«Дедушка уральского рока» (31 фото + 14 видео)
Советский рок-музыкант и певец, российский композитор Александр Александрович Пантыкин родился 12 января 1958 года в Свердловске (ныне — Екатеринбург).
Музыкой начал заниматься с детства, учился в музыкальной школе №6. Уже в 12 лет Саша выступал на областном конкурсе пианистов, где занял 1-е место.
В школе, в 1973 году, Пантыкин (клавишные, бас, вокал) и Игорь Скрипкарь (бас, вокал) организовали школьную группу Слепой Музыкант, где играли до 1975 года. Взяв в руки музыкальные инструменты, Александр сразу определил для себя, что будет играть рок.
В 1981 году Александр окончил физико-технический факультет Уральского государственного политехнического института (УГПИ) получив профессию инженера-технолога.
Затем, в 1985 году, поступил на эстрадное отделение Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по классу композиции А.Н. Нименского. Обучение длилось целых 9 лет: с 5-го курса он ушёл на 5 лет в академический отпуск, и в 1994 году закончил консерваторию симфоническим произведением «Обряды».
С дипломом композитора Александр, по приглашению Дмитрия Астрахана, тогда — главного режиссёра Свердловского ТЮЗа, стал писать музыку к спектаклям, работал также для Академического театра драмы. Затем организовал собственную студию «Tutti-records», где смог записывать свои произведения. Так и началась его профессиональная музыкальная жизнь.
Тогда, в 1970-е гг., студенческая молодежь активно принимала участия в различных музыкальных конкурсах. И каждый факультет представлял собственное творчество. Популярность музыки в целом, и рока в частности, росла.
« — Как получилось, что Екатеринбург стал одним из 3-х центров русского рока? Звёзды сошлись? Или здесь роль личности в истории — когда вокруг талантливого человека собираются единомышленники и возникает созданный им мир? Как это было с твоими земляками Николаем Колядой, Евгением Колобовым или Владиславом Крапивиным?
— В 1970-е гг. в Свердловске была потрясающая культурная ситуация. Много молодёжи: город занимал одно из ведущих мест по числу студентов на душу населения. А это особая аудитория. Активно проводились смотры, фестивали, конкурсы. В институтах и университетах, в училищах и в консерватории, на каждом факультете — свой конкурс. И они естественно подталкивали людей к творчеству. Особенно выделялся Архитектурный — он считался студенческим бомондом. Там учились самые отъявленные эстеты: Володя Хотиненко, Слава Бутусов, Александр Сычев, Евгений Никитин... Это была студенческая элита. Клуб Архитектурного института стоял от него отдельно - маленькое деревянное здание, которое в кино прославил Алексей Балабанов, он тогда снимал фильмы на Свердловской киностудии. Город был очень мощным котлом, где вываривалось творчество и регулярно появлялось что-то новенькое — студенческие театры, музыкальные группы... В УПИ возникли Пилигримы и первыми спели из репертуара Deep Purple — это была революция, их всех повыгоняли из института, но концерт помнят многие. В Архитектурном гремели группа Каталог и творчество Александра Сычева, тоже по тем временам очень острое... Чем отличался свердловский рок от московского и питерского? У нас считалось моветоном, когда один и тот же человек писал и тексты и музыку. Были поэты: Илья Кормильцев, Аркадий Застырец. И были композиторы: Михаил Перов, Игорь Скрипкарь…
И к музыке, и к слову требования были очень высоки. Московская и питерская рок-школы, на мой взгляд, уступали свердловскому року: и та и другая исповедовали поэтический рок. Макаревич, Цой, Науменко, Гребенщиков — прежде всего поэты. У нас тоже были последователи этого направления — например, Александр Башлачёв. Но он быстро уехал: здесь требовался иной уровень и музыки и текста. Кстати, это сказалось на долговечности групп: и в 1980-90-е гг. больше всего гастролировали по стране свердловские группы ЧайФ, Агата Кристи, Наутилус Помпилиус, Смысловые галлюцинации... Они более других были готовы к профессиональной работе» (из интервью А. Пантыкина «Порталу 66.ru», 2020).
