Украина станет «военным государством»: планы и реальность
Благодаря подписанному соглашению о прекращении огня интенсивность столкновений на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик значительно сократилась. Обе стороны конфликта пользуются затишьем и строят планы на будущее. В последние недели украинское руководство сделало несколько заявлений о будущем своих вооруженных сил. Киев планирует развивать армию и увеличивать ее мощь.
Новая украинская власть во главе с президентом Петром Порошенко разработала программу развития страны под названием «Стратегия-2020». В этом документе предусмотрены методы развития различных областей экономики и промышленности, а также вооруженных сил. При этом в программу включены самые смелые планы. В конце сентября замглавы администрации президента Дмитрий Шимкив заявил, что при создании плана развития вооруженных сил власти отталкивались от того, что Украина должна стать военным государством. Все планы, касающиеся развития армии, прямо связаны с этим тезисом.
По словам Д. Шимкива, в программе «Стратегия-2020» предусмотрены два основных направления развития вооруженных сил. Первое – увеличение финансирования. К 2020 году предполагается увеличить военный бюджет до 5% от ВВП. В этом году затраты на оборону составили примерно 1% от ВВП. Второй метод повышения обороноспособности армии – увеличение ее численности. Сейчас требуемая численность вооруженных сил составляет 2,8 военнослужащего на 1 тысячу населения. В 2020 году этот параметр должен увеличиться до 7 человек на 1000 граждан.
Увеличение численности вооруженных сил считается важным шагом. Так, советник президента Украины, бывший руководитель СБУ Игорь Смешко отметил, что несмотря на войну, продолжающуюся почти полгода, численность вооруженных сил так и не была изменена. При этом он полагает, что решение об увеличении численности армии должна принимать Верховная рада, а не президент.
По официальным данным, на данный момент в вооруженных силах Украины служит около 130 тыс человек. В 2012 году в обороне государства были заняты 184 тыс человек, в том числе 139 тыс солдат и офицеров. По численности личного состава украинская армия была пятой в Европе. Ввиду некоторых причин предыдущая власть Украины несколько лет назад разработала план постепенного сокращения вооруженных сил. Предполагалось, что в течение пяти лет армия уменьшится до 70 тыс человек. Смена власти и начало войны привели к отказу от прежних планов и появлению новой программы развития вооруженных сил.
Восстановление боеспособности вооруженных сил планируется проводить не только за счет увеличения численности личного состава, но и путем введения в эксплуатацию военной техники. По разным данным, в ходе т.н. антитеррористической операции вооруженные силы Украины потеряли до двух третей бронетехники, пригодной к эксплуатации. В конце сентября президент П. Порошенко рассказал о темпах работы оборонной промышленности. По его словам, украинские ремонтные предприятия активно работают над восстановлением поврежденной техники, а также над возвращением в строй машин, находящихся на хранении. Каждый день ремонтные заводы возвращают в строй до 30-40 боевых машин.
Украинские планы по развитию вооруженных сил, сформулированные в рамках «Стратегии-2020», на фоне нынешнего положения страны выглядят слишком смелыми. Тем не менее, Киев намерен сделать Украину «военным государством» и готов тратить на это большие деньги. Неоднозначность и сомнительные перспективы таких планов могут показать элементарные подсчеты.
Из планов довести численность армии до 7 человек на тысячу населения следует, что в вооруженных силах должны служить около 300 тыс солдат и офицеров. Для сравнения, в 145-миллионной России, которую новая украинская власть называет главным врагом, насчитывается около 760 тыс военнослужащих. Таким образом, при трехкратной разнице в количестве граждан украинская армия будет примерно в 2,5 раза менее многочисленной, чем российская. Целесообразность подобных пропорций под вопросом.
Усиление армии должно сопровождаться ростом оборонных расходов. В нынешних планах предусмотрен пятикратный рост военного бюджета – с 1% до 5% от ВВП. Пятикратное увеличение расходов способно не только покрыть растущие нужды увеличиваемой почти в три раза армии, но и оставить некоторый запас на ее качественную модернизацию. Тем не менее, не следует забывать, что Украина находится в крайне сложном экономическом положении и вряд ли может себе позволить подобное увеличение военного бюджета. Кроме того, возможен негативный сценарий, при котором ВВП будет сокращаться, что в некоторой мере поспособствует росту оборонного бюджета в относительном отношении.
