«Горячий» певец холодных просторов (63 фото)
Известный американский живописец, график, архитектор и дизайнер, писатель, путешественник и общественный деятель Рокуэлл Кент родился 21 июня 1882 году в Уэстчестере (Нью-Йорк, США) в семье компаньона адвокатской фирмы. Вскоре семья Кентов переехала в пос. Территаун (Нью-Йорк) в 40 км от столицы штата.
Биография художника могла бы стать основой для книги или фильма, ведь он много путешествовал, перепробовал множество профессий и прожил весьма интересную жизнь.
Когда Рокуэллу было 5 лет, его отец умер. И семья долгое время жила в Ирвингтоне (иногда называемый Ирвингтоном-на-Гудзоне, пригород Гринберга, ок. Уэстчестер, Нью-Йорк), в просторном доме тетушки Джози Бэнкер, где была большая библиотека.
В 9 лет Кента отправили учиться в закрытую школу-интернат для мальчиков, которая находилась в Северном Тэрритауне — посёлке в городской черте Гринберга.
Позже учился в Академии в Чешире/Cheshire Academy (ок. Нью-Хейвен, Коннектикут) и подготовительной школе, основанной американским педагогом и реформатором образования Хорэсом Манном (1796-1859), где большое внимание уделялось проектированию и изготовлению в мастерских различных предметов и объектов.
Тем временем его тетушка приобрела печь для изготовления фарфора, и Рокуэлл с большим вдохновением принялся расписывать фарфоровую посуду.
Страсть к рисованию проявилась у Кента рано. Ещё будучи подростком, он посещал William Merritt Chase Alternative School — летнюю альтернативную школу знаменитого педагога и художника, основоположника американского импрессионизма Уильяма М. Чейза (1849-1919). Чейз быстро разглядел в юноше талант и посулил ему стипендию в Нью-йоркской школе искусств/School of Visual Arts. Но мать Кента, в одиночку воспитывавшая 3-х детей, не понаслышке знала, что такое нужда и считала профессию художника «ненадёжной». И из уважения к матери юноша поступил в один из старейших вузов США — Колумбийский университет/Columbia University, где в течение 3-х лет учился на архитектора. Подрабатывал также в Тэрритаунском национальном банке, а по вечерам посещал школы живописи.
Его учителями были выдающиеся американские художники того времени, самым важным из которых оказался художник-реалист и педагог Роберта Генри (1865-1929), «поэт трущоб и окраин», один из основоположников движения «Школа мусорных вёдер»/Ashcan School — художественного направления, возникшего в США в начале XX века, бОльшая часть работ представителей которого была посвящена реалистичному изображению повседневной жизни бедных рабочих кварталов Нью-Йорка.
Генри привил своему ученику реалистичную манеру письма и стремление изображать окружающую действительность как она есть, без глянца.
Но в отличие от «одноклассников» — «художников улиц» Джорджа Беллоуза или Эдварда Хоппера, — Кент был равнодушен к городскому пейзажу. Однако, был очарован реалистичной манерой Генри, его стремлением писать простую жизнь простых американцев без излишнего пафоса.
В 1905 году Рокуэлл отправился в Дублин (Нью-Гэмпшир) — работать подмастерьем и учиться у художника-натуралиста Эббота Х. Тэйера (1849-1921). Именно в это время Кент впервые открыл для себя истину, ставшую девизом всего его творчества: «Смотри вокруг себя как обыкновенный человек и благодари Бога и родную мать за то, что они дали тебе хорошие глаза; и пиши как обыкновенный человек, а не как художник».
В том же году Кент совершил и своё первое значительное путешествие — по совету учителя отправился на полудикий о. Монеган (ок. Линкольн, Мэн) с населением около 100 человек, в который тотчас безоглядно влюбился. Именно здесь он в полной мере осознал, что такое «простая жизнь простых американцев».
