«Один день Ивана Денисовича»: краткое содержание рассказа Солженицына. Характеристика героя
Краткое содержание рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Полный текст и аудиокнига. Тема и герои повести. Характеристика Ивана Денисовича Шухова.
«Один день Ивана Денисовича» — произведение Александра Исаевича Солженицына о бывшем солдате, отбывающем 10-летний срок в лагере в годы сталинских репрессий. Иногда «Один день Ивана Денисовича» называют рассказом, иногда — повестью.
«Один день…» стал первым из опубликованных творений Солженицына и первым разрешённым в СССР произведением о сталинских лагерях. Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» с личного разрешения советского лидера Никиты Сергеевича Хрущёва. Это стало одним из знаковых моментов «хрущёвской оттепели» и борьбы с «культом личности» Сталина.
Сам Солженицын изначально назвал рассказ «Щ-854. Один день одного зэка», по лагерному номеру главного героя. Уже перед публикацией название изменил главный редактор «Нового мира», поэт Александр Твардовский.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полностью прочитать «Один день Ивана Денисовича» можно в онлайн-библиотеке Максима Мошкова.
Аудиоверсия в исполнении автора доступна на YouTube.
Краткое содержание
В пять часов утра бьют подъём, и Иван Денисович Шухов просыпается в лагерном бараке. Он чувствует, что заболел, и продолжает лежать. Заметивший это надзиратель командует: трое суток карцера за нарушение режима. Однако, уведя Шухова из барака, он «прощает» зэка, но за это велит вымыть пол в надзирательской.
Закончив уборку, Иван Денисович спешит в столовую. К счастью, товарищ по бригаде сберёг ему завтрак, и Шухов ест холодную жидкую баланду и замёрзшую кашу самодельной ложкой.
Затем Шухов идет в санчасть, чтобы из-за болезни не выходить на работу. Но фельдшер Вдовушкин отказывается его госпитализировать — температура недостаточно высокая.
- По ходу произведения читатель узнаёт, что Иван Денисович Шухов — крестьянин из колхоза. Ему уже за сорок. На войне в 1942 году он попал в плен, почти сразу сбежал, но его обвинили в измене Родине: якобы специально сдался, а потом выполнял задание немецкой разведки. В контрразведке Шухова жестоко избивали, и он подписал признание. По 58-й статье получил десять лет лагерей, восемь из которых уже отсидел.
Шухов идет на перекличку вместе со своей 104-й бригадой. На улице почти тридцатиградусный мороз. Выход на развод — самая тяжёлая минута за день.
Вместе со своей бригадой Иван Денисович идет на стройку за пределы лагеря и думает о том, что в наступившем 1951 году имеет право написать два письма домой. В последнем письме жена рассказывала, что в колхозе после войны дела совсем плохи и она мечтает, что Иван скоро вернётся домой и поможет семье выбраться из нищеты.
104-й бригаде предстоит работать на брошенной ТЭЦ — класть шлакоблоки. Ивану с напарником, латышом Кильдигсом, бригадир велит утеплить машинный зал, чтобы было где греться. Те приносят украденный рулон толя, чтобы заделать окна. Бригада начинает работать, и на время голодные и замёрзшие зэки словно забывают о своих бедах, перешучиваются как старые приятели.
На обеде в столовой Шухову удалось обманом «закосить» для своей бригады две лишние миски каши. Одну из порций помощник бригадира отдаёт самому Ивану Денисовичу. Ещё одну миску Шухов несёт в лагерную контору и слышит, как работающие там «придурки» спорят о фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
После обеда бригада таскает на второй этаж ТЭЦ тяжелые шлакоблоки и кладёт стену. Шухов, опытный каменщик, погружается в работу, не видя ничего вокруг и не чувствуя мороза. Заключённые работают быстро и старательно. Если бригадир потом сумеет правильно доложить об успехах, их будут чуть лучше кормить.
Прибегает десятник Дэр и грозит бригадиру новым сроком за украденный толь. Тот в ответ угрожает: если донесёшь, до завтра не доживёшь. Дэр знает, что за последнее время в лагере ночью зарезали троих зэков-доносчиков, и, струсив, решает не ссориться с бригадиром.
Солнце клонится к закату, а работа ещё в разгаре. Если сейчас бросить укладку шлакоблоков, пропадёт замешанный раствор. И 104-я бригада продолжает трудиться, рискуя опоздать на ужин. Когда бригадир велит работать, его слушают: только благодаря его изворотливости и ударному труду зэки получают дополнительную пайку и выживают.
Наконец заключённые отправляются обратно в лагерь. Последним со стройки уходит Шухов, довольный хорошей работой. У ворот лагеря пять сотен зэков мёрзли ещё полчаса, пока всех не пересчитали и не нашли отставшего молдаванина (его теперь ждёт холодный бетонный карцер, где дают лишь кусок хлеба в день).
На обыске Шухову удаётся утаить и пронести в лагерь подобранный на стройке кусок ножовочного полотна. Если бы кусок ножовки нашли, он сел бы в карцер на десять суток и окончательно подорвал здоровье. Но ему повезло, и теперь можно будет изготовить и сменять на еду сапожный нож.
Шухов занимает очередь за посылками. Сам он запретил жене слать передачи, чтобы не «отрывать от ребятишек», но хочет удружить «придурку» Цезарю Марковичу и получить что-то в награду. Тот с благодарностью разрешает Ивану Денисовичу забрать свой ужин — дополнительную миску пустых щей и кусок хлеба. Потом Шухов чудом поспевает на ужин со своей бригадой, едва протиснувшись в двери: не успеешь со своими, останешься голодный.
В бараке Цезарь Маркович дарит Шухову два печенья, два кусочка сахара и ломтик колбасы, когда тот помогает уберечь продукты во время переклички.
Баптист Алешка пытается говорить с Иваном Денисовичем о Боге. Но тот отвечает с издевкой: «Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел?».
Лёжа на шконке, Шухов съедает кусочек колбасы и засыпает довольный. Сегодня ему повезло: не посадили в карцер, их бригаду послали не на самую тяжёлую работу, ему удалось съесть лишнюю миску каши, при обыске у него не нашли ножовку, и даже болезнь переходить на ногах…
Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…
История создания и публикации
Александр Исаевич Солженицын — лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год, автор трёхтомника «Архипелаг ГУЛАГ» о политических репрессиях в Советском Союзе.
Солженицын сам прошёл лагеря. Он был репрессирован в 1945 году за критику Сталина в письме и получил восемь лет. Сначала он отбывал срок в «шарашке» — спецтюрьме для технических специалистов, а затем сидел в лагере в Казахстане. Чудом пережив рак желудка, он вышел на волю и оказался в ссылке, стал работать учителем математики в Рязани. Там он и написал рассказ «Щ-854».
Идея рассказа пришла ему во время тяжёлого рабочего дня в лагере зимой 1950 года. Солженицын решил, что это был бы хороший способ описать весь ужас лагерной жизни: рассказать про один обычный день заключённого. Автор сознательно решил не нагнетать ужас, а показать «удачный» день, чтобы ещё заметнее были бесчеловечные условия, в которых держат заключённых.
Вдохновлённый тем, что Никита Хрущёв публично заговорил о репрессиях и подверг критике Сталина, Солженицын в ноябре 1961 года передал текст рассказа в журнал «Новый мир».
Главный редактор журнала, автор «Василия Тёркина» Александр Твардовский, был настолько впечатлён произведением, что обратился лично к Хрущёву за разрешением на публикацию. Помощник вслух прочитал рассказ советскому лидеру, и Хрущёв позволил напечатать произведение в рамках своей борьбы со сталинизмом.
«Один день Ивана Денисовича» появился в «Новом мире» в ноябре 1962 года и произвёл на советское общество огромное впечатление. Впервые в печати открыто говорили об ужасах, с которыми столкнулись невинно осуждённые люди в лагерях. Сам Солженицын позднее отмечал, что если бы такое произведение издали где-то за границей, его объявили бы клеветой на советский строй. Однако «Один день Ивана Денисовича» напечатали с разрешения ЦК Коммунистической партии, и спорить с этим было невозможно. Заговорили о том, что Солженицыну могут дать Ленинскую премию, однако этого так и не произошло.
После смещения Хрущёва с поста в 1964 году советское руководство отказалось от дальнейшей критики Сталина. В годы брежневского застоя тему репрессий перестали широко обсуждать. Солженицын оказался в опале, его вскоре исключили из Союза писателей, а его произведения перестали издавать и убрали из библиотек.
За публикацию за границей «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына лишили советского гражданства и в 1974 году выслали из страны. Вновь печатать «Один день Ивана Денисовича» на Родине писателя стали лишь в 1990-е, тогда же смог вернуться из-за границы в Россию и сам Александр Исаевич.
О чем писать в сочинении. Характеристика Ивана Денисовича Шухова
Тема рассказа Солженицына — жизнь человека в концлагере. В мельчайших подробностях описывая лагерный быт, автор показывает, какие пути выбирают заключённые, чтобы выжить и не сойти с ума. «Кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься», — гласит мудрость, благодаря которой Шухов протянул в лагере уже восемь лет.
Солженицын сознательно выбрал своим героем «маленького человека» — бывшего колхозника и бывшего солдата, лысеющего доходягу без половины зубов. Шухову не шлют с воли посылки с продуктами, как Кильдигсу. Он не рассуждает об искусстве, как работающий в лагерной конторе Цезарь Маркович. Он не пытается бороться за свои права и достоинство, как капитан Буйновский.
У Шухова нет ни большого ума, ни наглости, ни умения «качать права». Это простой человек, арестованный без вины, не выдержавший пыток, оговоривший себя и попавший в лагерь. Теперь он хочет лишь выжить, но даже о свободе боится мечтать всерьез, не веря, что ему перед освобождением не накинут ещё десять лет лагерей.
При этом у Шухова есть внутренний стержень, который помогает ему день за днём жить и не сдаваться. Он не выпрашивает подачки и не вылизывает чужие миски после обеда. Не обманывает. Не доносит. Не боится тяжелого труда, когда от этого зависит благополучие всей бригады. Бригада — это его «большая семья», и он не подводит своих товарищей по несчастью.
Но что самое удивительное в Шухове — он умеет радоваться тому немногому, что дает ему лагерная жизнь. Он получает радость от работы. От лишней миски каши. От того, что избежал карцера. Хлебая за ужином баланду, он не проклинает свою жизнь и думает лишь: «Переживём всё, даст Бог кончится!» Перед сном он по-своему радуется прожитому дню.
Автор не даёт оценок Ивану Денисовичу Шухову. Его задача в другом — показать жизнь каторжного лагеря и жизнь заключённых изнутри. А вот читатель может и задуматься о месте таких людей в жизни и в истории. Может быть, только благодаря людям вроде Шухова страна пережила все тяжёлые испытания, выпавшие ей в XX веке? Или наоборот, это они довели её до беды своей безропотностью и умением жить, ни на что не надеясь?
0 комментариев