В 1975 году Пантыкин вместе со Скрипкарём играли в литературно-музыкальной Студии САИ, которая в конце концов трансформировалась в группу Сонанс, игравшую арт-рок: смесь джаза с роком и симфонической музыкой. В звучании группы использовались классические музыкальные инструменты, присутствовала хоровое пение и даже чтение художественной прозы. Это была одна из наиболее прогрессивных и революционно мысливших отечественных групп 2-ой половины 1970-х гг.
Группа "Сонанс", 1977.
Сонанс стал экспериментальным объединением наиболее неординарно мысливших рок-музыкантов Свердловска, которые пытались соединить лаконизм и энергию рок-н-ролла с художественностью и глубиной академической музыки XX века.
Тоже "Сонанс"
Однако творческая мысль Скрипкаря и Пантыкина двигалась в одном направлении, но разными путями, вследствие чего, записав единственный альбом — «Шагреневая кожа», в декабре 1980 года они расстались, а на свет появились 2 новые группы — Трек и Урфин Джюс соответственно.
«Желание стать популярным для молодого человека, думаю, естественно. Сонанс же не мог обеспечить финансово и был очень труден организационно. Студии было трудно выживать в стране, где до сих пор живы традиции сталинских постановлений о современной музыке. Я уже хорошо знал, как обращались с такими духовно близкими нам композиторами, как Губайдулина, Сильвестров, Шнитке или Денисов. А в рок-музыке к тому времени наметилось потепление. И в 1979 году Сонанс развалился, из его осколков собрались группы Трек и Урфин Джюс. Тогда я и занялся рок-н-роллом в чистом виде» (из интервью «Порталу 66.ru»).
Кроме Пантыкина (вокал, бас, клавишные) из Сонанса в УД перешёл Иван Савицкий (ударные), а чуть позже к ним присоединился Юрий «Ринк» Богатиков (гитара). Группа, названая в честь персонажа из книги Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», активно выступала по Свердловской области и гастролировала по стране. К весне 1981 года в составе группы произошла смена барабанщика — Савицкого сменил Александр Плясунов, ранее игравший с Ринком в филармонических коллективах.
1 апреля УД дебютировал на сцене большого зала Политехнического института, завоевав приз жюри. Затем на фестивале в Черноголовке выступили с музыкантами Машины Времени и Виктории.
"Урфин Джюс", концерт в Казани
УД стал самым ярким явлением в музыке Свердловска. Группа смогла повлиять, пожалуй, и на всех музыкантов СССР. Это было тем более удивительно, потому что Александр вместе с коллегами успели записать всего лишь 3 альбома.
После записи дебютного альбома «Путешествие» (1981) Пантыкин собрал новый состав: вместо Ринка (позднее Кунсткамера, ансамбль Владимира Чекасина, Апрельский Марш) и Плясунова (Встречное Движение, Пролог, Сама по себе) появились Игорь «Егор» Белкин (Р-клуб, подробнее — здесь: Неповести Белкина) и Владимир Назимов (Бумеранг). В этом составе группа записала ещё 2 альбома — «15» и «Жизнь в стиле Heavy Metal».
Их пластинки скупали, как «горячие пирожки» (самую большую популярность из них получил «15»), порой в магазины выстраивались очереди. Автором всех текстов группы стал Илья Кормильцев (подробнее — здесь: Эта музыка будет вечной). Обложки всех магнитоальбомов оформлял художник Александр Коротич.
Кстати, концертов у УД было тоже не так уж и много, всего 25. И часто они заканчивались скандалами и срывом.
В 1984 году c подачи Белкина и поэта и автора большинства текстов свердловских групп Кормильцева, УД фактически объединился в один коллектив с музыкантами малоизвестной тогда группы Наутилус Помпилиус. В таком составе группа помогает Белкину записать его сольный альбом «Около радио» (1985).