На Монегане художник вынужден был сам обеспечивать себя: довелось побывать ему копателем траншей и колодцев, смотрителем маяка, ловцом омаров и устриц, строителем, оформителем в местном журнале. А в свободное время Рокуэлл писал. Поработав киркой и лопатой, он брал в руки кисть — только так, по его мнению, можно было перенести на холст правду. И рисовал суровую северную природу.
А в 1907 году Кент дебютировал вместе с молодыми художниками-новаторами на выставке независимых художников в Нью-Йорке — выставил первые 14 из своих полотен с пейзажами Монегана. Критики писали, что картины его «трогают до дрожи» и «вызывают желание помолиться». Но, тем не менее, ни одна из них так и не была продана. Рокуэлл вернулся на остров с репутацией одного из самых многообещающих художников Америки и… долгом в $100.
Ловец омаров у Мэнского побережья
Мыс штата Мэн, вечер
Художник был невысок ростом, рано начал лысеть, и едва ли кто-нибудь рискнул бы назвать его красавцем. Его 3-я жена Салли вспоминала, как познакомившись с Рокуэллом, подумала, что он больше похож на обыкновенного сапожника, чем на культурную икону. Тем не менее, Кент никогда не жаловался на дефицит женского внимания. Если и было что-то, привлекавшее его столь же сильно, как работа, так это мимолётные интрижки, бурные романы или серьёзные отношения, время от времени оканчивавшиеся браками. Кент — по самым скромным подсчётам, отец 6-х детей, — был женат трижды, а счёт его любовницам теряют даже самые дотошные биографы.
Так в нью-гэмпширском Дублине Кент познакомился с юной племянницей Э. Тэйера — Кэтлин Уайтинг, с которой вскоре был помолвлен. Некоторое время молодые, у которых уже родился первенец, жили на о. Каритас (Коннектикут).
Видимо, страсть к перемене мест, владевшая Рокуэллом всю его жизнь, была в какой-то мере следствием и его сексуальной неумеренности. Кент, постоянно барахтавшийся в отношениях, женщинах, детях и обязательствах, парадоксальным образом жаждал свободы и уединения. И постоянно бежал в самые труднодоступные, суровые и восхитительные уголки планеты.
В 1914-15 гг. Кент путешествовал по о. Ньюфаундленд (Канада), откуда, накануне I Мировой его изгнали местные власти, приняв за германского шпиона
В 1918-19-х гг. с 9-летним сыном, как ни странно, тоже Рокуэллом, отправился на Аляску, на Лисий остров/Fox Islands (Алеутские о-ва, Аляска). Там он создал серию картин и гравюр, посвящённых этому краю, а также написал свою 1-ю книгу — «В диком краю»/Wilderness (1920).
«Ерунда, будто люди простуживаются от перемены температуры. За всю зиму у нас ни разу не было насморка; мы даже не пользовались носовыми платками — обходились рукавом. Человек не заболеет только оттого, что простынет. У меня было достаточно случаев убедиться в этом. Переменчивый климат тоже не причина для простуды, потому что трудно себе представить большее непостоянство погоды, чем зимой на Аляске. Простуда так же, как дурное настроение и скептицизм, — болезнь городской толпы» (Р. Кент «В диком краю»).
Затем, в 1922-23 гг., художник совершил путешествие на крайний юг Южной Америки — архипелаг Огненная Земля (Чили/Аргентина). Рокуэлл и профессиональный моряк Оле Иттерок на шлюпе «Кэтлин», который они соорудили буквально своими руками, ходили под парусами по Магелланову проливу. При попытке обогнуть крайнюю южную точку Огненной Земли — мыс Горн — пережили 2 кораблекрушения.
Также, в 1926 году Кент посетил Ирландию и трижды — в 1929, 1931-32 и 1934-35 гг. — Гренландию, где подолгу жил, знакомясь с бытом, культурой и традициями местных эскимосов.
Всего у Рокуэлла и Кэтлин родилось 4 детей, но их семейное счастье не сложилось. В 1926 году Кент познакомился с Фрэнсис Ли, которая вскоре стала и его 2-ой женой, и помощницей.
