Не Иеро единым… (9 фото)
Американский писатель-фантаст, редактор и скульптор Стерлинг Эдмунд Ланье родился 18 декабря 1927 года в Нью-Йорке (Нью-Йорк, США) в семье горничной Присциллы Торн Тейлор и рабочего Бервика Брюса Ланье.
Семья будущего писателя была довольно бедной, и он был вынужден много работать в различных лавочках и закусочных, пытаясь помочь родителям оплатить своё образование.
Затем, в 18 лет, Стерлинг переехал к дальним родственникам в штат Мэрилэнд. Они помогли ему стать стипендиатом Гарвардского университета/Harvard University (Кембридж, Массачусетс). Преподаватели сразу же заметили одарённого студента, и Ланье получил работу при кафедре, занимая должность редактора.
В Гарварде Стерлинг провёл много времени, изучая культурологию, философию, историю и антропологию, особое внимание уделяя истории Средних веков, что позже пригодится ему в писательской деятельности. Увлекался также и криптозоологией.
В 1951 году Стерлинг окончил университет с отличием, получив образование антрополога и археолога. После устроился на работу в Национальный музей американской истории (Центр Кеннета Биринга)/The National Museum of American History, Kenneth E. Behring Center (Вашингтон, ок. Колумбия), заняв должность историка-исследователя. Научная работа целиком и полностью поглощает будущего писателя, и Ланье около 10 лет, с 1958 по 1960 год, трудится на одном и том же месте, периодически отказываясь от предложений, поступавших к нему из различных университетов мира.
В середине 1960-х гг., уволившись из музея, Ланье некоторое время находился в поисках работы, работал в Швейцарии, в одном из крупнейших художественных музеев — Винтертурском художественном музее/Kunstmuseum Winterthur (Винтертура, кантон Цюрих), затем вернулся в США.
Прежде, чем стать редактором, Стерлинг провел ещё и 6 лет в аспирантуре кафедры антропологии и археологии Университета Пенсильвании/The University of Pennsylvania в Филадельфии.
Затем был редактором нескольких издательств, пока, наконец, не устроился редактором в небольшое издательство под названием «Чилтон Букс»/Chilton Books, где проработал с 1961 по 1967 гг.
И именно Стерлинг в 1965 году убедил руководство издательства опубликовать роман «Дюна»/Dune, Фрэнка Герберта (подробнее — здесь: Он подарил нам Дюну), до того уже отвергнутый в 6-ти издательствах.
Прочитав «Мир Дюны»/Dune World в журнале «Analog», он взялся за поиск автора и подачу предложения Чилтону. Несмотря на блестящее понимание самим Ланье ценности книги, год спустя он был уволен из издательства из-за высоких затрат на публикацию книги и плохих первоначальных её продаж.
Стерлинг продолжил свою редакторскую деятельность в издательствах «John C. Winston Company» и «McRae-Smith», но затем решил завершить эту карьеру, и занялся ювелирным делом и скульптурой.
Скульптуры Ланье были даже выставлены в ряде музеев, в том числе в Смитсоновском музее американского искусства/The Smithsonian American Art Museum (SAAM, ранее — Национальный музей американского искусства/National Museum of American Art), входящем в состав Смитсоновского института/Smithsonian Institution (Вашингтон, ок. Колумбия). Специализировался он на миниатюрах, среди которых была серия с изображением персонажей «Властелина колец» Дж. Р.Р. Толкина. Один набор Стерлинг подарил самому Толкину, с которым он переписывался. Говорят, что Профессор восхищался миниатюрами, но не хотел, чтобы они продавались на коммерческой основе, и Ланье уважил это его желание.
Затем Ланье решил и сам заняться литературой. Первый свой рассказ «Присоединитесь к нашей банде?»/Join our Gang? в 1961 году он опубликовал в «Asimov's Science Fiction» — американском журнале, посвящённом НФ и фэнтези. Небольшой рассказ на пару страниц привлёк читателей оригинальностью и непохожестью на другие произведения, из которых обычно составлялись выпуски журнала.
