Светлый Чёрный Лукич (28 фото + 14 видео)
Дождь возьмёт меня туда, где луна висит меж скал»
10 лет назад не стало Вадима Кузьмина
Музыкант, бард, автор-исполнитель и гитарист Вадим «Дима» Петрович «Чёрный Лукич» Кузьмин родился 19 марта 1964 года в Новосибирске. Его мама, Людмила Ивановна Кузьмина, воспитывала его одна, параллельно зарабатывая на хлеб для семьи на местном «Почтамте».
Несмотря на то, что маленький Вадим воспитывался без отца, он хорошо учился в школе, был ответственным и талантливым ребёнком. По окончанию школы поступил в Новосибирский электротехнический институт (НЭТИ, ныне — Новосибирский государственный технический университет), хотя с самого детства был более привержен морской тематике: много читал о кораблях и путешествиях, клеил модели.
А ещё любил Вадим играть на гитаре, чему научился ещё в детстве у своего старшего двоюродного брата Александр Пестов. Сам Александр не захотел связывать жизнь с музыкой и на большую сцену не вышел, хотя, по словам его родных, у него был большой талант и задатки.
После института Вадим подрабатывал то монтажником, то осветителем, то редактором, в офисе сидел.
А ещё за свою недолгую жизнь Кузьмин успел стать участником многих музыкальных проектов, сильно отличавшихся друг от друга: Гражданская Оборона, Спинки Мента, Мужской танец, Адольф Гитлер. Однако вся сущность творчества Вадима лучше всего проявляется именно в Чёрном Лукиче.
«Как-то после записи первого альбома, мы сидели и прослушивали, что получилось, и после записи я сказал: «Всё, буду играть детские песенки». Так по сей день играю. Я бы большинство своих песен именно так и назвал. Но я, наверное, единственный человек из всех наших ребят, который играл то, что действительно хотел. Я не ограничиваю себя рамками. Когда-то играл панк, но теперь это стало неинтересно. Просто играю то, что хочу и всё» (из интервью В. Кузьмина для Insurgent.ru).
Как и большинство андеграундных музыкантов, Кузьмин не был музыкантом по профессии. Он был самым обычным советским инженером на новосибирском заводе «Сибсельмаш», выпускающем снаряды. Таким же инженером, только на другом заводе — им. Чкалова, выпускающем самолёты, работал его институтский товарищ Ренат «Ронни» Вахидов. С ним-то в 1986 году Вадим и собрал свою первую группу Спинки Мента.
Затем к ним присоединились Дюпре на бас-гитару и Антон «Ихтиандр» Буданов на барабаны. Группа сделала программу, но до записи дело никак не доходило. Вместе с группами Бомж и Путти, Спинки входили во фракцию панк-рока новосибирского рок-клуба, президентом которого в то время был Валерий Мурзин.
Самый большой феномен в истории русского рока — сибирский панк выделяют как отдельный вектор в общепринятом понятии панк-рока. Тут не было ни «запилов», как у Metallica, ни «качных» рифов, как у The Offspring, ни вокала в 4 октавы. Не было и профессиональных музыкантов с хорошими инструментами. Это была, несложная, зачастую даже «грязная» музыка. Но она была правдивой и искренней.
Вадим активно общался со всей сибирской рок-тусовкой, включая Яну «Янку» Дягилеву (подробнее — здесь: Янка), Игоря «Егора» Летова (подробнее — здесь: «Когда я умер, Не было никого, Кто бы это опроверг»), Константина «Кузю Уо» Рябинова (подробнее — здесь: R.I.P), Олега «Манагера» Судакова, братьев Евгения «Эжена» и Олега «Бэбика» Лищенко (Пик-Клаксон, Адольф Гитлер) и прочих одиозных личностей того времени.
Так весной 1987 года на I Новосибирский рок-фестиваль прибыла шумная компания из Омска — братья Лищенко с проектом Адольф Гитлер, в котором также принимали участие Летов в качестве барабанщика и вокалиста и Судаков в роли менеджера. Омичи произвели впечатление людей очень энергичных. Они уже успели выпустить несколько альбомов.
А в Новосибирске обстановка была вялая: несмотря на существование групп ничего не воплощалось. Сразу после фестиваля Кузьмин, Янка, Ира «Рок-мама Новосибирска» Летяева, Константин Рублёв, Евгений Данилов и другие новосибирцы поехали в Омск. Там, у братьев на квартире они записали акустику, попели по другим квартирам и разъехалась по домам. Через некоторое время Вадим снова посетил Омск и вместе с Михаилом Поздняковым (Путти) попытался там у Егора организовать группу Комитет Государственной Опасности, но им удалось записать всего одну песню.