Он даже позже, в 1935 году, издал книгу, посвятив её Фрэнсис, в которой описал свою жизнь в Гренландии «без купюр». А вот назвал её «Саламина»/Salamina — в честь своей гренландской любовницы.
Конечно же, вечные скитания Кента не способствовали прочности его браков. Но зато были могучим источником вдохновения — из своих путешествий Рокуэлл всякий раз возвращался с новыми впечатлениями, книгами и картинами.
Именно женщины и путешествия были причиной того, что практически всю свою жизнь неутомимый, востребованный и крайне плодовитый художник едва сводил концы с концами. Его картины нравились критикам, но почему-то не вдохновляли коллекционеров. Но случалось, что помощь приходила с совершенно неожиданной стороны. Так, например, каникулы в Ирландии оплатил Кенту знаменитый автор детективов о сыщике Ниро Вульфе Рекс Стаут, правда, с тем условием, что тот отдаст ему первое же полотно, которое напишет во время этой поездки.
В результате на свет появлялись не только серии пейзажей, но и иллюстрированные книги, описывающие путешествия, которые приносили ему какой-никакой, но доход. Удивительно, но в коммерческом смысле Кент-литератор был гораздо успешнее, чем Кент-художник.
И обычно Рокуэлл перебивался именно за счёт «коммерческой» работы, к которой испытывал, однако, едва ли не отвращение. Под псевдонимом Хогарт-мл. он рисовал карикатуры для «Vanity Fair» — журнала, посвящённого политике, моде и другим аспектам массовой культуры. В 1925 году разработал логотип для нью-йоркского издательства «Viking Press», продавал свои путевые заметки журналу о приключениях «Adventure». Он расписывал фойе кинотеатров, офисов крупных компаний и даже, как в детстве, посуду. Художник был настолько вездесущ, что журналисты высказывали предположения, будто за фамилией «Кент» скрывается целая художественная артель.
А ещё в конце 1920-х гг., в рамках своего «коммерческого» списка, Кент дебютировал и как книжный оформитель и иллюстратор. Так его иллюстрации в стиле гравюры к англосаксонской эпической поэме «Беовульф», драмам и поэмам Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джеффри Чосера (автор «Кентерберийских рассказов», 1387), скандальным «Гаврилиаде» А.С. Пушкина (NY: «Covici-Friede», 1929 и М.: «Литературное наследстве», 1934) и «Декамерону» Джованни Боккаччо и по сей день считаются классикой жанра.
Иллюстрации к В. Шекспиру
Иллюстрации к Д. Боккаччо
Так и издательская компания «RR Donnelley» пригласила его проиллюстрировать одну из выпускаемых ими книг. Художник сам выбрал роман 1851 года Германа Мелвилла (1819-1891) «Моби Дик, или Белый кит»/Moby-Dick, or The Whale, длительное время пребывавший в забвении, но незадолго до того заново «открытый» критиками. Книга с иллюстрациями Кента вышла в 1930 году, став хитом продаж, во многом благодаря именно этим самым иллюстрациям.
А в 1939 году Рокуэлл начал писать и свою новую книгу, однако Фрэнсис, которая всегда помогала ему, была в длительном отъезде. И он в качестве секретаря пригласил Салли Джонсон, которая вскоре стала для него гораздо больше, чем просто другом и помощником. И хотя она была ровесницей младшей дочери Рокуэлла, родные и даже Фрэнсис одобрили выбор художника. А дочь Барбара даже сказала: «Лучшее из всего, что ты сделал в своей жизни, это то, что ты женился на Салли».
Кент с женой Фрэнсис Ли Кент, 1937
Будучи публичной фигурой, Кент часто становился объектом насмешек из-за своих сексуальных аппетитов. Так поэт, критик и редактор Луис Унтермайер (1885-1977) опубликовал в одном нью-йоркском журнале дружескую эпиграмму, суть которой сводилась к тому, что пытливый натуралист Рокуэлл Кент никогда не упустит случая «потереться носами» с хорошенькой эскимоской.
