Навстречу к мечте … в небытие (21 фото)
Сегодня речь пойдёт об одном незаурядном человеке и его судьбе. Это Андрей Добрынин, гидробиолог из поселка Борок Ярославской области. Два года назад он собирался сделать то, что ещё никто до него не делал — пересечь пешком плато Путорана в Западной Сибири. От края до края. 825 километров за 45 дней… Это была его мечта. Люди, которые понимали, о чем вообще идет речь, тогда искренне желали Андрюхе удачи, кто–то негодовал (негоже, мол, здоровому мужику шляться без дела по горам), кто–то искал его мечте психологическое обоснование, плюсики, минусики, шуточки на тему «взлетит /не взлетит?» — все, как обычно.
Меж тем, группа тогда одолела часть плато и сошла с маршрута. Почему так получилось, и как там все было, — расскажем ниже. И начал готовиться к новому походу. Тренировался, копил деньги на снаряжение, искал попутчиков, но не нашел — слишком жесткие были требования. В итоге этим летом он отправился на плато один. Закончилось все очень плохо.
Но два года назад Андрей был полон оптимизма и энтузиазма. На сайте ярославского турклуба «Ирбис» он выложил статью, в которой приглашал желающих участвовать в экспедиции по пересечению плато и рассказывал о Путоране.
Плато Путорана – одно из самых малоизученных и малопосесещаемых мест России и мира. Первые достаточно полные его карты были составлены лишь в 1950-х годах по данным аэрофотосъёмки. Наиболее активные попытки «колонизировать» плато предпринимались в 60-80-е годы, однако в начале 90-х, после резкого подорожания топлива для вертолётов хозяйственная деятельность в районе почти прекратилась. Примерно такую же динамику имела здесь и частота туристических походов. При этом подавляющее их большинство во все времена составляли пеше-водные маршруты, чисто пешие реализовывались крайне редко, и проходили в основном только по западной, наиболее доступной для заброски части плато. Сегодня Путораны – это край нетронутой северной природы, одно из немногих мест, где можно ощутить какой была Земля до прихода человека. Плато изрезано многочисленными долинами рек, водопады исчисляются тысячами. Количество рыбы в реках (в том числе ценных пород) может показаться фантастическим для обычного европейского рыбака.
Этот маршрут – первая попытка пересечь плато Путорана пешком «от края до края». Раньше путешественники доходили только от границы плато до его центральной части (как правило, от оз. Лама до оз. Аян), после чего уходили либо на север к пос. Волочанка, либо на юг к системе крупнейших путоранских озёр, либо возвращались к оз. Лама. Наиболее продолжительными походами, по всей видимости, следует считать маршруты реализованные под руководством Игоря Новосёлова в 2003 и 2007 годах (около 600 и 550 км соответственно, оба заняли первые места на Чемпионате России). Задача полного пересечения плато определила рекордную для района протяжённость маршрута (более 820 км , 45 ходовых дней), что, в свою очередь, вызвало несколько нестандартное его построение, а также ряд сложностей с которыми придётся встретиться путешественникам.
В 2011 году Андрей писал о своей экспедиции, которая осталась незавершённой.
Краткие итоги пешего похода по плато Путорана в 2011 г.
24 августа 2011 г. для меня закончилось путешествие по плато Путорана.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью похода было сделать первое в истории полное пешее пересечение Плато. Подготовка заняла 3 года. Отправной точкой была выбрана д. Чиринда на восточной границе плато (как запасной вариант рассматривался п. Ессей), а конечной — турбаза «Лама» на одноимённом озере. Нитка маршрута: д. Чиринда — р. Котуй — оз. Дюпкун — оз. Харпича — оз. Аян — р. Большой Хоннамакит — оз. Лама.
Весь поход в 750 км, как предполагалось, должен был занять 1,5-2 месяца. В этом-то и была основная загвоздка. Дело в том, что человек может унести на себе продуктов примерно на месяц, поэтому пешие походы продолжительнее почти никогда не делаются. Однако пройти 750 км по совершенно дикой местности без жилья, дорог и человеческих троп за месяц — задача малореальная. Пришлось закладывать в план маршрута добывание еды на месте (охота и рыбалка). А это означает, что надо нести на себе средства добычи (оружие, спининги, сеть) и ежедневно, помимо переходов, тратить силы и время на добычу еды. Дело дополнительно осложнялось тем, что по восточной части плато Путорана информация (проходы, броды) очень скудная, она практически отсутствует. В результате еды взяли на 20 дней пути и 26 июня выехали из Москвы.
Состав участников:
Андрей Добрынин, п. Борок Ярославской области (руководитель)
Ринат Янгалычев, г. Москва
Игорь Костырко, г. Балашиха
КРАТКИЕ ИТОГИ
Прошли от д. Чиринда до оз. Харпича. Это где-то около половины маршрута. Пройденное расстояние оценить сложно – было много обходов, поисков бродов, разведок. Но примерно прошли что-то в районе 300 км.
Шли очень тяжело. Основных причин две:
1. Очень ранняя весна, на месяц раньше срока, местные такого не помнят. Что это значило для нас? В начале маршрута много болот.
При нормальной весне под небольшим слоем воды находилась бы твёрдая вечная мерзлота. В нашем случае мерзлота растаяла на гораздо большую глубину, ноги постоянно проваливались и на этих бесконечных болотах мы здорово застревали. Кроме того продвижение сильно тормозил кочкарник. Обычная протяжённость такого кочкарника – несколько километров. Рано встали на крыло выводки куропаток – охота была плохая, фактически ружьём пользовался только в первую неделю, потом ничего добыть не удалось.