В контексте повышения расходов на оборону следует вспомнить о ситуации в европейских странах, входящих в состав НАТО. В соответствии с правилами этой организации страны-участники должны поддерживать свои расходы на оборону на уровне 2% от ВВП. Далеко не все государства выполняют это требование, что, в частности, регулярно становится темой споров на самом высоком уровне. Причины невыполнения правил НАТО кроются в специфике формирования бюджетов европейских стран. У многих государств Европы попросту нет финансовой возможности обеспечить требуемый уровень финансирования армии. Если даже ведущие европейские страны не могут довести военный бюджет до 2% от ВВП, то что говорить об Украине, переживающей серьезный экономический кризис.
Понеся серьезные потери во время «антитеррористической операции», армия Украины нуждается в новой технике и вооружениях, которые смогут восстановить ее утраченный потенциал. Официальный Киев надеется на зарубежную помощь, но пока приходится обходиться исключительно своими силами. По словам президента П. Порошенко, в настоящее время ремонтные предприятия Украины восстанавливают поврежденную и снятую с хранения технику с темпом до 30-40 машин в сутки. Таким образом, за несколько месяцев работы оборонная промышленность способна, как минимум, восстановить потенциал войск, имевшийся в начале этого года.
Тем не менее, ремонт поврежденной техники и возвращение бронемашин, находившихся на базах хранения, способен сказаться только на количественных аспектах вооруженных сил, но не на качественных. С хранения снимается морально и материально устаревшая техника, а ремонтные работы позволяют лишь немного улучшить ее характеристики. Подобный ремонт может производиться с достаточно высокими темпами, однако он не в состоянии обеспечить армию современным вооружением и техникой.
Следует отметить, что за годы независимости Украина разработала несколько новых проектов бронетехники: бронетранспортеры БТР-3 и БТР-4, ряд модификаций танка Т-64, танк БМ «Оплот» и т.д. Однако новая техника достаточно дорога для украинских военных. К примеру, с 2004 года до модификации Т-64БМ «Булат» были переоборудованы только 85 танков базовой модели. В условиях нынешнего кризиса даже такие объемы модернизации техники выглядят нереальными. При этом следует учитывать, что вооруженные силы нуждаются не только в танках, но и в бронетехнике иных типов, а это, в свою очередь, серьезно увеличивает общую стоимость всей модернизации армии.
Реальные перспективы объявленных официальным Киевом планов вызывают серьезные сомнения. В настоящее время Украина находится в крайне сложной ситуации, которая попросту не позволяет ей строить столь смелые планы и постепенно превращаться в «военное государство». Тем не менее, есть основания полагать, что новое украинское руководство понимает это, а заявления и планы по модернизации армии не предназначены именно для повышения обороноспособности.
Вполне возможно, что заявления о модернизации вооруженных сил в рамках программы «Стратегия-2020» являются очередным шагом в деле сплочения общества на почве ненависти к общему врагу, которым назначена Россия. В таком случае власти пытаются решить существующие социально-политические проблемы, а указанный 2020 год оказывается лишь дополнительной деталью в старательно рисуемой картине. За оставшиеся до указанной даты шесть лет можно неоднократно поменять планы в соответствии с изменениями внутренней и международной обстановки.
Поскольку развитие вооруженных сил любой страны связано с увеличением финансирования, в контексте «Стратегии-2020» следует вспомнить специфическое явление – коррупцию. Никто не может дать гарантию, что немалая часть денег, выделяемых на развитие вооруженных сил Украины, пойдет в дело, а не станет нетрудовыми доходами различных нечестных чиновников. Примечательно, что коррупционеры вряд ли останутся в накладе как при сохранении существующего финансирования, так и при его значительном увеличении.
При подробном рассмотрении предлагаемые официальным Киевом планы развития вооруженных сил оказываются странными, сомнительными и оторванными от реальности. Тем не менее, новое украинское руководство продолжает заявлять о своих намерениях модернизировать армию и сделать Украину «военным государством». Ввиду экономических, политических и социальных проблем попытки строить планы на несколько лет вперед оказываются бесполезным занятием. Ситуация в стране может серьезно измениться в любой момент и поставить крест на всех имеющихся планах.
