Тема сайта
Авторизация
Спецпроекты
Популярное
Тоже интересное
Кое-что важное

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)

В 1934 году был объявлен конкурс на строительство Народного Комиссариата Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) в Москве. Предполагаемое место строительства - Красная площадь. Задача перед архитекторами стояла по-истине масштабная: необходимо было вписать здание в сложившуюся композицию Кремля.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)

Двадцатый век внес радикально новое понимание организации пространства и архитектурного языка. Насколько такой язык воспринимается как разрыв с предшествующей архитектурной традицией? Есть ли связь времен русской архитектуры, культуры и русского авангарда - констуктивизма?
Как писал Г.-Г.Гадамер: "Наша жизнь являет собой непрекращающееся движение через одновременность прошлого и будущего. Сущность того, что мы называем «духом», заключается в самой способности продвигаться вперед, удерживая этот горизонт открытого будущего и неповторимого прошлого". Могут ли лучшие работы конструктивизма быть иллюстрацией этой мысли?

В архитектуре авангарда сильно выделяется один зодчий – Константин Мельников.
Сам Мельников о своем творчестве писал так: "в наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало... Что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет".
Разобраться с этим нам поможет трехмерная иллюстрация здания Наркомтяжпрома - самой необычной, смелой и оригинальной его работы.





1. В опубликованной пояснительной записке Мельников так охарактеризовал свой конкурсный проект Наркомтяжпрома: "База социализма - тяжелая промышленность. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома... (фотография эскизной работы сделана в музее архитектуры имени А. Щусева)

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


2. ...Проект решает объемно масштаб сооружения в виде развернутого периметра с подчинением главной оси - Красной площади... (перспектива)

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


3. ... Наружные лестницы с Красной площади в центре здания над котлованом создают неожиданно сильную глубину, усиливающую масштаб памятника...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


4. ... Здание в плане решено в виде формы двух соединенных римских пятерок, обращенных в сторону Красной площади вершинами, и расположено по оси мавзолея Ленина...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


5. ... В центральной части между двумя пятерками устроен, по композиционным и планировочным соображениям, котлован формы ромба, с глубиной в 16 этажей, ...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


6. ... имеющий свои сходы-лестницы с Красной площади, со стороны Ильинки и площади Свердлова...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


7. ... 1-й этаж делит объем здания на две основных части: а) надземную, где расположены: помещение наркома, секторы, главные управления, фабрика-кухня и культгруппа; ...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


8. ... б) подземную, где располагаются: тресты, имеющие естественное освещение из котлована, подсобные помещения наркомата - библиотеки, кладовые, кухни и выставка-музей. ...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


9.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


10. ... На уровне 16 этажа находится главный парадный вестибюль, обращенный в сторону Красной площади, имеющий свои наружные, движущиеся лестницы. Этажность здания: надземная - 41 этаж, подземная - 16 этажей ...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


11. ... Конструкция - карскас металлический и железобетон".

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


12. Пятерки здания завершаются "мускульным напряжением десятиэтажного сдвига" - консольными выступами с гигантскими скульптурами.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


13.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


14.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


15.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


16. Большое внимание Мельников уделял вопросу восприятия человеком архитектурной композиции...

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


17. ... Наряду с ракурсом восприятия снизу вверх, Мельников экспериментировал и с такими возможностями ракурсного восприятия, которые связаны с величиной угла зрения.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


18. По мере приближения человека к обычному зданию угол зрения увеличивается вверх. В проекте здание Наркомтяжпрома растет в двух направлениях: вверх и вниз. Такой прием позволил бы создать новые, необычные условия восприятия зданий.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


19. По поводу своего проекта Мельников говорил, что большие здания не надо измельчать. Их детали должны воспрниматься издалека упругуми, как мускулы.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


20.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)

Наркомтяжпром и гипотетическое зеркало

21.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


22.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


23.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


24.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


25.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


26.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)

Наркомтяжпром, вписанный в существующий ландшафт Москвы

27. Вид на Красную площадь с 41-го этажа.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


28. Наркомтяжпром нужно увеличить в 2.5 раза, чтобы можно было оценить масштаб.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


29. Вид с Патриаршего моста.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


30. Справа - дом на набережной(1927 - 1931). Построен в стиле позднего конструктивизма по проекту Бориса Иофана - руководил проектированием Дворца советов (посмотреть 3d-версию можно здесь). Дворец советов должен был стоять напротив дома на набережной, по левую руку от места съемки. Вдалеке - слева от Кремля - гостиница Москва. Основа здания была спроектирована молодыми архитекторами О. Стапраном и Л. Савельевым, позже Алексей Щусев внес некоторые изменения: добавил лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)


31. Фантазия автора блога. Скульптуры Афродиты и девы Марии с Иисусом на руках.

Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве (32 фото)

Итог

В статье, посвященной конкурсу, напечатанной в «Архитектуре СССР» 1934 г., задача интерпретируется следующим образом: "Перед проектировщиками было поставлено задание исключительно ответственное как по характеру и масштабам самого объекта проектирования, так, в особенности, по той ансамблевой задаче, которая должна была быть одновременно разрешена. Красная площадь – этот «форум социалистической Москвы» – явилась по условиям данного задания непосредственной темой творческой работы участников конкурса. Архитектору пришлось иметь здесь дело – в отличие от многочисленных других случаев перепланировки и реконструкции старых московских ансамблей – с архитектурным наследством исключительно высокого художественного и исторического значения". Многими участниками конкурса новый объем Наркомтяжпрома понимался как один из вариантов главного здания, возникавшего в историческом центре на Красной площади. По сути, обозначенный в конце XIX в. диалог-спор двух композиционных доминант – колокольни Ивана Великого и храма Христа Спасителя – возобновлялся. Новый объем Наркомтяжпрома брал на себя роль Ивановской колокольни в диалоге с новой доминантой – Дворцом Советов.
Всего год остается до утверждения эпохального документа – Генерального плана Москвы 1935 г., предложившего вариант превращения города в классический ансамбль, где роль организующего главного здания, некоего абсолютного центра должен был играть Дворец Советов, проект которого уже был утвержден в начале 1930-х гг. И в этом плане не было место конструктивизму.
Проект Константина Мельникова, как и проекты других архитекторов так и не были реализованы.

Источник: archvestnik.ru, greedyspeedy.livejournal.com
Fishki в Телеграм
Посты на ту же тему
14 комментариев
Лучший комментарий
Показать 14 комментариев

На что жалуетесь?