А в 1986 году эта рок-тусовка снова разделяется на НП и вновь образованную группу ех-вокалистки Трека Насти Полевой (подробнее — здесь: Леди-рок) Настя, в которую ушли бывшие музыканты УД (Альберт Потапкин, Марат Хайбуллин) во главе с Белкиным.
Александр Пантыкин и Илья Кормильцев.
В полосу затяжных проблем обе группы бывших коллег — и Трек, и УД — вступили ещё в 1985 году. Оба музыканта продолжали пристально следить за достижениями друг друга: и Трек, и УД записывали альбомы, делали новые программы, выступали.
И уже в декабре 1985 года в Свердловске заговорили о новом совместном проекте 2-х лидеров местного рока. По городу пошли слухи, что они репетируют под интригующей вывеской Комитет. Его «заседания», однако, до поры до времени шли за закрытыми дверями: приходили и уходили музыканты, шла интенсивная работа в студии. В июне 1986 года, на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба (СРК, подробнее — здесь: Над рекою, над Исетью), организованном по инициативе комитета комсомола. Скрипкарь выступал с сессионными музыкантами, как Скрипкарь И Друзья, а Пантыкин в последний раз вышел на сцену с каноническим составом УД. Прохладный приём публикой обоих, видимо, послужил катализатором для принятия решений, и в декабре 1986 группа, теперь уже называвшаяся Кабинет, дебютировала с альбомом «Вскрытие».
Записанный одним из лучших звукорежиссёров города, Александром «Полковником» Гноевых, альбом состоял в основном из песен Скрипкаря, представляя собой сложный, богато оркестрованный и безупречно сыгранный, но излишне рассудочный арт-рок.
Группа "Кабинет"
« — Свердловский рок был профессиональнее московского и питерского. Он сразу задал очень высокую художественную планку. Потому что тексты писали такие поэты, как Аркадий Застырец, Илья Кормильцев, Дмитрий Умецкий, Вячеслав Бутусов. Музыкой занимались профессионалы, у которых было ответственное и серьёзное отношение, к тому, что происходит на сцене. У нас было невозможно выходить на сцену пьяным или под «наркотой».
— Но разве в 1980-90-х гг. концерты не проводились в пьяном угаре? Об этом ведь многие вспоминают… Например, в книге биографии группы Nautilus Pompilius было написано, что музыканты часто и много пили в то время.
— Во время концертов это были единичные случаи. После концертов, да. А вот на самой сцене… В этом не было системы» (из интервью А. Пантыкина Татьяне Самойловой, «КП»-Екатеринбург, январь 2022).
Кабинет — последняя супер-группа уральской рок-сцены 1980-х гг., с самого начала своей биографии представлял собой живую иллюстрацию к тезису о единстве и борьбе противоположностей: в её составе встретились едва ли не лучшие музыканты местного музыкального сообщества, однако их попытки найти общий язык на протяжении почти 15 лет неизбежно заканчивались расколом.
Помимо Игоря и Александра в состав группы входили Михаил Архипов (клавишные, саксофон) и Андрей Котов (барабаны). Оба начинали в различных уральских группах и принимали участие в сольных записях Скрипкаря.
Сценический же дебют Кабинета состоялся в октябре 1987 года, на историческом Первом (и последнем) съезде рок-клубов страны, провозгласившем так и не ставшую реальностью Всесоюзную рок-федерацию. К этому времени в состав группы органично влился еще один бывший участник Трека — гитарист Михаил Перов, чью гитару, помимо записей Трека, можно услышать ещё и на соло-альбоме лидера ЧайФа Владимира Шахрина (подробнее — здесь: Пусть всё будет так, как ты захочешь! К юбилею Владимира Шахрина) «Волна простоты» (1996).
