Франция и Украина против ВМФ России (3 фото)
США и Евросоюз пытаются давить на Россию, не разделяющую их позицию по украинскому кризису, и вводят новые санкции. О низкой эффективности этих мер стоит говорить отдельно, но один факт придется признать: зарубежные попытки надавить на нашу страну всё же оставляют неприятный осадок, а в некоторых случаях могут иметь неприятные последствия. Ярким примером подобной практики можно считать последние документы, запрещающие некоторым зарубежным странам сотрудничать с Россией в военно-технической сфере. Кроме того, уже не первый месяц во Франции продолжаются споры вокруг поставки заказанных российским ВМФ десантных вертолетоносных кораблей-доков типа Mistral.
Несмотря на массу грозных и недружелюбных заявлений, ситуация с «Мистралями» пока развивается по благоприятному сценарию. Компания STX Europe продолжает строительство кораблей и не собирается прекращать его. Тем не менее, текущее усложнение международной обстановки, санкции и разрыв сотрудничества с зарубежными предприятиями могут в некоторой мере навредить военно-морскому флоту России. Рассмотрим направления развития флота и проекты, ходу которых могут помешать нынешние события.
Наибольшей опасности из всех проектов флота в настоящий момент подвергается строительство двух десантных кораблей типа «Мистраль». Сейчас оба корабля находятся во Франции на разных стадиях строительства и испытаний. В соответствии с существующим контрактом первый корабль должен быть передан России уже этой осенью, а второй примерно на год позже. За выполнение всех положенных работ французские судостроители получат в общей сложности 1,2 миллиарда евро. По имеющимся данным, работы идут в полном соответствии с графиком и корабли могут быть переданы заказчику в установленные сроки.
До и после подписания контракта покупка двух кораблей типа «Мистраль» у Франции была темой ожесточенных споров среди российских специалистов и любителей военной техники. В начале этого года контракт снова спровоцировал споры, однако на этот раз в список спорщиков попали чиновники Франции, США и НАТО. США в попытке наказать Россию за ее позицию по украинскому кризису призвали своих союзников разорвать военно-техническое сотрудничество с ней. Выполняя подобные требования, официальный Париж должен был прекратить работы по заказу ВМФ России. Однако даже через несколько месяцев споров работы на верфи в г. Сен-Назер продолжаются как ни в чем не бывало.
Причины подобной ситуации просты. Французские судостроители уже получили немалую часть денег, а также выполнили львиную долю всех необходимых работ. В такой ситуации самым разумным решением будет продолжение выполнения контрактных обязательств без оглядки на требования заокеанских партнеров. Выполнив заказ, компания STX Europe и ее субподрядчики получат солидное финансовое вознаграждение, а также сохранят имидж надежного партнера.
Если же судостроители решат следовать требованиям официального Вашингтона, то им придется столкнуться с массой сложностей. В первую очередь, придется вернуть России все заплаченные за строительство деньги, также добавить к ним солидную неустойку. Таким образом, на одной чаше весов оказывается политическая «дружба» с США, а на другой — солидные финансовые потери. Вряд ли расчетливые французские коммерсанты предпочтут реальным деньгам сохранение хороших отношений с США.
Второй возможный риск — последствия репутационного характера. Судостроительная компания, разрывающая контракты по требованию политиков, с большим трудом может считаться надежным партнером, которому стоит доверять. Как следствие, компания STX Europe и «смежники» могут потерять некоторые перспективные заказы.
Французские чиновники уже несколько месяцев пытаются решить, как сохранить хорошие отношения с США, но при этом не потерять деньги и не поссориться с Россией. Интересной попыткой решить эту проблему стали некоторые заявления высокопоставленных лиц Франции. Так, утверждается, что первый корабль для России, «Владивосток», будет передан заказчику в установленный срок. Второй корабль, названный «Севастополем», в соответствии с контрактом должен быть передан в следующем году.
Однако официальный Париж утверждает, что передача этого корабля будет зависеть от дальнейшего развития международной ситуации. Все это выглядит попыткой переждать существующие трудности на международной арене и таким образом сохранить хорошие отношения со всеми зарубежными партнерами. Вероятно, французское руководство надеется, что за ближайший год США откажутся от своих требований и благодаря этому Франция получит возможность без каких-либо проблем выполнить свои обязательства.