А в конце 1930-х гг. Кент стал и политическим активистом. Так в 1939 году он вступил в социалистическую организацию International Workers Order/Международный орден трудящихся, став автором её логотипа. Выступал против поднимавшего в Европе голову фашизма. Да и вообще рьяно боролся против всякой несправедливости и никогда не ограничивался простым сочувствием.
Так, в 1930-х гг. художник затеял тяжбу с железнодорожной компанией, не выполнившей своих обещаний перед жителями одного небольшого городка штата Нью-Йорк. Он истратил на адвокатов львиную долю своих и так скромных сбережений, устроил шумиху в прессе. По итогам, сообщение с городом было восстановлено. А потом Кент уехал, компания подала апелляцию, и в отсутствие знаменитого оппонента выиграла процесс. Не добившись по сути ничего, Рокуэлл прослыл Дон Кихотом. И, разумеется, это была не последняя ветряная мельница на его пути.
Кент никогда не упускал случая «взойти на баррикады». Случалось, что утром он рисовал рождественский календарь по заказу корпорации «General Electric», а уже днём шёл на забастовку рабочих этой же компании с гневным транспарантом в руках. Он боролся за права рабочих, выступал за разоружение, критиковал внешнюю американскую политику и открыто симпатизировал СССР.
Но и патриотизм Рокуэлла никогда не ослабевал, несмотря на его, часто критические, взгляды на американскую внешнюю политику. Он оставался главным морским рисовальщиком Америки, и во время II Мировой создал серию морских рисунков пером, кистью и тушью для ведущей судоходной экспедиционной компании, осуществлявшей перевозки между восточным побережьем США и Средиземным морем «Американский экспорт»/American Export Lines, и начал ещё одну серию рисунков для пивоваренной компании «Rahr Malting Company» (Миннесота), которую завершил в 1946 году.
В середине 1940-х гг. художник переехал на ранчо Адирондак/Adirondack, расположенное на северо-востоке штата Нью-Йорк у подножия одноимённого горного хребта, которое назвал Асгардом. Там он организовал ферму, где стал разводить датских коров, жил и рисовал до самой своей смерти.
Адирондак. Летняя ферма, 1945
Успел Рокуэлл в те же 1940-е гг. некоторое время пожить и во Франции, не раз побывать в Советском Союзе. Участвовал он и в 1-м Всемирном конгрессе защиты мира — международном конгрессе сторонников мира, прошедшем 20-25 апреля 1949 года в Париже и Праге. Был одним из авторов Стокгольмского воззвания, обнародованного в марте 1950 года на Стокгольмской сессии Постоянного комитета Конгресса Нобелевским лауреатом Фредериком Жолио-Кюри, призывавшего к запрещению атомного оружия (воззвание подписали 273 млн. человек!).
Социалистические взгляды Кента принесли ему известность в СССР и благоволение советских властей. В 1957 году он стал председателем Национального совета американо-советской дружбы/The National Council of American-Soviet Friendship (NCASF), правоприемника в 1941 году движения «Друзья Советского Союза» (1929), в целях формирования антифашистского альянса США и СССР.
Но во времена «холодной войны» это сделало художника изгоем в стране собственной. Неудивительно, что во времена маккартизма Рокуэлла объявили коммунистом, его книги изъяли из всех библиотек, а музеи и выставочные залы перестали принимать его картины.
«Ради мира я стоял за дружбу с Советским Союзом, ради мира я хотел гибели фашизма: ведь фашизм кормился на войнах. Ради мира я желал социализма… Они вас используют, говорили мне критиканы. Ну и хорошо, что используют! Хорошо, что, принося пользу, ты изнашиваешься, а не просто ржавеешь в бездействии» (Р. Кент).