Новая украинская власть во главе с президентом Петром Порошенко разработала программу развития страны под названием «Стратегия-2020». В этом документе предусмотрены методы развития различных областей экономики и промышленности, а также вооруженных сил. При этом в программу включены самые смелые планы. В конце сентября замглавы администрации президента Дмитрий Шимкив заявил, что при создании плана развития вооруженных сил власти отталкивались от того, что Украина должна стать военным государством. Все планы, касающиеся развития армии, прямо связаны с этим тезисом.
По словам Д. Шимкива, в программе «Стратегия-2020» предусмотрены два основных направления развития вооруженных сил. Первое – увеличение финансирования. К 2020 году предполагается увеличить военный бюджет до 5% от ВВП. В этом году затраты на оборону составили примерно 1% от ВВП. Второй метод повышения обороноспособности армии – увеличение ее численности. Сейчас требуемая численность вооруженных сил составляет 2,8 военнослужащего на 1 тысячу населения. В 2020 году этот параметр должен увеличиться до 7 человек на 1000 граждан.
Увеличение численности вооруженных сил считается важным шагом. Так, советник президента Украины, бывший руководитель СБУ Игорь Смешко отметил, что несмотря на войну, продолжающуюся почти полгода, численность вооруженных сил так и не была изменена. При этом он полагает, что решение об увеличении численности армии должна принимать Верховная рада, а не президент.
По официальным данным, на данный момент в вооруженных силах Украины служит около 130 тыс человек. В 2012 году в обороне государства были заняты 184 тыс человек, в том числе 139 тыс солдат и офицеров. По численности личного состава украинская армия была пятой в Европе. Ввиду некоторых причин предыдущая власть Украины несколько лет назад разработала план постепенного сокращения вооруженных сил. Предполагалось, что в течение пяти лет армия уменьшится до 70 тыс человек. Смена власти и начало войны привели к отказу от прежних планов и появлению новой программы развития вооруженных сил.
Восстановление боеспособности вооруженных сил планируется проводить не только за счет увеличения численности личного состава, но и путем введения в эксплуатацию военной техники. По разным данным, в ходе т.н. антитеррористической операции вооруженные силы Украины потеряли до двух третей бронетехники, пригодной к эксплуатации. В конце сентября президент П. Порошенко рассказал о темпах работы оборонной промышленности. По его словам, украинские ремонтные предприятия активно работают над восстановлением поврежденной техники, а также над возвращением в строй машин, находящихся на хранении. Каждый день ремонтные заводы возвращают в строй до 30-40 боевых машин.
Украинские планы по развитию вооруженных сил, сформулированные в рамках «Стратегии-2020», на фоне нынешнего положения страны выглядят слишком смелыми. Тем не менее, Киев намерен сделать Украину «военным государством» и готов тратить на это большие деньги. Неоднозначность и сомнительные перспективы таких планов могут показать элементарные подсчеты.
Из планов довести численность армии до 7 человек на тысячу населения следует, что в вооруженных силах должны служить около 300 тыс солдат и офицеров. Для сравнения, в 145-миллионной России, которую новая украинская власть называет главным врагом, насчитывается около 760 тыс военнослужащих. Таким образом, при трехкратной разнице в количестве граждан украинская армия будет примерно в 2,5 раза менее многочисленной, чем российская. Целесообразность подобных пропорций под вопросом.
Усиление армии должно сопровождаться ростом оборонных расходов. В нынешних планах предусмотрен пятикратный рост военного бюджета – с 1% до 5% от ВВП. Пятикратное увеличение расходов способно не только покрыть растущие нужды увеличиваемой почти в три раза армии, но и оставить некоторый запас на ее качественную модернизацию. Тем не менее, не следует забывать, что Украина находится в крайне сложном экономическом положении и вряд ли может себе позволить подобное увеличение военного бюджета. Кроме того, возможен негативный сценарий, при котором ВВП будет сокращаться, что в некоторой мере поспособствует росту оборонного бюджета в относительном отношении.