Вскоре после поездки в Омск Кузьмину из-за семейных неурядиц пришлось покинуть родительский очаг и отправиться путешествовать по стране. Он поехал в Москву, потом в Питер, Таллин, Ригу, а затем решил наведаться в Крым — на Семфиропольский фестиваль.
Там он вновь встретил Егора, который предложил ему записать в Омске все его песни, накопившиеся за это время, включая самые ранние.
Так в 1988 году в результате 3-дневного затворничества на домашней студии Летова «ГрОб-Рекордз» они записывают на самопальной аппаратуре сразу 3(!) альбома. Песни вполне отвечали духу тогдашнего сибирского панк-андеграунда — были предельно антисоветскими — когда издевательскими, когда трагичными… Издевательские песенки Кузьмина составили 2 альбома старых песен — «Эрекция лейтенанта Киреева» и «Кучи в ночи» под маркой СМ, а для более серьёзных Егор посоветовал придумать более подходящую вывеску. И альбом «Кончились патроны» вышел уже под названием ЧЛ.
«…Это просто МАНИФЕСТ шального, бунтарского, незримого и необозримого, безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и перекошенной психоделии, наивного, незамысловатого панка и просто — хороших песенок» (из воспоминаний Е. Летова).
В одном из интервью Вадим рассказал, что название ЧЛ появилось из песни про Чёрного Лукича — «Мы из Кронштадта», посвящённой Кронштадтскому мятежу 1921 года («Ногу на ногу Чёрный Лукич/Палец поперёк, сухие губы…», на самом деле под «Лукичом» подразумевался «Ильич» — т.е. вождь большевиков — Владимир Ленин). И когда они с Егором и Кузей Уо писались как одна группа, то решили, что Спинки Мента «надо как-то осерьёзнить».
Казалось, что новоиспечённую группу ждёт большое сотрудничество, но их пути разошлись.
«Мы, кемеровские художницы, встретились с парнями из Новосибирска и Омска на рок-концерте в Новосибе. Там выступал Наутилус и Калинов Мост. На концерт пришли Дима, Летов, Манагер. Вечером был квартирник у Жени Данилова на Берёзовой роще, на нём пели Егор с Димой. Дима тогда исполнял песни ДК, Спинок Мента и Кино.
Я тогда тоже любила рок, да и сейчас люблю. Мы тогда и сочиняли вместе, и пели. Например, все думают, что на квартирнике в 88-ом у Егора «Кончились патроны» поёт Янка и Дима — так нет: я и Дима. Ту запись сделала Юля Шерстобитова на свой магнитофон. Тогда музыка ещё не была коммерцией» (из воспоминаний Оксаны «Оксы» Жуковой, 1-ой жены В. Кузьмина).
Селиванов, Летов, Лукич, Окса Жукова
В отличие от прочих групп у ЧЛ ничего кроме энтузиазма и огромного желания играть не было — ни инструментов, ни репетиционной точки. Если сегодня найти репетиционную точку и инструменты особого труда не составляет, то в 1986 году позволить себе такое удовольствие могли далеко не все советские панки. В принципе, квартирниками у друзей все казалось бы и кончалось.
И хотя с конца 1980-х гг. общение с Летовым и свелось к нулю, музыканты успели многое сделать за этот непродолжительный период.
«Мы сотрудничали с ним, но, в конце концов, разбежались. Но, я считаю, хорошо, что так случилось, так как наше творчество сильно отличалось от музыки Летова. Это как в букете: если все цветы одинаковые, то он не будет таким красивым, как букет из разных цветов» (В. Кузьмин).
Лукич удалился в Юргу, где сочинял песни, работал старшим лаборантом в машиностроительном техникуме и создал там группу Передний Край, в деятельности которой, правда, активного участия не принимал, лишь помогал с аранжировками.
В Юргу к нему приехал лидер группы Промышленная Архитектура и основатель группы Калинов Мост Дмитрий Селиванов (подробнее — здесь: "Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же"), человек в Новосибирске очень известный. Вернувшись вместе с Дмитрием в Новосибирск, Лукич решает вопрос о создании новой совместной группы, для которой они начали делать тексты.
