Владимир Толоконников, советский и российский актер театра и кино, Заслуженный артист Казахской ССР (13 фото + 1 видео)
Он в принципе был большим фантазером, уже тогда проявлял артистические задатки и с блеском выступал на школьных вечерах. Когда он читал истории деда Щукаря из «Поднятой целины» Шолохова, зал буквально рыдал от смеха. Всем было понятно, что место парнишки на сцене. В старших классах он посещал драмкружок, работавший под руководством режиссера и педагога Михаила Азовского, кстати, одновременно с Александром Филиппенко и Львом Темкиным. После школы, несмотря на полученные азы актерского мастерства и подготовку, три года ему не удавалось поступить ни в одно театральное училище столицы. Но юноша уже не мыслил себя в другой профессии – играл в постановках молодежной студии у другого известного театрального деятеля республики – Юрия Померанцева, выступал на телевидении, появлялся в массовых сценах спектаклей алма-атинского театра русской драмы им. Лермонтова.
Затем Владимир был призван в армию и служил в ракетных войсках в ГДР, не прекращая мечтать о сцене, участвуя в художественной самодеятельности в части. После 3 лет службы он вновь отправился в Москву, подал документы во ВГИК, и снова его не приняли, объяснив, что из-за своеобразной внешности он вряд ли будет востребован. Молодой человек был очень огорчен, но не сломался и от мечты не отказался – устроился рабочим в ТЮЗ Куйбышева (ныне Самара), а через год стал студентом актерского факультета Ярославского театрального училища. В 1973 году, получив диплом за неделю до 30-летия, артист вернулся из Ярославля в родной город и начал работать в местном ТЮЗе. Через год его пригласили в Республиканский Академический драмтеатр. В начале в его репертуаре были небольшие эпизодические роли, затем появились и главные.
Он играл Лешего в «Василисе Прекрасной», кардинала Вулси в спектакле «Королевские игры» Григория Горина по мотивам пьесы Максвелла Андерсона «1000 дней Анны Болейн», городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя, Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери» по роману Виктора Гюго, Луку в пьесе «На дне» Максима Горького, грабителя в «Шуме за сценой» Майкла Фрейна.
В кино актер снялся впервые в 1981 – сыграл эпизодическую роль в боевике «Последний переход» о борьбе работников госбезопасности с бандой басмачей. А в 1988, на следующий день после выхода картины «Собачье сердце», экранизации повести Булгакова, он, как говорится, проснулся знаменитым.
Автору фильма Владимиру Бортко долго не удавалось найти для роли Шарикова необходимую актерскую фактуру – с низким лбом, огромными торчащими ушами и большим ртом, пока он не увидел малоизвестного 45-летнего актера из провинциального театра. Прихожу в студию с утра. Мне девчонки: «Актёр местного пошиба, конечно, но посмотрите хотя бы». Я открываю дверь в кабинет... И сразу закрываю. Потому что там на стуле сидит собака в пиджаке. Но не только внешность Владимира впечатлила режиссера уже во время проб, но и глубина проникновения в образ. Он не ошибся в выборе. Артист сумел блестяще решить сверхзадачу – раскрыть загадочную психологию пса, ставшего человеком, и о многом заставить задуматься. Благодаря его вкладу в общий успех «Собачье сердце» вошло в сотню великих фильмов ХХ века, а он сам попал в «Булгаковскую энциклопедию».
Кстати, параллельно Толоконникова утвердили на роль Шарикова в спектакль театра Алма-Аты. По словам зрителей, которым посчастливилось сравнить киношного и театрального персонажа, сценический Шариков получился у актера совсем другим. Как минимум, собаку Шарика играл сам актер, а не настоящий пес, как это было у Бортко. В актерский ансамбль двухсерийной картины, имевшей успех не только на родине, но и во многих странах мира, кроме него, входили народные артисты Евгений Евстигнеев, Сергей Филиппов, Нина Русланова, Борис Плотников.
Роль вписала имя артиста в историю кинематографа, принесла всенародную любовь и официальное признание – Госпремию им. братьев Васильевых, за что он ей был невероятно благодарен. Но вместе с тем она стала своеобразным клеймом, несколько усложнившим его последующую актерскую деятельность. Прессу не интересовали другие его работы, режиссеры видели в нем исключительно Шарикова, да и на улице к нему обращались не иначе как «Полиграф Полиграфыч». В творческом багаже артиста были и другие интересные и значимые работы, однако столь громких, как «Собачье сердце», с ним уже не случилось. Когда ажиотаж вокруг фильма утих, Толоконников вернулся в Алма-Ату, начал строить дом, проводил счастливые часы с семьей, работал на местном телевидении и иногда снимался в кино.