Из всеобщего любимца Рокуэлл вдруг превратился в изгоя. У него даже перестали покупать молоко. Его молочная ферма оказалась на грани банкротства. И он продал её за символический $1 своему управляющему и нескольким преданным работникам, дабы её больше не связывали с его «засвеченным» именем.
А 80 своих картин и почти 800 рисунков передал в 1960 году в дар советским музеям.
В 1962 году художника назначили почётным членом Академии художеств СССР, а ещё чрез 5 лет он был удостоен Интернациональной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Почти все призовые — $10 тыс. — Кент потратил на благотворительность в пользу пострадавших в ходе Вьетнамской войны (1964-75).
Вскоре после своего последнего возвращения из Советского Союза Рокуэлл перенёс инсульт и был частично парализован. Но постепенно ему удалось-таки восстановиться, и он продолжил рисовать и писать.
А в 1969 году Вселенная снова попыталась что-то сказать Кенту — в его дом в Платтсбурге (Нью-Йорк) ударила молния. Дом наполовину выгорел, множество редких книг, 11 крупных картин — свидетельств удивительных путешествий художника — было уничтожено. Но уже следующим утром Рокуэлл начал работать над чертежами, и спустя несколько месяцев построил на старом фундаменте новый дом.
Рокуэлл Кент умер в этом восстановленном доме 2 года спустя — 13 марта 1971 года от сердечного приступа.
По словам жены Рокуэлла, буквально за несколько минут до смерти он признался, что очень сильно устал. Впервые за 88 лет…
Ведь по свидетельствам очевидцев, Кент вообще никогда не уставал и был физически не способен долго усидеть на одном месте. С огорчением он как-то написал в одном из поздних писем, что врачи запретили ему вставать каждый день в 6 часов утра, разрешив вставать только в 7! Ему никогда не хватало суток для того, чтобы исполнить всю намеченную на день работу.
«Рокуэлл Кент появился в этом мире отчасти для того, чтобы блестяще описать жизнь, полную приключений. Но в большей мере, чтобы доказать, что после Леонардо да Винчи природа не разучилась создавать людей, умеющих во всем быть превосходными» (американский драматург Лоуренс Столлингс).
После смерти тело художника было кремировано, а прах помёщен в подаренный Кенту армянским музеем древний, 3 000-летний глиняный кувшин и захоронен перед его домом в Адирондакских горах.
Хотя сообщением о смерти художника и отметились практически все газеты, полноценные ретроспективные выставки его работ были организованы лишь только в XXI веке.
Правда, в конце того же 1971 года в Нью-Йорке состоялся вечер «Триумф Рокуэлла Кента», организованный NCASF, председателем которого художник был долгое время.
В настоящее время работы художника выставляются в лучших музеях США. Также его картины представлены и в коллекциях Эрмитажа и Пушкинского музея в России.
А Колумбийский университет является хранилищем личной коллекции Кента из 3300 чертежей и эскизов, большинство из которых не были опубликованы. Подарок этот был сделан в 1972 году Альфредом С. Беролом, Корлисс Ламонт, Артуром Х. Сульцбергером и Дэн Берн Джонс.
Вдова и друзья художника также основали фонд — «Творческое наследие Рокуэлла Кента». При участии его членов в университете в Платсберге в 1978 году открылась Галерея Рокуэлла Кента, сейчас — Государственный музей искусства/Plattsburg State Art Museum.
В картинах Кента реализм сочетается с романтическим мировоззрением и символизмом. Основную часть его творчества составляют величественные пейзажи, написанные на Крайнем Севере и в других в удаленных от цивилизации местах. Ему удавалось сочетать реалистическую манеру с элементами романтического символизма. Живописец создал обширную галерею морских пейзажей, суровых северных ландшафтов и драматических сцен. Для многих произведений характерно присутствие людей, одушевляющих суровую природу. Работая с равным успехом в различных техниках — масляной живописи, акварели, перовом рисунке, литографии и гравюре на дереве, — он сочетал классическую форму с романтическим настроением.