Но 22 апреля 1989 года Селиванова не стало, а Вадим с бывшим составом ПА (Олег «Чех» Чеховский, Евгений Скуковский и Вахидов) начинает делать свои вещи и меняет название на Мужской Танец. Они записывают 3 альбома: «Осеннее Платье» (1989, большей частью состоявший из песен Селиванова), «Карманный Лебедь» (1991) и «Последняя пощечина» (1991). Проект был чисто студийным и концертов не давал, но публике очень нравился и даже был признан в 1990 году новосибирским радио лучшей группой города.
"Мужской Танец"
Кстати, многие песни Лукича с удовольствием исполняли музыканты ГО.
« — Насколько большой вклад сделала Гражданская Оборона и конкретно Егор Летов для популярности группы Чёрный Лукич?
— Популярность — это, конечно, громкое слово. Но в любом случае, то, что меня знают в стране, во многом благодаря тому, что мы начинали вместе с Егором. И первые 3 альбома были записаны у него на студии. И в какой-то мере мне это очень сильно помогает. Дело в том, что я начал писать музыку и играть в группе в 1986 году, а первый раз сольный концерт отыграл в 1994-м. И долгое время я был уверен, что меня никто не знает. И для меня было настоящим шокам, когда в 1996 году меня с Олегом Манагером пригласили в Москву, где проходил фестиваль, который назывался «Любовь, которая не ржавеет». И там был просто полный зал и все подпевают мои песни, знают их. И я был поражён, что всё это время, пока я находился в какой-то концертной тишине, а альбомы в это время как-то расходились. И во многом, конечно, первый интерес был связан с творчеством Егора и коллективами, которые находились рядом с ним. Я вообще считаю, что он во многом повлиял на мой подход к музыке» (из интервью В. Кузьмина Андрею Помидоррову, Краснодар, 06.07.2005).
В 1991 году на новосибирской студенческой «Интернеделе» известный музыкальный журналист и продюсер Андрей Бурлака предложил МТ выпустить пластинку на ленинградском филиале ВФГЗ «Мелодия». Дело зашло довольно далеко — были подготовлены запись и обложка, предполагаемая пластинка уже даже заимела индекс в каталоге «Мелодии», но начались финансовые проблемы. Пластинка так и не вышла, у музыкантов наступило разочарование, и группа распалась. Кузьмин вновь остался один и попытался записываться в акустике.
Он часто переезжал, но связь с сибирско-панковской тусовкой не терял, поддерживал отношения с Манагером, Романом «Ромычем» Неумоевым (Инструкция По Выживанию, подробнее — здесь: Инструкция по выживанию сибирского панка), Максимом Липатовым (Беловодье), Дмитрием Кирсановым (Лес, Беловодье).
Музыкант Николай «Ник Рок-н-Ролл» Кунцевич (подробнее — здесь: Веселись, старуха, под печальный уличный блюз) одним из самых важных в своей жизни моментов считал тот, когда в конце зимы 1990 года Вадим разыскал его в Новосибирске. Пришёл и сказал: «У меня сейчас есть группа и студия. Давай вместе запишемся!» И в 8-00 утра, абсолютно не зная, что будет делать и как писаться, Ник поехал в студию. Там он первый раз услышал, как Лукич играет на гитаре, открыв совершенно новый для себя звук. И экспромтом выдал 9 вещей за 2 дня. Альбом назывался «Полночный пастырь» (1990). И с этой программой музыканты выступили затем вместе в Академгородке
«Ни я, ни Вадик — это вовсе не панк-рок! Такую музыку играли всего 2 группы: Sex Pistols и Автоматические Удовлетворители. На этом всё и закончилось. А когда говорят, что Чёрный Лукич — это панк, мне становится неприятно и смешно. Прежде всего, Вадим — поэт, а по-дружески я называл его «рок-бард». Его песни – совершенно прекрасное погружение в философское и духовное пространство рок-музыки» (из воспоминаний Ника Рок-н-Ролла).
А пути Лукича и Летова вновь пересеклись осенью 1994 года, когда возник замысел альбома, посвященного защитникам Белого Дома «Они сражались за Родину», куда по плану должны были войти песни Егора, Вадима, Манагера и Неумоева. Но проект этот так и не был реализован. По инициативе Летова песня «Мы идём в тишине» вошла затем в альбом ГО «Солнцеворот», а «В Ленинских Горах» — в альбом «Невыносимая легкость бытия». Позже эти альбомы были перезаписаны и выпущены издательством «Выргород» под названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия».