В конце 1980-х гг. Кабинет регулярно гастролировал по Союзу, участвовал во многих провинциальных фестивалях, работал в студии. В этот период группа (не без влияния Пантыкина) начала сотрудничать со Свердловским театром музыкальной комедии, где в 1989 при её участии был поставлен спектакль «Конец света» (на музыку итальянского композитора А. Тровайоли). В то же время музыка группы неуклонно развивалась от простого к сложному, что серьёзно затрудняло её воплощение в студии, и уж тем более на сцене. «Кабинетный рок» всё более становился «искусством для искусства».
И снова, как и в 1980 году, когда Александр разорил Сонанс, покинув его вместе с барабанщиком Иваном Савицким, весной 1989 года, поддавшись на уговоры бывшего концертного менеджера НП Бориса Агреста, покинул и Кабинет, прихватив с собой Котова, в попытке реанимировать УД, набрав новый состав: Александр Деулин (гитара), Александр Доброславин (бас, экс-Встречное Движение). Группа записала на студии ВФГЗ «Мелодия» магнитоальбом, получивший название «5 минут неба», песни для которого были сочинены Пантыкиным и Кормильцевым ещё в начале 1980 х гг. Песни на нём были записаны в исполнении в основном самого Александра. Альбом получился странный, не похожий на 3 первых. С программой альбома УД выступил в московском СК «Олимпийский».
Увы, начало гастрольной деятельности реанимированного коллектива было сильно подорвано — в Жлобине один из концертов был сорван из-за очень плохой продажи билетов, а на концерте в Тюмени УД выступал как «инструментальная арт-роковая команда». После жлобинской аферы группу покинул гитарист Деулин, а его место занял Николай Григорьев.
А накануне IV фестиваля СРК группа меняет название на Проект Александра Пантыкина (позднее – просто ПАП). На концерте им помогали также Шахрин (ЧайФ), Вадим Самойлов (Агата Кристи), Сергей Кондаков (Отражение) и Анатолий Могилевский (Ассоциация). Затем, в самом конце 1989 года, Доброславин ушёл в джаз-роковый ансамбль Доктор Фауст.
Скрипкарь же на этот раз не стал менять название: всего через 2 месяца, когда обе свободные вакансии заняли опытные музыканты Валерий Галактионов (клавишные) и Валерий Широков (барабаны), он вывел на сцену новый, свой Кабинет. В этом составе группа успешно выступила на 4-м фестивале СРК и продолжала, правда, с менее заметными результатами, работать до 1-ой половины 1990-х гг.
Пантыкин — один из зачинателей русского рока, основатель знаменитой «свердловской школы», закономерно получивший почётное звание «дедушки уральского рока», а ныне — глава Союза композиторов Свердловской области (с 2013 года), автор балетов, мюзиклов и «лайт-опер», Заслуженный деятель искусств РФ (2008).
Хотя в это и трудно поверить, но факт остается фактом: без Александра вполне возможно не было бы и феномена свердловского рока! Именно на его энтузиазме, оптимизме, желании помочь всем и каждому, кто пытался найти свою дорогу к рок-н-роллу, наконец, опыте и профессиональном мастерстве держалось всё рок-движение столицы Урала. Наверное, в СРК нет группы, с которой музыкант не был бы в той или иной форме связан: одним он подыгрывал на концертах, другим помогал выстроить звук, третьим продюссировал запись или просто подсказывал верное решение. Был одним из организаторов «новогоднего» рок-фестиваля «Старый новый рок».
Кроме того, Александр — автор музыки свыше 60 художественных, документальных, анимационных фильмов и сериалов и более 70 драматических спектаклей.
Сотрудничал музыкант с театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Одессы, Самары, Ижевска, Казани, Омска, Екатеринбурга, Челябинска, а также с киностудиями «Мосфильм», «Ленфильм», Свердловской киностудией.
Работал с такими известными театральными и кинорежиссерами, как Д. Астрахан, С. Айнутдинов, Я. Лапшин, В. Хотиненко, А. Сурикова, А. Праудин, Ю. Жигульский, В. Кокорин, К. Стрежнев и др.