БОльшая же часть малой прозы писателя связана с серией авантюристических рассказов на стыке НФ и фэнтези «Бригадный генерал Ффелоуз»/Brigadier Ffellowes: «Солдатский ключ»/Soldier Key (1968), «Короли моря»/The Kings of the Sea (1968), «Остатки»/The Leftovers (1969), «Женская юрисдикция»/A Feminine Jurisdiction (1969), «Братство братства»/Fraternity Brother (1969), «Его единственное сафари»/His Only Safari (1970) и др., издательства FSF.
Серия была написана в жанре «клубного рассказа». Повествование велось от лица бригадного генерала Ффелоузе, рассказывающего небылицы о своих встречах с различными монстрами, чудовищами и другими проявлениями сверхъестественного в реальном мире.
Изначально рассказы появлялись в выпусках журнала «Фэнтези и научная фантастика»/The Magazine of Fantasy and Science Fiction с августа 1968 по июль 1970 гг.
А впервые опубликован сборник рассказов был в Нью-Йорке в 1971 году, затем в 1977 году в Лондоне. Английское издание включало введение Артура Кларка (подробнее — здесь: Великий Мечтатель. К 101-й годовщине со дня рождения Артура Кларка).
Позднее, в 1986 году, писатель издал и 2-ой сборник из цикла о генерале Ффелоузе.
Но наибольшую популярность Ланье принесла постапокалиптическая дилогия «Иеро Дестин»/Hiero Desteen, первый из романов которой — «Путешествие Иеро»/Hiero's Journey — вышел в 1973 году. Продолжение же — «Иеро не забыт»/The Unforsaken Hiero появилось лишь спустя 10 лет.
Приключения Иеро стали классикой «научного фэнтези» (именно фэнтези, а не фантастики): органичное сочетание рыцарской атмосферы Средних веков и современных технологий, аргументированные вкрапления информации из сферы химии, физики, нейропсихологии лишь добавляли колорита этому и без того удивительному произведению. Философия средневекового аскетизма и однотонности в мире современных технологий интриговала и приковывала внимание читателей, не говоря уже о достоинствах используемого автором художественного стиля.
Дилогия повествует о последствиях ядерной катастрофы, уничтожившей основные населенные центры и бОльшую часть человечества. Это мир, в котором прошло уже более 5000 лет после войны (действие происходит в 7476 году от Рождества Христова). На планете началось потепление, южная Канада и север США, где происходит действие, покрылись джунглями. Мир, непоправимо пострадавший от Смерти, как называют катаклизм местные обитатели, вновь находится на грани гибели, терзаемый мутантами, чудовищами и различными монстрами, сумевшими не только выжить в радиационном огне, но и окрепнуть на развалинах этого мира. Окрепнуть, вырасти и даже обзавестись каким-никаким разумом. Медведи и бобры вполне себе разумны и даже обладают зачатками речи, лоси (лорсы) подчиняются телепатическим командам, а вот крысы и дикие кошки считают человека своей законной добычей.
Люди, впрочем, тоже изменились. Телепатия, телекинез, предвидение недалёкого будущего — пусть и не каждый обладает этими дарами, но те, кто умеет ими пользоваться, никогда не останется беззащитным даже в самом тёмном лесу.
Целью спасения мира и его защиты от полчищ Нечистого, задаются воители Аббатства Канды, которые обладают огромными знаниями и опытом, однако все их попытки остаются безуспешными, так как против сил зла требуется неизвестное оружие.
Одним из мастеров «нового волшебства» является священник-киллмен Иеро Дестин. Дестин — воин-телепат, обладающий феноменальными способностями к видению будущего, а также отличными боевыми навыками. По заданию своей Церкви он отправляется... туда, не знамо куда... в далёкое путешествие, чтобы найти... то, не знамо что... некий артефакт, оружие спасения для защиты от Зла, вновь поднимающего голову над только начавшим приходить в себя миром.
Иеро не гордится своей работой — он вынужден постоянно вступать в бой с различной нечистью, зачастую проявляя не просто твёрдость духа, но и необходимую жестокость, благодаря которой в живых остаются невинные люди.