В конце декабря того же года в рамках проекта «Русский прорыв» (совместные концерты ГО, ИпВ, Путти и Родины) Лукич тесно пообщался с тюменскими музыкантами — Игорем «Джеффом» Жевтуном, Аркадием Кузнецовым, Александром Ковязиным, Александром «Сан Санычем» Андрюшкиным и Евгением «Джексоном» Кокориным. Они решили записываться вместе. Так в феврале 1995 года Лукич с Манагером приезжают в Тюмень, где на мифическом лэйбле «Изба-records» (музыканты арендовали избушку и писАлись там весь месяц) под именем Лукич и Лукоморье они все вместе записывают альбом «Ледяные каблуки», в который вошли как новые песни Кузьмина («Проданная девушка», «Суровая нить»), так и уже общепризнанные хиты («Вечная страна», «Кончились патроны»). Несмотря на большое желание работать с тюменскими музыкантами, Вадим понимает, что ему необходимо всё же собрать собственную команду.
По возвращении в Новосибирск, при помощи Джексона, записываются ещё 2 альбома: «Будет весело и страшно» и «Девочка и рысь». «Будет весело и страшно» почти полностью дублировал «Ледяные каблуки», но только в акустическом варианте.
« — Часто вижу в Интернете объявления о том, что выступает группа Чёрный Лукич. А как я понял, группа, по сути, состоит из одного человека. Существовал ли Лукич как группа и есть ли желание создать полноценный коллектив?
— До конца 1990-х гг. всегда был сессионный состав, который состоял в основном из музыкантов групп Инструкция По Выживанию и Гражданской Обороны. Джефф там принимал участие. И только в середине 1990-х гг. мне удалось создать группу, где у меня был баян. Альбом «Жаворонок» записан с этим составом. Какое-то время с ними играл Андрей Щенников, бывший басист Калинового Моста. Потом был собран состав, в который входили 2 гитариста, басист и барабанщик, который существовал до моего отъезда в Питер. То есть до 2001-2002 года. Сейчас один из гитаристов живёт в Москве, второй в Питере. В принципе, возобновить этот состав никаких проблем нет. Но дело в том, что, поиграв в электрическом составе, я понял, что акустика для меня ближе. И в акустике мне легче донести свои песни до слушателя» (из интервью В. Кузьмина А. Помидоррову).
В 1996 году в акустическом варианте ЧЛ (в составе Кузьмина и Каргополова) начинает концертную деятельность. Они выступают в клубах и на квартирах. С одного киевского квартирника, состоявшегося в марте 1996 года была даже выпущена кассета «Дорога жизни».
Затем ЧЛ принимает участие в летних концертах, приуроченных к предвыборной кампании президента РФ — в Москве, Питере, Твери и Саратове они агитируют за коммунистов (в то время, как большинство более именитых рокеров «косят бабло» на президентском туре Ельцина). А осенью выступает на рок-фестивале «На Катуни» в Горно-Алтайске (Р. Алтай).
«В 1996 году я участвовал в «Русском прорыве». С Зюгановым мы ездили в тур. Надо было свалить Ельцина, который довёл страну до краха, к сожалению, это нам тогда не удалось, но мы сделали всё, что могли…» (из интервью В. Кузьмина А. Помидоррову).
В 1996 году в акустическом варианте ЧЛ (в составе Кузьмина и Каргополова) начинает концертную деятельность. Они выступают в клубах и на квартирах. С одного киевского квартирника, состоявшегося в марте 1996 года была даже выпущена кассета «Дорога жизни».
Затем ЧЛ принимает участие в летних концертах, приуроченных к предвыборной кампании президента РФ — в Москве, Питере, Твери и Саратове они агитируют за коммунистов (в то время, как большинство более именитых рокеров «косят бабло» на президентском туре Ельцина). А осенью выступает на рок-фестивале «На Катуни» в Горно-Алтайске (Р. Алтай).
«В 1996 году я участвовал в «Русском прорыве». С Зюгановым мы ездили в тур. Надо было свалить Ельцина, который довёл страну до краха, к сожалению, это нам тогда не удалось, но мы сделали всё, что могли…» (из интервью В. Кузьмина А. Помидоррову).
Игорь Жевтун, Дмитрий Колоколов, Вадим Кузьмин, Евгений Кокорин, Аркадий Кузнецов, Олег Судаков
А параллельно в 1997 году Вадим собирает и электрический состав — ЧЛ и группа Тайга. Команда дебютировала на концерте, посвященном памяти трагически погибшего тюменского музыканта Дмитрия «Димона» Колоколова (ЧернозЁм, ИпВ), состоявшемся в ноябре в Новосибирске. Затем записывает в 2000 году альбом «Вересковый мёд», выпущенный в 2004 году издательством «Выргород». А летом 2003 года в Тюмени ЧЛ записывается альбом «Мария», вышедший на том же лейбле.