Особенно интересной ситуация с «Мистралями» выглядит в свете некоторых заявлений отечественных специалистов и военных. Существует достаточно распространенное мнение, согласно которому ВМФ России может обойтись без этих кораблей, а контракт на их строительство был заключен исключительно по политическим причинам. Если это действительно так, то в случае отказа французской стороны российский флот ничего не потеряет. Одновременно с этим Франция получит массу проблем разного характера.
Пока Франция решает, что ей делать дальше и как сохранять хорошие отношения с зарубежными партнерами, Украина определилась со своей позицией. Новые киевские власти не так давно приказали полностью свернуть сотрудничество с Россией в военно-технической сфере. Разрыв сотрудничества должен ударить по разным отраслям отечественной оборонной промышленности, в том числе и по военному судостроению.
В настоящее время Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) по заказу ВМФ России строит несколько кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. На этой технике используется ряд компонентов зарубежного производства. Наиболее чувствительным ударом в контексте последних событий является прекращение сотрудничества с украинским предприятием «Зоря-Машпроект» (г. Николаев). Этот завод поставляет России различные силовые установки для кораблей. Продукция предприятия, в частности, используется на фрегатах проектов 11356 и 22350, которые строятся серийно.
В конце июля информагентство «Оружие России» сообщило об особенностях дальнейшего строительства новых кораблей. Со ссылкой на неназванный источник в оборонной промышленности утверждалось, что к настоящему времени были поставлены газотурбинные двигатели М7Н1 и другое оборудование для трех кораблей проекта 11356. Еще три комплекта агрегатов силовой установки оплачены, но пока не переданы ввиду запрета на сотрудничества. Кроме того, источник пожаловался, что бригады украинских специалистов, которые должны были провести шеф-монтажные и наладочные работы на трех строящихся кораблях, вернулись домой, не выполнив свои обязанности.
Тем не менее, уже найден способ обеспечить новые корабли двигателями. По информации «Оружия России», монтажом и наладкой двигателей на строящихся фрегатах будет заниматься компания «Турборус» (г. Рыбинск). Эта организация является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и украинского «Зоря-Машпроект». Уже подготовлено соответствующее решение, которое должно быть представлено главкому ВМФ и министру обороны России.
В случае сохранения неблагоприятной ситуации в дальнейшем «Турборус» займется гарантийным обслуживанием силовых установок, изготовленных предприятием «Зоря-Машпроект». Производство новых корабельных двигателей на российских предприятиях пока вызывает определенные вопросы. Известно, что силовые установки типа CODAG на основе газотурбинных и дизельных двигателей для кораблей проекта 22350 собирались рыбинским предприятием с широким использованием украинских комплектующих. Возможно, в ближайшем будущем будут приняты меры для развертывания полноценного производства всех необходимых узлов и агрегатов на отечественных предприятиях. Тем не менее, это касается только силовых установок для фрегатов проекта 22350. На кораблях проекта 11356 используются иные двигатели, возможность производства которых на заводе «Турборус» под вопросом.
Даже в случае успешного развертывания производства всех необходимых комплектующих на российских предприятиях сроки строительства кораблей проектов 11356 и 22350 обязательно сдвинутся вправо. Это должно сказаться на строительстве кораблей для ВМФ России, а также на возможных будущих экспортных контрактах.
Как видим, текущее ухудшение ситуации на международной арене обязательно будет иметь негативные последствия для всех сторон. Россия в нынешних условиях рискует не получить новые десантные корабли, а также на некоторое время остаться без двигателей для новых фрегатов. Для Франции нынешние события могут обернуться потерей денег и репутации надежного партнера. Прекращение поставок двигателей украинского производства, в свою очередь, может привести к почти полной остановке завода «Зоря-Машпроект» с соответствующими последствиями производственного, экономического и социального характера.
В подобной ситуации очень интересно выглядит тот факт, что разрыв сотрудничества будет особенно болезненным для его инициаторов в лице Франции и Украины. Россия тоже получит свою долю различных проблем, однако при определенных вложениях времени и денег они могут быть решены. В свете подобных перспектив меры давления на Россию выглядят, как минимум, неоднозначными или даже бессмысленными или рискованными. Дальнейшие действия новых украинских властей, похоже, уже понятны. Под вопросом остаются планы и намерения французского руководства. Готово ли оно рисковать деньгами и репутацией — станет ясно в самое ближайшее время.