Украинская продукция оказалась не востребованной в ЕС!
Несмотря на объявленные преференции для украинских товаров в ЕС, экспорт этих товаров в страны Евросоюза увеличился лишь на 2,1% (на $350 млн, до $17,1 млрд), констатировал Национальный банк Украины (НБУ) в опубликованном докладе о состоянии платежного баланса страны за 2014 год. При этом на фоне небольшого роста экспорта в Европу он отметил катастрофическое падение — на 34,7% ($5,2 млрд) — экспорта товаров в Россию. В итоге суммарный объем экспорта Украины за год снизился на 14,4%, до $55,6 млрд. Как отмечает в своем докладе НБУ, сокращение произошло по всем товарным группам: продукции машиностроения — на 29,2%, металлургической продукции — на 13,2%, химической — на 26,1%, товаров неорганической химии — на 31,2%, пищевой — на 12,9%.
Падение экспорта в ЕС товаров с высокой добавленной стоимостью удалось компенсировать только увеличением поставок зерна (на 2,8%) и жиров (на 9,2%), отмечают сотрудники НБУ.
Евросоюз в одностороннем порядке открыл свои рынки для украинских товаров в рамках «преференциального» торгового режима с Украиной в апреле прошлого года. Эта мера предусматривала отмену 98% таможенных пошлин. По расчетам киевских властей, такой шаг должен был сэкономить производителям до €487 млн в год. А по оценкам министерства экономического развития и торговли Украины, предполагалось, что отмена таможенных пошлин позволит увеличить ежегодные объемы экспорта украинских товаров в ЕС на треть.
Но получилось наоборот: по данным статистической службы Украины, 14 стран ЕС из 28 сократили закупки украинских товаров. Так, экспорт во Францию сократился на 23,1%, на Мальту — на 68,3%, в Словакию — на 8,2%, Ирландию — на 46,7%, Болгарию — на 5,3%, в Данию и Эстонию — по 16%.
Ранее господин Яценюк отмечал, что «категорически недоволен» тем, как используется соглашение с ЕС.
— Двери открыты, а туда почти никто не идет, — заявлял он. — Я хочу еще раз обратиться к профильному министерству экономики: для нас каждый доллар и евро — это существенная поддержка украинской экономики, создание рабочего места и завоевание новых рынков.
Впрочем, по мнению экспертов, в открытые двери украинским товаром было пройти нелегко.
— Основную долю экспорта в Европу у Украины составляет сельскохозяйственная продукция, — объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории финансово-экономических исследований факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергей Улюкаев. — Однако емкость европейского рынка сельхозпродукции ограничен, а после введенных контрсанкций емкость еще более сократилась: продукция, предназначенная для России, осталась в Европе. Поэтому воспользоваться предоставленным «окном» украинские производители просто не могли.
Впрочем, как рассказывают украинские поставщики, реально даже такого небольшого роста не произошло.
— Дело в том, что раньше, при экспорте в Европу (и не только), производители занижали таможенную стоимость, чтобы сэкономить на выплатах, — рассказал «Известиям» менеджер из одного украинского агрохолдинга. — После того как пошлины были обнулены, в декларациях стали указывать реальную стоимость товара. Так что фактически объемы продаж в лучшем случае прежние, однако в номинальном, стоимостном выражении получился рост. Реально выросли только поставки зерновых, но это скорее разовый эффект: благодаря хорошему урожаю и девальвации гривны производители могли демпинговать на европейском рынке.
При этом, уменьшив закупку товаров на Украине, ЕС увеличил поставки своих товаров в эту страну: несмотря на общее снижение объемов импорта на 27%, до $61,7 млрд (в основном из-за снижения закупок газа у России), доля поставщиков из ЕС на рынке Украины выросла с 30,2 до 32,4%. В частности, в декабре на 51% увеличились поставки из ЕС рыбы, фруктов — на 13,4%, фармацевтической продукции — на 31,4%. Европейцы смогли увеличить поставки на Украину даже такого традиционного для страны продукта, как сало: в 2014 году его поставки выросли на 60%, до 70,4 тыс. т. Основными поставщиками сала на Украину стали Германия (33,1% от общего объема), Польша (27%) и Венгрия (11,7%).
О том, что соглашение с ЕС не приведет к значительному увеличению украинского экспорта в Европу, а наоборот, будет способствовать вытеснению украинских товаров внутри страны, предупреждал еще в 2013 году президент России Владимир Путин.
— Если уровень таможенной защиты еще больше будет понижен на Украине, то на Украину хлынут хорошие по качеству и дешевые европейские товары и они будут с внутреннего рынка выдавливать товары украинского производства, — говорил он, выступая на заседании Валдайского клуба. — Мы говорим — это ваш выбор, мы всё понимаем, но имейте в виду, мы вынуждены будем защищать свой рынок, вводить инструменты защиты.
В итоге, по расчетам НБУ, сокращение экспорта привело к дефициту торгового баланса в $13,3 млрд, который в прошлом году удалось компенсировать за счет кредита МВФ в $4,6 млрд и международных резервов НБУ. Однако после этой операции резервы сократились до $7,5 млрд, предупреждают сотрудники Национально банка.
— Украине срочно нужна международная помощь, — считает профессор факультета мировой экономики Высшей школы экономики Алексей Портанский. — Если она ее не получит, стране придется объявить дефолт по долгам, что приведет к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в государстве.
— Вместе с экспертами мы наблюдаем за торговыми взаимоотношениями ЕС и Украины и констатируем, что заявленного замещения экспорта в Россию экспортом в Европу не произошло, — подытоживает замминистра экономики Алексей Лихачев. — Мы надеемся, что это будет способствовать продолжению трехсторонних переговоров по имплементации экономической части соглашения ассоциации Украины с ЕС.