И, это именно романс. «Романс будущего», как заявлено на обложке. Мягкий сказочный сюжет обволакивает тяжёлую поступь истории. Иеро — этакий Маленький Принц далёкого будущего, где любой зверь может ответить на твой вопрос. Тема экологии в повествовании ненавязчива, но проходит через весь его сюжет.
Благодаря прямолинейности своего характера, Ланье удалось создать нравственно чистый мир, в котором нет «средней стороны» или подсознательного «двоемирия» героев. Во вселенной его романов существуют лишь 2 стороны — светлая и тёмная, таким образом сам сюжет уже является моральным конфликтом авторского мира. Отчасти, именно использованием автором подобных тем, можно объяснить большое количество положительных отзывов на произведение.
Новое произведение молодого фантаста было вынесено на обсуждение самым маститым литературным критикам в области фантастики. Большинство из них оставили положительные отзывы, несмотря на некоторые недостатки.
Такие именитые фантасты, как Айзек Азимов (подробнее — здесь: «Академик») и Рэй Брэдбери (подробнее — здесь: Земные хроники Рэя Брэдбери) с уважением отнеслись к работе молодого автора, отметив, что произведение Ланье несёт в себе все черты, характерные для литературы нового типа, и является, по сути, «связующим звеном между литературой прошлого и фантастическими мирами будущего».
Автор не только создал новый жанр, но и закрепил его за собой достойной дилогией, равной по объёму первым 3 книгам Герберта о мире Дюны.
Отзывы читателей также были в основном положительными. Они отмечали интересную концепцию, тщательно проработанный мир авторской вселенной, интересные сюжетные ходы, а самое главное — персонажей с невероятно подробно прописанными характерами.
Правда, произведение оставило в конце и ряд не закрытых сюжетных линий. Напрашивалась 3-я часть, но от автора её так и не дождались.
Зато, в начале 2000-х гг. несколько писателей создали целый цикл романов «Мир Иеро» («Мир Иеро Стерлинга Ланье»), включивший в себя более 30 произведений, большинство из которых были написаны российскими авторами: «Ночной охотник» и «Долина ужаса» Томаса Барнса (2002), «Книга Пророков» Алана Прога (2003), «Последняя битва» Михаила Ахманова (2002), «Зов пустыни» Татьяны Голубевой (2002, под псевдонимом Тильда Гир), сборник «Остров в Лантике» Игоря Пронина (2002-03, под псевдонимом Норман Сеймон), «Первое дело Еремея» («Первое дело Иеро. Испытание веры») Василия Щепетнёва (2004, под псевдонимом Кевин Ройстон) и др.
Приключения кандианских священников-киллменов и их борьба за светлое будущее против Нечистого, в общем-то, продолжились. Но той чистоты и света, который удалось принести Ланье, в них уже не было. БОльшая часть этих романов — фант-приключенческие боевики, фанфики по миру Иеро, взявшие только лишь внешнюю оболочку этого мира.
Также заметными произведениями Ланье стали романы «Война за жребий»/The War for the Lot (1969) («Дедушка Алека Марча был владельцем фермы в Коннектикуте, которая на протяжении нескольких веков становилась убежищем для животных, как больших, так и малых. Но в этом году ежегодный летний визит Алека был омрачён чем-то очень необычным — подобно электричеству в воздухе, подавляющий, мощный и всепроникающий СТРАХ охватил Участок и всех его обитателей. Алека вместе с пёстрой бандой животных внезапно призвали к оружию, с целью защитить их образ жизни и спасти людей от тёмных злых сил. Сможет ли маленький мальчик с помощью сурка, скунса, енота и мыши-оленя спасти всех?») и «Угроза с Марса» («Угроза при Марсвуде»)/Menace under Marswood (1983) («Вот уже более 200 лет враждебный, но поверженный Марс лежит у ног человека. Однако жестокая планета не оставила своих попыток поквитаться с завоевателями и готовит удар, которого никто не ждёт. В непроходимых джунглях возникает новая цивилизация, и всё человечество оказывается под угрозой...»).