В 1990 Владимир талантливо воплотил колоритный образ Филомеева в трагикомедии Николая Досталя «Облако-рай». Спустя год он появился в роли Ивана в боевике «Призрак». В 1993 он перевоплотился в Адама Козлевича в российско-французской комедии «Мечты идиота», снятой по роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок». В 1996 вышло 4 кинопроекта с участием артиста. Среди них следует выделить казахский сериал «Перекресток», сделавший его очень популярным на родине, и драма «Шанхай», в которой он стал исполнителем ключевой роли деда Степаныча. Именно эта работа вместе с «Собачьим сердцем» была наиболее знакома и любима американскими зрителями, что выяснилось во время гастрольной поездки артиста в США в 2003. Одновременно артист работал на телевидении Казахстана в качестве ведущего передачи «На кухне с Толоконниковым», встречая и беседуя с гостями, гастролирующими звездами экрана, и в партнерстве с Геннадием Балаевым в 2001-2004 гг. вовсю хохмил в скетчкоме «Толобайки», аналоге российского «Городка».
В 2002 году артист был выбран для роли дяди Саши в сериале «Убойная сила 5», в актерский состав которого входило множество актёров – Константин Хабенский, Андрей Федорцев, Джулиано Ди Капуа, Жерар Депардье и пр. Затем – блестяще сыграл второстепенного персонажа, бухгалтера Юлюкина в сериале «Участок» с Сергеем Безруковым, в 2006 – главного героя, джина-компьютерного аса в приключенческой комедии «Хоттабыч», став кумиром зрителей нового поколения и получив кинонаграду MTV в категории «Лучшая комедийная роль». В 2007 году на экраны вышел сериал «Солдаты», где он был задействован в роли дяди прапорщика Шматко. Затем – минисериал «Громовы», в нем ему досталась роль Пахомыча. В 2009 он предстал в образе партизана Андреева в военном телесериале «Исчезнувшие», снятом по произведению И.Болгарина и В.Смирнова «Обратной дороги нет». В том же году за большой вклад в развитие искусства кино он был удостоен Ордена Дружбы. В 2010-е, артист способный потрясающе воплощать на экране и сцене разноплановые образы, продолжал активно и успешно сниматься в фильмах и сериалах. В 2010 с его участием было выпущено в прокат шесть кинопроектов, в 2011 – пять. В основном это были комедии, с невысоким рейтингом, но большой аудиторией: «Смешанные чувства», «Корпоратив», «Бабушка легкого поведения» (вышел через месяц после смерти Владимира). Были и более серьезные проекты, например, драмы «Дед» и «Дух балтийский», в которых Толоконников исполнил главные роли.
Личная жизнь Владимира Толоконникова Артист, бывший, по словам коллег, человеком редкой внутренней красоты и обаяния, мягким и очень интеллигентным, был женат на учительнице физики Надежде Николаевне. Она подарила мужу двоих сыновей. В 1983 появился их первенец Иннокентий, спустя 8 лет – Родион. Повзрослев, сыновья переехали в Москву. Младший пошел по стопам отца, окончил ВГИК и стал актером.
В 2016 он появился в семейной комедийной картине «СуперБобровы», сыграв одну из ключевых ролей главы семейства, члены которого обрели невероятные качества после попадания в их дом метеорита. В частности, сам он стал бессмертным, его зять получил способность телепортации, а внучки – среди прочего, умение летать. До последних дней жизни Владимир Толоконников оставался частью труппы театра в Алма-Ате, снимался в кино. Как вспоминал его сын Родион, актеру часто поступали предложения сняться в рекламе в образе Шарикова за большие деньги, сулили даже квартиру в Москве, но он оставался непреклонным и не хотел эксплуатировать свою самую удачную роль.
Владимир Алексеевич Толоконников скоропостижно скончался 15 июля 2017 года в Москве от остановки сердца, во время съемок продолжения комедии «СуперБобровы». Он был похоронен на столичном Троекуровском кладбище.