Цветные снимки Дореволюционной Москвы. Жизнь и виды города в начале ХХ века
Все эти снимки прошли процесс раскрашивания и реставрации, оживив улицы, лица и атмосферу той далёкой эпохи. Словно на мгновение время отступает, и мы видим прошлое не в серых тонах истории, а в настоящих, почти живых красках.
Извозчики у Ильинских ворот, Москва, 1891 год.
В конце XIX — начале XX века в Москве насчитывалось около 40 тысяч извозчиков, которые перевозили горожан на лошадях и телегах. Это был основной вид транспорта до появления трамваев (впервые — в 1899 году). Конка, предшественница трамвая, существовала, но ходила лишь по ограниченным маршрутам.
Извозчики делились на категории: быстрые, парные (с двумя лошадьми), грузовые. Одевались они просто — кафтаны, чаще всего голубого цвета, стали их своеобразной униформой.
Большинство из них — простые крестьяне, приезжавшие в Москву ради заработка. Но несмотря на происхождение, знали город лучше карты: ни одна улочка, ни один закоулок не оставались для них чужими.
Московский зоологический сад, лев, 1898 год.
Москвичи и гости столицы могли наблюдать за экзотическими животными ещё в XIX веке — в Московском зоологическом саду, основанном в 1864 году. Это один из старейших зоопарков Европы!
Здесь жили львы и тигры, медведи и обезьяны, птицы и рептилии — каждое животное было как окно в другой мир.
Сухаревский рынок. Продавец арбузов. Москва, 1900-1909 год.
Сухаревский рынок — одно из самых колоритных мест дореволюционной Москвы. Здесь кипела жизнь: торговали от старых вещей до свежей выпечки, перекрикивались купцы и покупатели, а воздух был наполнен запахами пряников, рыбы и дёгтя.
Рынок находился у Сухаревой башни и существовал с конца XVII века, но наибольшую славу обрёл в XIX – начале XX века как место встреч купцов, ремесленников и просто московских «бомонов».
Тверской бульвар. Москва, 1910 год.
Лестничный ход пожарного обоза. Москва, 1914-1915 год.
В начале XX века пожарный обоз был неотъемлемой частью городской жизни. Это целая вереница повозок на конной тяге (а позже — моторизованных), которая прибывала к месту возгорания с полным комплектом людей, инструментов и оборудования.
Каждый отдельный элемент этой "цепочки спасения" назывался пожарный ход — повозка, предназначенная для перевозки пожарных, воды, насосов, шлангов и прочих средств борьбы с огнём.
Слово «обоз» происходит от старорусского «обвозить» — то есть доставлять, перевозить. Обоз мог быть летним или зимним, конным или пешим — всё зависело от сезона и условий.
Туристы у Царь-колокола. Москва, 1896 год.
Смотришь на этих людей и поражаешься: как невероятно стильно, с иголочки и с такой естественной грацией они одеты. И это — не показ мод, а самая обычная повседневность одной далёкой эпохи.
Транспортировка книжек Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсонъ перед Николаевским вокзалом. Москва, 1916 год.
1-я Мещанская. Поливальщик улицы у Церкви Адриана и Наталии. Москва, 1913 год
Поливный обоз Московской городской управы.
На заднем плане — здание дома №13 по проекту архитектора Г. Гельриха , построенное в 1912 году для Приюта призрения, воспитания и обучения слепых детей.
Особенностью здания была встроенная церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины. Церковь просуществовала до 1920-х годов, после чего была закрыта. Купол был снесён, но его место на фасаде до сих пор можно узнать по характерному килевидному выступу с тремя узкими высокими окнами.
После революции приют переименовали в Институт слепых, который размещался здесь до 1941 года.
Сегодня здание сохранилось — как памятник и архитектурному искусству, и социальной истории столицы.
Уличные торговцы на Москворецкой набережной. Москва, 1909 год.
Было бы здорово заглянуть сюда на минутку — да попробовать всё это разнообразие: пирожки, пончики, а может, и горячую кулебяку или расстегаи.
Смоленский рынок. Москва, 1905 год.
Смоленский рынок — одно из самых ярких и живых мест дореволюционной Москвы. Располагался он в районе современного Кудринской площади и был одним из главных торговых центров столицы.
Рынок был закрыт в 1930-х годах в ходе советской реконструкции города. Но его дух до сих пор живёт в воспоминаниях и фотографиях прошлого века.
Фотограф: В.Г. Шухов
Большой Левшинский переулок, Москва. 1913-1914 год.
Всероссийская промышленная и художественная выставка 1882 года в Москве.
Выставка 1882 года на Ходынском поле превратилась в настоящий город — площадью целых 30 гектаров. Здесь было всё: от выставочных павильонов до ресторанов, садов и даже музыкальных залов.
Посетителей доставляли не только извозчиками, но и по специально проложенным линиям паровой и конной железной дороги, что само по себе было событием.
Улица Остоженка. Москва, 1890–1900 год.
Оранжерея Ботанического сада МГУ. Москва, 1908-1912 год.
Впервые в Москве амазонская Виктория была выращена и зацвела 117 лет тому назад, в 1908 году, в Ботаническом саду Московского университета. Для виктории в одной из оранжерей был устроен постоянно подогреваемый бассейн.
Кувшинки Виктория часто украшают зимние сады, ботанические парки и тепличные композиции по всему миру — не только ради красоты, но и как символ природного великолепия.
Кремль. Царь-колокол. Москва, 1910-1911 год.
В саду Богдановых. Москва, Спасопесковский переулок, 1895–1904 год.
В петровском парке. Москва, 1900-1910 год
Странствующие проповедники. Кремлёвская набережная. Москва, 1909 год.
Скорее всего, на этом фото — хасиды, последователи традиционного иудейского духовного течения, сохранившие свой самобытный облик и уклад жизни ещё с XVIII века.
Дачное окружение Мозалевских за картами на даче. Москва, 1914 год.
Вид на Кремль с Софийской набережной, 1909 год.
Слева — вероятно, англичанин, который сопровождал фотографа, документировавшего жизнь города.
Рядом находилось здание старого английского посольства
Источник:

12 комментариев
7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
В своих мемуарах Никита Сергеевич Хрущёв вспоминал, что в царской России, работая слесарем в Донбассе, он получал больше, чем в период, когда был секретарём Московского областного комитета ВКП(б). 1
Хрущёв говорил: «Когда я заведовал партработой в Москве, я был лишён половины того, что имел слесарем в Донбассе». 3
По словам Хрущёва, работая слесарем на чугунолитейном заводе Э. Боссе, он получал 45 рублей в месяц. По тем временам это была значительная сумма: фунт чёрного хлеба стоил 3 медные копейки, фунт белого 6 копеек, фунт муки наивысшего сорта 12 копеек, десять яиц 25 копеек, фунт картофеля 3 копейки.
Вот такой окуительный шанс дали коммунисты народу, жить еще беднее чем при царе?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена