Сам себе и небо, и Луна (47 фото + 12 видео)
Советский и российский музыкант, основатель и лидер рок-группы АукцЫон Леонид Валентинович Фёдоров родился 8 января 1963 года в Ленинграде.
Его прадедом был знаменитый основатель и ведущий актёр Большого драматического театра/БДТ Николай Федорович Монахов, упомянутый Алексеем Толстым в его знаменитом романе «Хождений по мукам». Среди друзей прадеда были Александр Бенуа и Максим Горький. Николая Федоровича отравила его 17-летняя жена, но лидер АукцЫона уверен, что это дело рук сотрудников НКВД.
Прадед Леонида Фёдорова актёр Николай Монахов
Лёня слушал музыку с детства. Его родителям нравилось, что сына тянет к искусству, и они даже пытались записать его в музыкальную школу. Как неоднократно признавался музыкант в многочисленных интервью, родители всячески поддерживали его в начинаниях и уважали его интересы.
«Было время, когда меня учили нотам, но я всё уже забыл» (из интервью Л. Фёдорова).
В 1977 году, учась в 8-м классе, Лёня создал свой первый ансамбль, обеспечив всех своих музыкантов гитарами, сделанными его отцом. В группу входили одноклассники Фёдорова, а репетиционной базой стала его квартира.
Первый раз ансамбль выступил на выпускном вечере, где у Фёдорова в самый ответственный момент предательски «сел» голос. А уже через год Лёня стал создателем новой группы, которую назвал Фаэтон, в состав которой, помимо Фёдорова (гитара), вошли басист Дмитрий Зайченко и барабанщик Алексей Вихрев. Затем группа преобразовалась в квинтет, пополнившись ещё 2-я участниками — Михаилом Маловым (гитара, вокал) и Виктором Бондариком (бас), «пересадившим» Зайченко за электроорган. Позднее к ним добавился Сергей «Скво» Скворцов, отвечавший за звук и свет. Занималась группа, в основном, музыкальным сопровождением танцев в школе.
Леонид Фёдоров и группа "Фаэтон" (1979)
В начале 1980-х гг. Фёдоров стал студентом физико-математического факультета Политехнического института (ныне — Санкт-Петербу́ргский политехнический университет Петра Великого/ФГАОУ ВО СПбПУ). Выбор свой он сделал из-за наличия в ВУЗе военной кафедры, позволяющей выпускникам не идти служить в армию. После окончания института Леонид устроился инженером в конструкторское бюро ленинградского завода «Русские самоцветы», занимавшегося обработкой золота. Это был самый «бесцветный» период биографии, который быстро ему надоел.
«Я интуитивно понял, что не могу больше работать и хочу заниматься музыкой. Хотя по закону я не имел на это права — тогда можно было и в тюрьму за такое угодить. Я сказал родителям, что хочу профессионально заниматься музыкой, но они обозвали меня идиотом и не могли понять, как я собираюсь зарабатывать сочинением «песенок»» (Л. Федоров).
Чтобы уж наверняка уйти из бюро, Фёдоров 2 дня не выходил на работу без объяснения причины, а когда всё же пришёл, ему предложили написать заявление «по собственному желанию».
А с 1983 года начал меняться и Фаэтон. Во-первых, название — вместо первоначального варианта утвердился Аукцион. Во-вторых, команду приняли в Ленинградский рок-клуб. В-третьих, в неё более чем органично вписался экстравагантный Олег Гаркуша (подробнее — здесь: «Старый пионер»), и с его приходом концерты превратились в настоящие сценические шоу с элементами буффонады.
А ещё чуть раньше, в 1979 году, будущий шоумен Гаркуша познакомил бас-гитариста на тот момент ещё несуществующего АукцЫона Виктора Бондарика со своей родной сестрой Светланой. Молодые люди начали было дружить. Но после встречи с Фёдоровым девушка сразу же в него влюбилась, и в 1983 году вышла за музыканта замуж. Их свадьба была совсем не рок-н-ролльной, а вполне обычной. На ней присутствовали около 50 гостей. Жена родила Леониду 2-х дочерей — Ксюшу и Валю. Ксения занималась затем в музучилище им. М. Мусоргского по классу фортепиано, после чего поступила в Санкт-Петербургский государственный университет, получив по окончании диплом искусствоведа (сегодня она выступает с группой КУБИКМАГГИ). Но затем в семье начался разлад и Леонид со Светланой развёлся.