2. Частые дожди.
Реки вздулись, галечные пляжи, по которым в основном и предпологалось движение, залило — шли обходами по склонам (а они у Котуя крутые, по ним надо карабкаться).
Рыба из мутного после дождей Котуя большей частью ушла в притоки, а та, что осталась, равномерно рассредоточилась по акватории, а не стояла, как обычно, группами на ямах и за камнями на перекатах. Кроме того рюкзаки получились довольно тяжёлые – 40 кг на брата.
Всё это в итоге вылилось в малую скорость передвижения в условиях постоянной влажности (здесь много всего: и усложнившиеся переправы, и мокрый курумник, и залитые водой болотистые полки и низины) и, что пожалуй самое неприятное, голодного пайка. Расчёт был на подножный корм, в первую очередь на рыбалку, а её в начале пути вообще практически не было, на подходах к Харпиче стало немного получше, но всё равно на еду не хватало. При норме в 3500-4000 ккал ежедневное потребление составляло 500-1000 ккал.
Я, например, от сочетания голодания со сложным рельефом несколько раз падал и не мог минут по 10 подняться, один раз, похоже, был обморок от перенапряжения. Вот такие дела. В день проходили от -200 метров (неудачная переправа через Котуй с переворотом лодки) до 19 км (длительный спуск от верховьев р. Мороло в долину Котуя), в среднем — 8 км.
У оз. Харпича должна была быть переправа через Котуй, строили плот – лодка к тому моменту практически пришла в негодность, держала на воде около 7 минут одного человека без рюкзака. Для плота надо было навалить сухостоя, за одним из стволов Ринат полез по склону и сорвавшийся камень сломал ему ногу. Через 2,5 дня его с Игорем (тому было совсем тяжело от истощения, да и продуктов на двоих на остаток пути не хватило бы) забрал санрейс.
Как я ругался со страховой компанией по поводу оплаты вылета этого санрейса — это отдельная история. Они вообще сказали, что это не их дело, т.к. «нет непосредственной угрозы для жизни». Это если учесть, что человек лежит со сломанной ногой в 300 км от ближайшего населённого пункта. После этого «Ренесанс-страхование» попало у меня в «чёрный список».
Я остался и попытался пойти по маршруту один. Однако рюкзак получился на одного в районе 54 кг и с таким весом я по местным буеракам был не ходок – сам к тому моменту весил не на много больше (в норме — около 70 кг).
Через неделю после ребят вылетел с попутным вертолётом, который забрасывал тургруппу водников. Местные жители знали, что я там остался, и очень хотели меня забрать – иначе, по их мнению, шансов выжить у меня было бы не много. К тому же, из-за деградации авиаотряда в Норильске на участке от оз. Харпича до оз. Аян вертолёты не летают, т.е. случись что звонить бесполезно. Поэтому местные (конкретно — Олег Однолько, охотник-промысловик, мы с ним встречались на оз. Дюпкун) скорректировали точку заброски этой тургруппы (изначально те хотели лететь на оз. Люксина, в 60 км от меня), чтобы попасть в район моего предполагаемого местонахождения.
По моей оценке, успех похода — 40%. Целиком запланированный маршрут не пройден. Тем не менее, восточная, самая нехоженая, часть плато Путорана сделана и, по моей информации, даже получившийся маршрут — первопрохождение. Разведаны проходы и броды в этом малохоженом районе — самое важное для пешеходника. Кроме того, приобретён уникальный опыт по многим позициям, а это дорогого стоит. Налажены контакты с местными жителями, живущими к востоку от плато в д. Чиринда и пгт. Тура (охотники-промысловики, вертолётчики).
Вот так сходили. По приезду месяц ел с утра до ночи, не переставая. Набрал килограмм 15, даже небольшое брюхо появилось. Через несколько месяцев поуспокоился, пришёл в норму.
Человек, больной Севером — это больной человек. Я планирую повторить попытку, но сначала надо снова поднакопить денег. К этому лету набрать необходимую сумму вряд ли получится, так что пойду скорее всего в 2013 г. Пока планирую одиночку — не имея связей в турсреде очень сложно подобрать серьёзную команду (я в большую часть своей жизни провёл в профессиональных экспедициях, но не в турпоходах и туристскую братию знаю плохо). Брать же туда слабо подготовленного человека — это значит практически наверняка завалить дело и хорошо ещё, если все вернутся назад. Пеший переход через всё плато Путорана — это очень серьёзно.
Таким был отчёт о первой незавершённой экспедиции.
Андрей планировал новый поход в этом году. Искал попутчиков. Рассказывал об условиях на маршруте и требованиях к участникам.
«В июле-августе 2013 состоится поход, целью которого является пешее пересечение плато Путорана. Маршрут начинается на северо-западе плато, на оз. Лама и заканчивается на юго-востоке, в п. Чиринда. Требуются опытные участники».
Участники так и нашлись. Слишком трудным было предполагаемое путешествие. И тогда Андрей отправился один. Навстречу своей мечте. И не дошёл. Погиб на маршруте.
Известно, что Андрей связался по спутнику со страховой компанией в 11:25 31.08.13, что он им говорил пока не известно, но, скорее всего, просил эвакуации. В 18:35 31.08.13 Андрей связался с МЧС, передал им свои координаты (68 градусов 16 минут 10 секунд СШ; 98 градусов 3 минуты 44 секунды ВД). По причине нелётных условий вертолёт смог вылететь только в 6 утра 01.09, к моменту его прилёта Андрей уже был мертв.
Примерное время смерти 3–4 часа до прилёта вертолёта…