Эммануэль Тодд : «ЕС найдет свою смерть в степях Украины»
Когда СССР распадался, ЕС консолидировался. А сейчас ЕС разлагается, а Россия, наоборот, встает на ноги
В эфире радио France Culture он сравнил экспансионистскую политику ЕС со сверхновой звездой, которая вспыхивает, перед тем как погаснуть.
По мнению этнолога Эммануэля Тодда, можно провести довольно ироничную параллель между ЕС и Украиной по итогам выборов. Речь идет о двух системах в состоянии дезинтеграции, хотя Украина гораздо ближе к полному распаду. Эксперту кажется, что идет «второй матч» после разложения советской системы в 90-ых годах.
В эфире радиостанции France Culture он вспоминает, как распадался СССР, а ЕС в то же время объединялся посредством Маастрихтского договора. Сегодня же разлагается именно ЕС, тогда как Россия встает на ноги. По сравнению с Россией, Украина, по словам ученого, относится к таким странам бывшей советской системы, которые не смогли найти равновесие. Ее дезинтеграция будет продолжаться, несмотря не результаты президентских выборов.
Эммануэль Тодд убежден, что некоторые европейцы способствовали разжиганию огня на Украине — в том числе польский, немецкий и французский министры иностранных дел. По мнению эксперта, они сознательно поощряли украинских экстремистов и крайних правых, и они несут груз ответственности за происходящее: «Так странно, что Европа, которая демонстрирует признаки своего распада, продолжает вести экспансионистскую политику. Под Европой я подразумеваю Германию, Польшу и частично Швецию. Эта Европа похожа на сверхновую звезду – она, как эти звезды, которые очень ярко светят, перед тем как взорваться. У меня есть некое предчувствие, что Европа найдет свою смерть в степях Украины!».
По мнению этнолога, Европа противостоит глобализации и связанным с ней мировым экономическим проблемам с помощью возвращения к национальным ценностям. По его словам, Германия — крупный, но не самый успешный национальный проект, потому что в этой стране слишком остро стоит вопрос рождаемости.
Тодд отмечает: «У русских есть то, чего у нас больше нет. Мы живем в такой системе, где люди больше ни на что не надеются. Конечно, зарабатываем больше и живем лучше, но русские вновь почувствовали гордость за свою нацию. Результаты европейских выборов показали, что французы сейчас очень нуждаются в таком чувстве гордости за свой народ».
Как считает эксперт, газета Monde — главный виновник развития патологической русофобии французских политиков. Из-за лживого и одностореннего освещения российских событий главной французской газетой Monde французы не хотели верить, что Россия встает на ноги. В 90-ых российская система находилась на стадии развала.
Теперь же в России, подчеркивает Тодд, «упала детская смертность, увеличилась рождаемость, миграционный баланс стал позитивным, население перестало сокращаться, безработица снизилась до 4%, даже сельское хозяйство России вернулось на международные рынки. Мы были ослеплены этой дурацкой русофобией, или «путинофобией», если хотите, — и мы не заметили возвращения крупного игрока на международную и европейскую арену. Штайнмайер и его сторонники сначала способствовали разжиганию огня в Киеве и только потом поняли, что русские готовы стоять на своем, что им больше не страшно, даже если они не могут рассчитывать на вооруженную поддержку Путина».
Украина, как говорит ученый, — это не просто несостоявшееся государство, это несостоявшееся общество. Ее население будет только уменьшаться. Украина будет и дальше распадаться из-за Европы. Россияне хотели установить контроль над частью Украины, но, скорее, с намерением реконструировать страну и включить ее в единую систему. Чем теснее Украина будет сотрудничать с Западом, тем больше специалистов и выпускников вузов ее покинут. Украинцы удовлетворят потребности германской экономики в квалифицированной рабочей силе, а также и их демографические потребности.
Этнолог напоминает, что во время войны в Ираке Италия, Франция и Германия благосклонно относились к России. Были совместные пресс-конференции Путина, Ширака и Шредера, которые выступали против вторжения американцев. Был целый период, когда западные европейцы занимали более или менее нейтральную позицию по отношению к России. Тогда американцы опирались на Польшу и Прибалтику, чтобы продвигать свои интересы и нейтрализовать стратегическое соперничество Москвы. Этот странный агрессивный настрой европейцев против России возник совсем недавно. К тому же политика ЕС на Украине велась Швецией, Польшей и Германией — у Франции, например, там интересов нет.
По словам Эммануэля Тодда, «сами россияне прекрасно понимают, что на Украине они имеют дело именно с немцами. Это становится очевидным, когда мы читаем РИА Новости на французском языке — не имея достойных источников во французских СМИ, грамотно освещающих российскую политику. Франция просто не понимает, что происходит на Украине, она сильно отстала».
Высказываясь по поводу роли России в мире, Эммануэль Тодд отмечает, что европейцы, скорее, выигрывают от существования России как фактора равновесия. «Эта сталинская Россия положила конец нацизму. Американская однополярность никому не выгодна, даже самим США. Я не хотел бы жить в России: это авторитарная страна с уравнительным принципом. Но я понимаю, что российская система играет позитивную роль на международной арене и обеспечивает необходимый баланс сил», — подчеркивает ученый.
Подводя итог, этнолог отметил, что «люди не интересуются состоянием мира в таких восточноевропейских странах, как Румыния, Украина и Польша. Это зона насилия и отсутствия государственности, где нет грамотной государственной элиты со времен еврейского геноцида. Во Львовской области неонацисты набирают более 30% голосов, и это все очень плохо пахнет. И творится там нечто пагубное для Европы».