Тогда, когда музыкантам предложили стать членами ЛРК, «фаэтоновцы» отправились отмечать это дело и придумывать себе новое название. Накупили портвейна, открыли словарь и стали его листать, но дальше буквы «А» дело не сдвинулось. Поэтому остановились на «Аукционе». А букву «Ы», по легенде, в 1988 году «придумал» барабанщик Борис Шавейников, написавший по незнанию на афише название таким, каким его видят сегодня.
Фёдоров стал главным композитором и музыкальным руководителем коллектива, а затем и его ведущим вокалистом. В середине 1980-х гг. за АукцЫоном закрепилась слава одной из самых интересных советских рок-групп, с уникальным музыкальным стилем и узнаваемым сценическим образом. А уже в 1989 году музыканты впервые отправились на гастроли за рубеж, вместе с цоевским Кино и мамоновскими Звуками Му, где во Франции записали CD-диск «Как я стал предателем», что до них удалось сделать лишь нескольким советским группам.
С Францией был связан и скандал. Владимир Весёлкин, занимавший в коллективе пост танцора, одетый в обтягивающий комбинезон телесного цвета, продемонстрировал на сцене движения из стриптиза, за что группу потом раскритиковали «Комсомолка» и «Советская культура», а также на некоторое время отстранили от публичных выступлений.
В годы же экономического кризиса в России, АукцЫон, дороживший своей творческой независимостью, вёл активную гастрольную деятельность за рубежом. В активе группы — свыше 200 выступлений в странах Европы и Северной Америки. Леониду даже предлагали остаться в Германии, но он здраво рассудил, что там его музыку широкая публика не поймёт, а для «своей» аудитории вполне можно выступать и дома, и предложение отклонил.
И да, группе в России предлагали довольно выгодные предложения. Им обещали частые концерты, в том числе и в «Олимпийском», но петь они должны были только то, что им скажут. Музыканту подобные предложения никогда не были интересны (Фёдоров, Гаркуша и «Если б парни всей земли» или «Мы желаем счастья вам» — вообще нонсенс!). Амбиций кому-то что-то доказать, или кому-то понравиться у Леонида не было и нет до сих пор. Его интересует сам процесс, нравится раздвигать рамки. По его собственным словам, ему даже и публика не нужна. Но если кому-то его музыка импонирует, и кто-то её хвалит, это конечно для него приятно.
Фёдоров в Рок-клубе
В 1992 году новым другом и соратником музыкантов АукцЫона стал художник, исполнитель и поэт Алексей «Хвост» Хвостенко (подробнее — здесь: Жилец вершин с чайником вина), с которым они работали над записью 4-х альбомов. Благодаря Алексею свет увидел «Чайник вина» (1992) с его «Тайной», а после смерти Хвоста в 2004 году, Леонид выпустил ещё несколько пластинок на его стихи.
Фёдоров и Хвостенко
Несмотря на шумный успех АукцЫона, Фёдоров нашёл себя и в сольном творчестве. В конце 1990-х гг. под авторством лидера команды вышли дебютные «Четыресполовинойтонны» (1997). По некоторым данным, название имело реальную подоплёку — к выходу альбома его создатель задолжал кредиторам $4,5 тыс. А также это ещё и сумма гонорара, который предложил за диск издатель, чтобы музыкант смог с этими самыми долгами расплатиться.
При этом Фёдоров не прекращал сотрудничество и с АукцЫоном.
У группы же в конце 1990-х и первой половине 2000-х гг. не вышло ни одного студийного альбома. Долгое молчание (почти 11 лет!) группы было прервано лишь в 2007 году выпуском пластинки «Девушки поют», для записи которой музыканты отправились в Нью-Йорк, где к ним присоединились известные американские андерграундные инструменталисты: Нед Ротенберг, Фрэнк Лондон, Джон Медески и Марк Рибо. А через 4 года АукцЫон вновь напомнил о себе выпуском альбома «Юла».
В начале нового тысячелетия Фёдоров выпустил пластинки «Зимы не будет» (2000) и «Анабэна» (2001) , в записи которых участвовало этно-джазовое Волковтрио. Основой для «Анабэны» послужили произведения, записанные для альбомов «Зимы не будет» и макси-сингла «Небо напополам», но созданных при участии Леонида Сойбельмана — лидера группы Не ждали.