В 2010 году Вадим работает над альбомом «Полярная звезда» в новосибирской домашней студии Александра «Анаксагора» Владыкина (КМ). Ещё один альбом Кузьмина — «Кривое Колено» был издан в период 2007-09 гг. В 2011 году предполагалось и создание трибьют-альбома.
Но последние 10 лет у ЧЛ не было постоянного состава, Вадим выступал в небольших залах и барах с одной акустической гитарой. Поэтому и «хитов» (в полноценном смысле) у него не было.
Кузьмин — наверное, один из самых недооценённых авторов в отечественной рок-музыке. Его песни не крутили по радио и ТВ, а альбомы ждали своего выхода порой по 4 года.
У той самой избушки
Поздний Лукич сильно отличался от Лукича раннего. Начинал он с грязного шумного панка и больше походил на очередной клон ГО. Свой собственный стиль Вадим нашёл гораздо позже, и описать его очень трудно. С одной стороны, тексты Кузьмина не имели чёткого сюжета и представляли собой набор ассоциаций и метафор, с другой — всё это передавалось без зауми, очень простыми словами. То же можно сказать и о музыке, в которой изящно переплелись рок, бардовская традиция, советская эстрада и русская народная напевность.
В качестве отличительной особенности лирического мира поэзии Кузьмина можно выделить широкое использование элементов пейзажа, образов, заимствованных из растительного и животного мира, сезонных и атмосферных явлений природы. Наиболее часты образы деревьев, трав, дождя, ветра, нередко встречаются и образы, взятые из животного мира (птицы, насекомые и т.д.), часто употребляется образ Солнца. В мире, отраженном в его поэзии, запоминающиеся, яркие, красочные образы природы противопоставлены образам разрушения и смерти.
« — Лукич в жизни был таким же добродушным как его песни?
— В общем-то, да. Конечно, он был очень горячим, порой и заносило круто, но всегда здравомыслие брало верх, и негатив всегда погашал. Если надо и извинялся, но все, кто с ним общался на перегонах концертов, помнят его отзывчивым, великодушным и очень весёлым. Это в нём было всегда — шутил, рассказывал, мечтал и каждый раз — очень душевно.
— Как считаете, почему его творчество не было таким популярным как, например, Егора Летова, хотя «росли они в одном огороде»?
— Народ надо спросить. ГО — это феномен, некий рок-пробой, такое бывает редко, а Лукич и все остальные рокеры андеграунда — на чистом таланте и своей харизме. И здесь Дима был на высоте — один из первых, к тому же совсем иной подход — от нежности, красоты и добра. На такое не многие исполнители решаются. Егор был иным в творчестве, агрессия и вой души свойственны большинству, вот и аудитория раз в 5 шире была, но для качества песен такой количественный подход роли не играет.
— Почему в последние годы Лукич выступал в одиночку, а не собирал группу?
— Всех прокормить тяжело, а народу ходило немного, чтобы 4-5 человек смогли на это по минимуму жить, нужна аудитория от 150 человек, а не всегда и половина собиралась. Хотя в последний год (перед смертью) наметился явный подъём. А может и нравилось одному играть – к людям ближе и общительнее концерт. Я прямо не спрашивал» (из интервью Манагера).
Кроме того, что Лукич своими песнями приносил луч света в жизни своих слушателей, он в прямом смысле подарил жизни 7(!) своим детям (Евгений, Ян, Анастасия, Тим, Александра, Василиса и Григорий, трое — в последнем браке). Правда, были они от 4-х разных жён, но он очень любил и воспитывал всех своих потомков.
«Отец поддерживал отношения и с моей матерью, и с другими бывшими жёнами и их детьми. Всем помогал в меру сил. Гастроли чаще бывали в холодное время года, с осени по весну. Они были и источником средств, и вдохновением для отца, мне так кажется.
Друзья отца провели ряд благотворительных концертов в память Лукича. Я не особо осведомлен по вопросам касательно денег, но знаю, что полученные средства шли на помощь семье, детям, а так же на расходы связанные с изготовлением и установкой памятника.
Мне всегда нравилась его музыка. С детства слушаю его песни. Нравится, как раннее, так и позднее творчество. Любимый альбом – «Ледяные каблуки».