C 1995 года Пантыкин — директор Музыкально-информационного агентства «Тутти», с 2007 — президент НП «Студия Пантыкина». Является членом 3-х творческих союзов: Союза композиторов (2003), Союза кинематографистов (1994) и Союза театральных деятелей (1995).
«— Как идут дела в Союзе композиторов? Он большой на Урале?
— Один из самых мощных в стране, а сегодня по результатам, думаю, — самый мощный. В нём Владимир Кобекин — самый востребованный оперный композитор России, тройной лауреат «Золотой маски». Один из самых известных композиторов-песенников Евгений Родыгин. Автор единственной у нас оперной энциклопедии Михаил Мугинштейн... Все наши композиторы и музыковеды постоянно где-нибудь премируются. Другое дело, что об этом мало знают. Но мы эту скромность преодолеваем: у нас появился сайт sokomso.ru, где сообщаем о новостях. В 2014 году 75-летие организации: проходят авторские концерты, создан камерный оркестр, губернатор дал нам новое помещение и подарил рояль «Yamaha». Филармония замечательная. Екатеринбург — единственный город, где проходят авторские фестивали лучших современных композиторов: Валентина Сильвестрова, Софьи Губайдуллиной, Гии Канчели....» (из интервью «Порталу 66.ru»).
С 2002 года Александр курирует Детскую школу искусств имени самого себя в г. Верхняя Тура Свердловской области.
«— Твоим именем названа школа искусств в Верхней Туре — как это вышло?
— Марианна Мягкова, моя жена, училась в консерватории вместе с Татьяной Дерябиной, которая родом из Верхней Туры. Ей предложили возглавить там Школу искусств, и она согласилась. Как-то приехала к нам заплаканная: школа не финансируется, на неё не обращают внимания, у неё нет инструментов и самого необходимого. Я в шутку предложил: а ты назови школу моим именем — сразу обратят внимание. Я в шутку, а Татьяна — всерьёз. Через год она сообщила, что удалось это пробить, только нужно мое разрешение. Я, разумеется, всё заполнил, раз шутка превратилась в серьёзку. И самое поразительное: на школу действительно обратили внимание. Да и мои друзья стали ей помогать: один отправил туда грузовик линолеума, второй дал компьютерную технику, привезли музыкальные инструменты. Я учредил там стипендию для одарённых. Даём премии лучшим педагогам. Отправляем детей на конкурсы, они становятся лауреатами» (из интервью «Порталу 66.ru»).
Он академик Академии кинематографических искусств «НИКА», член жюри национальной театральной премии «Золотая маска».
С 2015 года — Художественный руководитель Передвижного камерного музыкального театра «Живой театр».
«— У вас множество наград и премий. В том числе в 2017 году вам дали звание «Почётный гражданин Свердловской области». Эти награды и звания дают вам какие-то привилегии, и часто ли вы ими пользуетесь?
— Такого нет, и не было. Вообще популярность — это страшная штука, от которой я в свое время бежал, когда группа Урфин Джюс становилась знаменитой. Популярность очень мешает жить человеку, на неё тратится много нервов и времени. Я человек не тщеславный и не привык кичиться своими победами. Единственное, когда я прибегаю к определенным привилегиям, это когда ко мне обращаются люди, и по мере возможности, пользуясь статусом, я им помогаю.
— Между тем звание «Почётного гражданина Екатеринбурга» дает право бесплатного проезда в общественном транспорте…
— Я не ездил на общественном транспорте уже около 30 лет, потому что я езжу на своей машине. Бывают, конечно, исключения. Меня вот буквально недавно моя помощница Ульяна пригласила прокатиться на трамвае. Мы проехали всего одну остановку, но для меня это было целое событие. Но такими привилегиями я не пользуюсь. Хотя знаю, что среди привилегий, по-моему, есть бесплатное место на кладбище (смеется)» (из интервью Т. Самойловой).