Кроме того, Ланье опубликовал ещё и большое количество небольших культурологических эссе, посвящённых средневековой Европе. А его «Рассказ отца»/A Father’s Tale (1974) даже был номинантом на «Всемирную премию фэнтези»/World Fantasy Award.
Несмотря на то, что Ланье был писателем-фантастом, которые считались элитной творческой кастой в то время, он всегда держался на расстоянии от искусства как такового, редко давая интервью и практически не участвуя в каких-либо литературных мероприятиях.
Помимо писательской деятельности, Стерлинг уделял большое количество времени саморазвитию, спорту и занятиям скульптурой. Иногда возвращался он и к своей первой работе — редактуре и корректуре научных и публицистических статей.
Умер Стерлинг Эдмунд Ланье 28 июня 2007 года в возрасте 79 лет в Сарасоте (Флорида, США), где он последние годы жил вместе со своей женой и 2-я детьми.
У автора нет литературных наград и премий, но есть номинации:
1975 — номинант «Всемирной премия фэнтези»/World Fantasy Award — присуждается ежегодно с 1975 г. на «Всемирном конвенте фэнтези»/World Fantasy Convention (WFC) — встрече профессионалов, ценителей и интересующихся жанром Светлой и Тёмной фэнтези, обновляемым жюри за произведения, написанные в жанре фэнтези и опубликованные на английском. В основе номинируемых произведений должны присутствовать сюжеты о сверхъестественном, мече и магии, магическом реализме, мотивы произведений Дж. Р.Р. Толкина, Говарда Ф. Лавкрафта и др. Категория: «Рассказ» — «Рассказ отца»/A Father’s Tale (1974);
1991 — номинант Премии «Великое Кольцо» — читательская премия, созданная в 1981 г. на встрече клубов любителей фантастики (КЛФ) в Свердловске, во время фестиваля «Аэлита», аналог американской «Хьюго»/Hugo Award за лучшие произведения фантастики, опубликованные в предшествующем году. В период 1984-85 гг., когда КЛФ попали в «чёрные списки» ЦК КПСС, опросы перестали проводиться и премия не вручалась. В 1986 г., после совещания КЛФ в Киеве, премия была возрождена при инициативе КЛФ «Алькор» (г. Омск). Голосовать мог любой желающий, для чего рассылались «Анкеты учёта читательского мнения. «Великое Кольцо» вручалась только отечественным авторам, а итоги опроса по переводным произведениям просто принимались к сведению. Категория: «Крупная форма (перевод)» — «Путешествие Иеро»/Hiero's Journey (1973).
Библиография С. Ланье:
Циклы:
«Бригадный генерал Ффелоуз»/Brigadier Ffellowes: «Особые подвиги бригадного генерала Ффелоуза»/The Peculiar Exploits of Brigadier Ffellowes (сборник, 1971), «Любопытные поиски бригадира Ффелоуза»/The Curious Quests of Brigadier Ffellowes (сборник, 1986).
«Иеро Дестин»/Hiero Desteen: «Путешествие Иеро»/Hiero's Journey (1973), «Иеро не забыт» («Иеро не дают покоя», «Непрощённый Иеро»)/The Unforsaken Hiero (1983).
Романы: «Война за жребий»/The War for the Lot (1969), «Угроза с Марса» («Угроза при Марсвуде»)/Menace under Marswood (1983).
Межавторский цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»/Sherlock Holmes (редакторы-составители: А. Азимов, М. Гринберг, Ч. Во): повесть «Through Time and Space» (1984).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://pikabu.ru/story/romandilogiya_puteshestvie_iero_sterlinga_lane_6513748
https://fantlab.ru/autor592
https://dzen.ru/a/XP5-UOd_LgCwHQy9
https://avidreaders.ru/book/ugroza-s-marsa.html
https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/The_Peculiar_Exploits_of_Brigadier_Ffellowes
https://readly.ru/author/19752/
https://www.livelib.ru/author/227030-sterling-lane