В своих сольных работах Леонид постоянно экспериментировал с музыкальными стилями, сотрудничая с самыми разными группами, музыкантами и исполнителями: Популярной Механикой, Ленинградом, Краденым Солнцем, Владимиром Волковым, Алексеем «Полковником» Хрыновым (подробнее — здесь: 10 лет без "Полковника"), ансамблем старинной музыки Opus Posth, Татьяной Гринденко, Владимиром Мартыновыми и хором Сирин, исполняющим русскую духовную музыку.
На концерте "Поп-механики"
Писал также Фёдоров и саунд-треки для фильмов и сериалов. Так, хит «Дорога» с пластинки «Птица», удостоился чести звучать в культовом «Брате-2» (2000), а 8 композиций («Душа», «Весна», «Элегия» и др.) — в драме «Я тоже хочу» (2012) режиссёра Алексей Балабанова.
Сочинял Леонид и песни на стихи русских поэтов 1920-х гг., перерабатывал духовную, классическую и народную музыку, экспериментировал также с авангардным джазом.
В 2002 году руководитель Сирина Андрей Котов и российский фолк-исполнитель Сергей Старостин записали с лидером АукцЫона композиции, вышедшие спустя 6 лет в виде «Душеполезных песен на каждый день» (2008).
Сотрудничал Леонид с другими музыкантами и как продюсер и звукорежиссёр, так с Сергеем «Шнуром» Шнуровым работал над записью его альбома «Пуля» (1999).
В начале нового века лидер АукцЫона основал собственный звукозаписывающий лейбл «Ulitka Records»/«Улитка Рекордз», занимающийся изданием его сольных альбомов и альбомов музыкантов, близких ему по духу. Эффектом обретённой таким образом независимости, явилась возросшая продуктивность сольного творчества Леонида. Деятельность компании началась в 2003 году с выпуска его диска «Лиловый день», собравшего обширную прессу и вызвавшего массу положительных отзывов, как одна из наиболее самобытных и интересных новых работ на отечественной музыкальной сцене. Пластинка поражает необычностью звучания — это всё те же песни под гитару, записанные в один присест при включённых магнитофонах, одновременно воспроизводящих образцы как современной, так и классической музыки. Интересно, что она была записана Фёдоровым после переезда в Москву у него дома без каких-либо наложений.
А ещё через год вышли музыкальные аудиокниги «Джойс» и «Горы и реки», в записи которых принял участие один из ярчайших представителей русского культурного зарубежья Анри Волохонский (подробнее — здесь: «Я не баш, не бузук, Я не враг и не друг»), автор замечательного «Города золотого» («Рай»).
А в 2003 году в жизни Леонида появилась Лидия Бенцианова, с которой в 2004 году они оформили брак. Сегодня Лидия — директор группы АукцЫон и совладелец компании «Ulitka». Семья Фёдоровых любит путешествовать, посещать различные музеи. Иногда они с детьми ездят за границу. Леонид давно уже переехал в Москву, где они с Лидой живут на съёмной квартире. Да и в Северной столице у него тоже нет собственной жилплощади. Дочери же Фёдорова живут со своей мамой.
Леонид Фёдоров с семьёй
Фёдоров с женой Лидией
В 2005-06 гг. на 3-х новых пластинках Леонида («Безондерс» (2005), на стихи поэта-«обэриута» Александра Введенского, «Таял» — лучший российский независимый альбом 2005 года и «Красота» (2006), на стихи Андрея Смурова и Артура Молева) можно услышать игру контрабасиста и композитора, основателя Волковтрио Владимира Волкова, сотрудничавшего и с АукцЫоном.
Волков и Фёдоров
Затем, 29 декабря 2007 года, в московском Центральном доме художника состоялась презентация нового совместного диска Фёдорова и Волкова — «Романсы», на стихи Введенского и Хвоста.
В середине ноября 2008 года была завершена работа над очередным альбомом Фёдорова и Волкова — «Сноп снов», который был представлен публике 26 декабря 2008 года, а ещё через год музыканты порадовали своих поклонников «Волнами».
Подавляющее большинство работ дуэта предназначены для узкой аудитории, интересующейся новаторской музыкой. Но музыкантам удалось сделать несколько пластинок, которые будут понятны и более широкой аудитории.