В жизни отец был очень увлекающийся человек, много интересовался политикой и историей, было интересно с ним обсуждать эти вопросы. Иногда отец мог вспылить, но быстро отходил, и стремился сгладить острые углы» (из воспоминаний Евгения Кузьмина, старшего сына).
За свою короткую, но насыщенную жизнь, Лукич записал больше 20 альбомов, состоящих из добрых и искренних песен. Как признавался сам автор, смысл его творчества — сделать мир добрее.
«Для меня тяжелее концерта, чем играть с ГО трудно себе представить. Потому что публика приходит на 99% слушать Егора, и пытаться её заставить слушать свои песни крайне тяжело. И только опыт концертных выступлений позволяет это делать. Поэтому я играл не много с Обороной. Последние совместные концерты были в Москве и Питере в честь 20-летия ГО. И я пошёл на это сознательно, зная все трудности. Но сделал это только в знак уважения Егору. А в дальнейшем я ни в коем случаи не планирую совместные концерты» (из интервью В. Кузьмина А. Помидоррову).
Кроме уже перечисленных музыкантов, сотрудничали с Вадимом также Анна «Нюрыч» Волкова (ГО, Янка), Андрей «Худой» Васильев (ДДТ, Разные люди), Анна «Умка» Герасимова (подробнее — здесь: Совсем не медвежонок по имени Умка).
В 2006 году Лукич переехал в Воронеж, где и проживал до самой смерти.
Скончался Вадим Петрович Кузьмин утром 19 ноября 2012 года на 49-м году жизни. Причиной смерти стала тромбоэмболия — острая коронарная недостаточность вследствие закупорки сосуда.
20 ноября 2012 года музыкант был отпет по православному обряду в Свято-Троицком храме Воронежа и похоронен на Будёновском кладбище (Левобережный р-он, мкр «Масловка»).
А 23 ноября в Москве на «Шоколадной фабрике» по ул. Рабочая,38 состоялся концерт памяти Кузьмина. О музыканте вспомнили группы Тёплая Трасса, Дмитрий Ъ и ТКТ, Леона и Беловодье.
« — Вадим умер очень неожиданно и довольно рано. У него не было проблем с алкоголем или наркотиками?
— С нарко — нет, и алко — в пределах общего представления о музыканте в гастролях. У Димки, скорее, по здоровью были вопросы. И диагноз об этом. Понятно — четверть века на сцене, перегрузки, переезды, разводы, влюбленности для организма без последствий не проходят, а в роке средний возраст, наверное, 45-46 лет. Кому-то везёт подольше, а кого-то уносит ранее…
— Почему многие называли Вадима Димой?
— От традиции и дружелюбия: с юности так повелось. По-русски душевнее и благозвучнее — Дима, нежели Вадя, в Вадиме есть чуток от официоза. Ну а после все привыкли, и это стало вторым псевдонимом, что ли» (из интервью Манагера).
Официальная дискография В. Кузьмина:
Спинки Мента: «Кучи в ночи» (1987)
Мужской Танец: «Осеннее платье (1989), «Карманный лебедь» (1990), «Как танцуем, так и можем» (1990, не издавался), «Последняя пощёчина» (1991)
Чёрный Лукич: «Квартирник у Егора» (1987), «Кончились патроны» (1988), «Отцы яблок» (1994), «Деревянное облако» (1994), «Будет весело и страшно» (1994, акустика), «Ледяные каблуки» (1995), «Слепой дождик» (1995), «Будет весело и страшно» (1996), «Девочка и рысь» (1996), «Дорога жизни» (1997), «Навсегда» (1999), «Жаворонок» (2002), «Берег надежды» (2002), «Вересковый мёд» (2002), «Мария» (2003), «Полярная звезда» (2011), «Кривое колено» (2011).
Песни Лукича «Смешное сердце» и «Завял цветок» вошли в саундтрек к х/ф Алексея Балабанова «Кочегар» (2010).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/5fdf4ce2c5e78e52f34cc9cb/smeshnoe-serdce-chernogo-lukicha-chast-1-sibirskii-pank-604cd72a0a7d51654a2475b0
https://zen.yandex.ru/media/musicholics/dobryi-sibirskii-rok-vspominaem-albom-devochka-i-rys-1996-ot-gruppy-chernyi-lukich-62f12f2e43566238a9b1f71a?&
https://www.nsk.kp.ru/daily/25987/2918729/
http://www.inter-view.org/man/82.htm
http://www.inter-view.org/inv/96.htm
https://proza.ru/2014/08/22/1212
https://insurgent.ru/chernyy-lukich