Неутомимый путешественник, Кент подолгу жил и изучал быт и обычаи народов Севера. Его наблюдения легли в основу нескольких книг, написанных и проиллюстрированных самим автором: «В диком краю» (1920), «Путешествие на юг от Магелланова пролива» (1924), «Курс N by Е» («Курс норд бай ист») (первая из его книг, изданных на русском, о приключениях, пережитых автором и его спутниками летом 1929 г. во время плавания на парусном боте из Нью-Йорка в Гренландию, 1930, русс. 1962), «Рокуэллкентиана» (1933), «Саламина» (1935), «Это мое собственное» (1940), «Это я, Господи!» (большая автобиография, 1955), «О людях и горах» (посвящена впечатлениям от поездки по СССР в 1958 г.), «Гренландский дневник» (русс. 1987).
Художник был членом Всемирного Совета Мира (ВСМ) — крупнейшей организации мирового антивоенного движения (с 1955 г.), председателем Национального совета американо-советской дружбы/NCASF (1957-71), Почётным членом АХ СССР и обладатель международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
2 июля 1985 года в честь Кента астероиду 1977 QL2, открытому 21 августа 1977 года в главном поясе астероидов (между орбитами Марса и Юпитера) астрономом Н.С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории (Республика Крым), было присвоено наименование «(2529) Рокуэлл Кент/Rockwell Kent».
Один из рисунков Кента к роману «Моби Дик» появился, наряду с другими художественными примерами американских художников, на почтовой марке США, выпущенной в рамках памятной серии 2001 года, посвященной американской иллюстрации.
Одни из самых известных картин Р. Кента:
«Зима. Остров Монеган» (1907). Пейзаж, изображающий морозный зимний день, был подарен Р. Генри, а тот через несколько лет продал его Метрополитен-музею/The Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке и отдал деньги автору. «Аляска. Вид с Лисьего острова зимой» (1919). Ещё один пример красоты северной природы с горным хребтом и ярко-синим небом, контрастирующим с белизной снегов. «Пролив Адмиралтейства. Огненная Земля» (1922-25). Неподвижность, оцепенение и вековое спокойствие. Водная гладь без следа ряби наполняет его мистическим настроением (находится в Эрмитаже, С-Петербург). «Начало ноября. Северная Гренландия» (1933). Картина написана в пос. Игдлорсуит (не нанесён ни на одну доступную карту, однако, автор в книге «Гренландский дневник» указывает, что расположен он в западной части Гренландии, на небольшом острове в заливе Уманак). Художник придал ландшафту нарядный и торжественный вид за счёт яркого солнечного света, играющего на гранях белоснежных льдов.
Зима. Остров Монеган, 1907
Аляска. Вид с Лисьего острова зимой
Пролив Адмиралтейства. Огненная земля, 1925
Начало ноября. Северная Гренландия, 1933
Личный экслибрис Рокуэлла Кента и его жены Кэтлин.
«Искусство — всего лишь тень, отбрасываемая человеком». Рокуэлл Кент
Старый человек, старая лошадь, старый сарай, старый мир. 1957
Источники:
П.С. Бoгдaнoв, Г.Б. Бoгдaнoвa «Рокуэлл Кент»;
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/rokuell-kent-biografiya-rokuella-kenta;
https://ehdu.livejournal.com/1690858.html;
https://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0028.shtml;
https://artchive.ru/rockwellkent/biography;
https://www.livemaster.ru/topic/1613061-kartiny-rockwell-kent-iskusstvo-vsego-lish-ten-otbrasyvaemaya-chelovekom;
https://esdra.livejournal.com/1727165.html;
https://www.hmong.press/wiki/Rockwell_Kent;
https://imwerden.de/pdf/kent_eto_ya_gospodi_1965.pdf;
https://artchallenge.ru/gallery/ru/116.html;
https://ruhistor.ru/arktika_persons279.html;
https://www.yachtrussia.com/articles/2016/10/17/articles_377.html