В контексте повышения расходов на оборону следует вспомнить о ситуации в европейских странах, входящих в состав НАТО. В соответствии с правилами этой организации страны-участники должны поддерживать свои расходы на оборону на уровне 2% от ВВП. Далеко не все государства выполняют это требование, что, в частности, регулярно становится темой споров на самом высоком уровне. Причины невыполнения правил НАТО кроются в специфике формирования бюджетов европейских стран. У многих государств Европы попросту нет финансовой возможности обеспечить требуемый уровень финансирования армии. Если даже ведущие европейские страны не могут довести военный бюджет до 2% от ВВП, то что говорить об Украине, переживающей серьезный экономический кризис.
Понеся серьезные потери во время «антитеррористической операции», армия Украины нуждается в новой технике и вооружениях, которые смогут восстановить ее утраченный потенциал. Официальный Киев надеется на зарубежную помощь, но пока приходится обходиться исключительно своими силами. По словам президента П. Порошенко, в настоящее время ремонтные предприятия Украины восстанавливают поврежденную и снятую с хранения технику с темпом до 30-40 машин в сутки. Таким образом, за несколько месяцев работы оборонная промышленность способна, как минимум, восстановить потенциал войск, имевшийся в начале этого года.
Тем не менее, ремонт поврежденной техники и возвращение бронемашин, находившихся на базах хранения, способен сказаться только на количественных аспектах вооруженных сил, но не на качественных. С хранения снимается морально и материально устаревшая техника, а ремонтные работы позволяют лишь немного улучшить ее характеристики. Подобный ремонт может производиться с достаточно высокими темпами, однако он не в состоянии обеспечить армию современным вооружением и техникой.
Следует отметить, что за годы независимости Украина разработала несколько новых проектов бронетехники: бронетранспортеры БТР-3 и БТР-4, ряд модификаций танка Т-64, танк БМ «Оплот» и т.д. Однако новая техника достаточно дорога для украинских военных. К примеру, с 2004 года до модификации Т-64БМ «Булат» были переоборудованы только 85 танков базовой модели. В условиях нынешнего кризиса даже такие объемы модернизации техники выглядят нереальными. При этом следует учитывать, что вооруженные силы нуждаются не только в танках, но и в бронетехнике иных типов, а это, в свою очередь, серьезно увеличивает общую стоимость всей модернизации армии.
Реальные перспективы объявленных официальным Киевом планов вызывают серьезные сомнения. В настоящее время Украина находится в крайне сложной ситуации, которая попросту не позволяет ей строить столь смелые планы и постепенно превращаться в «военное государство». Тем не менее, есть основания полагать, что новое украинское руководство понимает это, а заявления и планы по модернизации армии не предназначены именно для повышения обороноспособности.
Вполне возможно, что заявления о модернизации вооруженных сил в рамках программы «Стратегия-2020» являются очередным шагом в деле сплочения общества на почве ненависти к общему врагу, которым назначена Россия. В таком случае власти пытаются решить существующие социально-политические проблемы, а указанный 2020 год оказывается лишь дополнительной деталью в старательно рисуемой картине. За оставшиеся до указанной даты шесть лет можно неоднократно поменять планы в соответствии с изменениями внутренней и международной обстановки.
Поскольку развитие вооруженных сил любой страны связано с увеличением финансирования, в контексте «Стратегии-2020» следует вспомнить специфическое явление – коррупцию. Никто не может дать гарантию, что немалая часть денег, выделяемых на развитие вооруженных сил Украины, пойдет в дело, а не станет нетрудовыми доходами различных нечестных чиновников. Примечательно, что коррупционеры вряд ли останутся в накладе как при сохранении существующего финансирования, так и при его значительном увеличении.
При подробном рассмотрении предлагаемые официальным Киевом планы развития вооруженных сил оказываются странными, сомнительными и оторванными от реальности. Тем не менее, новое украинское руководство продолжает заявлять о своих намерениях модернизировать армию и сделать Украину «военным государством». Ввиду экономических, политических и социальных проблем попытки строить планы на несколько лет вперед оказываются бесполезным занятием. Ситуация в стране может серьезно измениться в любой момент и поставить крест на всех имеющихся планах.
Ссылки по теме
298
4
27
11
Самые фишки на Фишках