В 2010 году, в записи альбома «Разинримилева», кроме Волкова участвовали вновь Медески и Рибо. В основу проекта была положена поэма «Серебряного века» Велимира Хлебникова. Сотрудничал Волков с Фёдоровым вновь и во время работы над пластинкой «Wolfgang».
В 2012 году на своей домашней студии Леонид записал новый альбом «Весна» — без группы и без Волкова. На нём были собраны композиции на стихи Введенского, а текст песни «Душа» был написан Дмитрием Озерским — музыкантом и «штатным» поэтом АукцЫона. Песни из этого альбома («Конь», «Весна», «Душа» и др.) на много лет вошли в сольный концертный репертуар Фёдорова. Альбом этот можно охарактеризовать, как что-то среднее между «Волнами» и «Четыресполовинойтоннами». На нём присутствует альтернативный хип-хоп, речитатив и прог-рок. Некоторые вещи чем-то похожи на творчество БГ и М. Рибо. А одна из песен была исполнена Леонидом вместе с женой. Она подпевает там ему детским голосом.
Волков, Фёдоров, Озерский
А ещё через год Владимир и Леонид вместе работали над альбомом «Если его нет», посвященном Санкт-Петербургу.
В том же году Фёдоров записал пластинку «Быть везде», с лидером и басистом израильской джаз-рок-группы Крузенштерн & Пароход (Тель-Авив) Игорем Крутоголовом. Хотя, по словам Леонида, изначально почти все песни для альбома он планировал записать с АукцЫоном. Презентация состоялась в Москве, Санкт-Петербурге и Тель-Авиве. На некоторых концертах музыканты выступили в расширенном составе — к группе присоединялись: Озерский на клавишах, Сойбельман в качестве гитариста и Руслан Гросс на духовых. Концерт в Санкт-Петербурге был записан и издан затем на DVD. В основу программы легли все песни из альбома «Быть везде» и несколько аукцЫоновских прошлых лет.
В следующем году Волков и лидер АукцЫона были заняты работой над созданием альбома «Мотыльки», за основу которого они взяли эпическую поэму «Слово о полку Игореве», положив её на музыку и дополнив альбом песнями на тексты, сочинённые Озерским («Мотыльки», «Небо выпил») и Гаркушей («Я не пример для подражанья»).
Озерский, Фёдоров, Гаркуша
В 2015 году на диск «Элегия» Фёдоров перезаписал свои ранние сольные песни вместе с Волковым, Гринденко, Мартыновым и музыкантами Opus Posth. Альбом он дополнил ранее не изданной композицией, неоднократно звучавшей на его сольных концертах — «Последний дюйм (Песня Бэна)». В это же время с К&П музыкант поработал над созданием альбома «Взрыв цветов». На нём звучат песни на стихи российского поэта-палиндромиста Дмитрия Авалиани и одна песня за авторством Озерского.
Так же в 2015 году вышел мини-альбом, совместно с К&П, под названием «В траве», состоявший всего из 2-х композиций: «В траве» и «Взрыв цветов», записанных живьём в студии в несколько ином варианте, чем на самом альбоме «Взрыв цветов».
Через год Крутоголов совместно с Фёдоровым занялся записью ветхозаветных псалмов, переведённых на русский Волохонским. Они же выпустили пластинку «Постоянство веселья и грязи», посвященную Даниилу Хармсу (подробнее — здесь: «Из дома вышел человек…»).
А в начале 2019 года, на радость слушателей (особенно литературоведов и филологов), на альбоме «Гимн чуме» прозвучали песни на стихи А.С. Пушкина: Фёдоров и Крутоголов положили на музыку 15 бессмертных стихотворений Александра Сергеевича, начиная «Бессонницей» и заканчивая «Чижиком».
Чуть раньше, перед новогодними праздниками, коллеги выпустили видеоролик на сингл «Талисман». Затем вышел альбом «Из неба и воды» заполненный композициями на тексты Озерского.
В 2020 году состоялось открытие канала Леонида на YouTube. Лидер АукцЫона выложил там старые и редкие записи своей группы и сольных проектов. Затем там появились клипы на композиции, вошедшие в новую пластинку Фёдорова, на которой записаны песни на стихи английского поэта Уильяма Блейка в переводе А. Дельфинова и А. Смурова.
16 декабря 2021 года вышел последний на сегодня альбом Леонида на стихи Озерского «Последний друг».
Леонид и сейчас продолжает творчески развиваться как сольно, так и в составе легендарного АукцЫона.
