из которых четверо - самовольно. До берега добрались лишь пятеро - остальные погибли.
Только 13 декабря, уже ближе к полудню, к месту аварии подошёл японский пароход. Часть пассажиров и членов экипажа "Индигирка" сняли непосредственно с него. Но в трюмах было ещё около 200 человек, включая женщин и детей, к которым помощь пришла лишь через 3 дня. Борта резали автогеном, но вскрыть смогли не все трюмы и было спасено только 27 человек. Многие пассажиры, отчаявшись дождаться помощи, покончили с собой - резали вены или топились. Некоторые выжившие говорили, что все спасённые дети, чьё точное количество неизвестно, умерли впоследствии.
Формально японцы в тот момент находились в состоянии войны с СССР. Спасшимся и доставленным в порт Вакканай пассажирам сотрудники НКВД приказали уничтожить все документы, а зэкам было приказано называть себя сотрудниками "Дальстроя". Один из выживших в катастрофе, работник рыбзавода Николай Тарабанько, вспоминал, что японцы отнеслись к ним хорошо, оказали необходимую медицинскую помощь.
Но советский консул Тихонов и чекисты тщательно следили, чтобы пассажиры не вступали в контакт со своими спасителями и не брали у них вещей.
В конце декабря, на пароходе "Ильич" спасённых пассажиров и членов экипажа вывезли обратно в Советский Союз. Ещё по пути конвоиры начали жестоко избивать зэков, которые, по их версии, "дали слабину" в общении с японцами. Двух заключённых расстреляли и выбросили за борт, якобы они убили чекистов на "Индигирке". Долгое время, по прибытии на родину, пассажиры из числа вольных не могли восстановить свои документы, уничтоженные в Японии, многих подозревали в шпионаже в пользу японцев.
За преступную халатность осудили четырёх должностных лиц - капитан судна Н.Л. Лапшин (его расстреляли за саботаж и за то, что он японский шпион), двух его помощников Т.М. Крищенко и В.Л. Песковского (им дали от 5 до 8 лет лагерей), 4 года из отмеренных 10 лет отсидел начальник конвоя П. И. Копичинский. Последний, кстати, потом продолжил работать в системе ГУЛАГ.
В Советском Союзе эта история стала известна населению только через полвека. Скорее всего, так как это случилось после вооружённого конфликта советских и японских войск у реки Халкин-Гол, то органы не посчитали возможным сообщать о человечности, проявленной "врагом".
"Индигирка" осталась лежать на морском дне. А полный список погибших в той трагедии неизвестен до сих пор.