В 2018 года музыкант был послом России на Чемпионате мира по футболу.
Пантыкин женат трижды, от этих браков у него 5 детей. Старший сын — Александр Александрович-младший — тоже музыкант.
Александр Александрович Пантыкин-младший
А УД с 2008 года снова выступает на сцене. Все музыканты живы и здоровы, а это самое главное.
« — Как «дедушка уральского рока» — расскажите, как себя сейчас чувствует этот жанр? Он жив?
— Зависит от того, с какой точки зрения смотреть. Если с точки зрения интереса молодёжи к року, то он жив. А если смотреть на результаты, которых добиваются многие, то он мёртв. Я считаю, что внимание со стороны зрителей и слушателей ослабело. Скорее, уральский рок на сегодня — это ребята, которые играют для себя, но с огромными амбициями. Они хотят стать популярными, богатыми, успешными, а на поверку эти группы недостаточно музыкально грамотны и подготовлены. Они представляют собой вид народного творчества, как хобби в свободное от учёбы или работы время. А в музыкальном искусстве сегодня время профессионалов, и туда попасть могут только изумруды, талантливые настолько, что при всей своей самодеятельности могут оказаться в топе» (из интервью А. Пантыкина корреспонденту «E1.RU» Глебу Чёрному, 17.12.2019).
Дискография А. Пантыкина:
Сонанс: «Шагреневая кожа» (1980)
Урфин Джюс: «Путешествие» (1981), «15» (1982), «Жизнь в стиле Heavy Metal» (1984), «5 минут неба» (магнитоальбом, 1989), «5 минут неба» (сборник, 1997).
Кабинет: «Вскрытие» (1986).
Концертные альбомы: «Некоторые вопросы, волнующие нас» (Трек и УД, концертный альбом, 1983), «Легенды русского рока» (2001).
Автор музыки к фильмам: «Изыди!» («Ленфильм», реж.: Дмитрий Астрахан, Олег Данилов, 1991), «Ты у меня одна» («Ленфильм/Информпрессервис», реж. Д. Астрахан, 1993), «Всё будет хорошо» («Никола-фильм», «Фора-фильм», «Ленфильм», реж. Д. Астрахан, 1995), «Четвёртая планета» (Промышленно-строительный Банк «Астрахан-Люмекс студия», «МИКО-фильм», «Ленфильм», реж. Д. Астрахан, 1995), «Мусульманин» («В.В.С./РОСКОМКИНО», реж. Владимир Хотиненко, 1995), «Ты есть…» («Свердловская киностудия, ТО «Евразия», реж. Владимир Макеранц, 1995), «Из ада в ад» (Беларусь-Германия-Россия, реж. Д. Астрахан, 1996), «Зал ожидания» (сериал, Россия-Беларусь, реж. Д. Астрахан, 1998), «Редакция» (телевизионный мини-сериал, реж.: Александр Колбышев, Борис Берзнер, 2000), «Хиромант» (сериал, «Первый канал», реж. Антон Борматов, 2005–2011).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://babysongs.ru/articles/biografiya-aleksandr-pantyikin
https://www.e1.ru/text/culture/2020/01/12/66396298/
https://www.unioncomposers.ru/composer/view/?id=99
https://rg.ru/2014/06/17/pantykin-site.html
https://www.ural.kp.ru/daily/27350/4530859/
https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/knigi-o-sverdlovskom-rok-klube/39572522/?amp=1
https://neforz.com/showpost.php?p=1899&postcount=1
https://s30133396333.mirtesen.ru/blog/43995717867/Gruppa-Kabinet
- Олдовые рокеры отметили 50-летие творческого союза
- 25 лет назад в Тушино прошел легендарный фестиваль "Монстры Рока"
- 9 интересных фактов о группе Metallica, которых вы, возможно, не знали
- Художник с помощью искусственного интеллекта проиллюстрировал сюжеты песен «Короля и Шута»
- Легендарному композитору Хансу Циммеру исполнилось 60 лет