В "Камчатке" 17 февраля 2008 г. Концерт памяти Александра Башлачёва.
А каждый сольный его концерт — это настоящий моно-спектакль, вихрь эмоций и запредельная откровенность.
Музыкант любит читать биографии и дневники известных людей, повлиявших на формирование его личности. А ещё рисует графические романы о себе любимом.
Известно, что исполнитель является глубоко верующим христианином, причём, пришёл он к этому через Хвостенко. По признанию рокера, только вера подарила ему настоящую радость, раньше не приносимую ни путешествиями, ни новыми впечатлениями, ни знакомствами.
Дискография Л. Фёдорова:
В составе АукцЫона: «Вернись в Сорренто» (1986), «Как я стал предателем» (1989), «В Багдаде всё спокойно» (1989), «Жопа» («Дупло») (1990), «Бодун» (1991), «Птица» (1993), «Это мама» (2002), «Девушки поют» (2007), «Юла» (2011), «На Солнце» (2016).
Сольные альбомы: «Четыресполовинойтонны» (1997), «Анабэна» (2001), «Лиловый день» (2003), «Весна» (2012), «Псалмы» (2016).
Совместно с А. Волохонским: «Горы и реки» (Волохонский, Фёдоров, Озерский, Волошин, 2004), «Джойс» (Волохонский, Фёдоров, Волков, 2004).
С В. Волковым: «Зимы не будет» (Фёдоров, Волков, Курашов, 2000), «Таял» (2005), «Введенский» (сингл, 2005), «Безондерс» (2005), «Красота» (2006), «Романсы» (2007), «Сноп снов» (Волохонский, Хвостенко, Фёдоров, Волков, 2008), «Волны» (2009), «Разинримилев» (Фёдоров, Волков, Медески, Рибо, Смит, 2010), «Wolfgang» (2010), «Если Его Нет» (2013), «Мотыльки» (2014), «Элегия» (Фёдоров, Мартынов, Волков, Гринденко, ансамбль Opus Posth, 2015), «Гроза» (2016).
С В. Волковым, С. Старостиным и А. Котовым: «Душеполезные песни на каждый день» (2008).
С коллективом Крузенштерн & Пароход: «Быть везде» (2013), «Взрыв цветов» (2015), «В траве» (2015), «Постоянство веселья и грязи» (2018), «Гимн чуме» (на стихи А.С. Пушкина, 2019), «Из Неба и Воды» (2019), «Блэйк» (2020).
Концертный альбом на DVD: «Зима» (2004).
Весной 2016 года состоялась премьера periscope-фильма «Жилец вершин. Божественная комедия», снятого режиссёром Игорем Волошиным. Он рассказывает о творчестве музыканта. Режиссер говорит, что это реалити-кино в жанре «periskop» о путешествии фронтмена АукцЫона во Флоренцию — город, дающий музыканту импульс жить и творить. В фильме происходит встреча с главным героем, который одним своим видом вызывает вдохновение, и желание жить. Наблюдение за тем, как он придумывает, сочиняет мелодию, находит для неё текст, записывает первый риф, пишет альбом с музыкантами, сводит его, выпускает и играет на публике — и есть основное движение фильма. Он был выложен в свободный доступ почти на всех интернет-порталах.
Следом за ним, 2 июня 2016 года, в свет вышел другой д/ф о Фёдорове (хроника, байки о записи первого сольного альбома, его музыкальном сотрудничестве с Волковым, Крутоголовым, Мартыновым, Гриденко и многими другими), снятый режиссёром Дмитрием Лавриненко — «ЛеФ». Он был показан лишь на фестивале «Beat Film Festival» в Москве и в Санкт-Петербурге в киноцентре «Родина», а так же в некоторых городах Украины (фильм на Украине создавался). В отличие от первого фильма о группе АукцЫон («ЕщЁ» (2014), снятый также Лавриненко), «ЛеФ» в прокат не выходил, в сети доступны лишь некоторые фрагменты и концертные записи сольных выступлений, которые по каким-либо причинам не вошли в фильм (среди них клип на песню «Заведующий»).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://rockperson.ru/russkie-rok-zvezdy/leonid-fedorov-aukcyon-biografiya-i-lichna-zhizn
https://24smi.org/celebrity/54804-leonid-fedorov.html
https://vk.com/leonidfedorov
https://reproduktor.net/leonid-fedorov/
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-leonid-fedorov.html