При необходимости Россия произведет асимметричное введение миротворцев
Порошенко, понятно, своему слову хозяин: сам дал, сам взял. Но что явилось поводом? Наверное, когда котел закрыли, то котелок начал судорожно варить…
Давайте вспомним, кто такие миротворцы и предположим, зачем их так возжелал Порошенко.
Миротворческие миссии ООН применяются для прекращения масштабных конфликтов, для создания буферных зон между воюющими сторонами. По сути им разрешена лишь самооборона, а также оказание помощи в разминировании территории и проведении выборов. Личный состав войск предоставляется государствами-членами ООН. Здесь важно знать, что страны сохраняют контроль за своим контингентом во время миссии. Применение оружия, кроме как при самообороне, – крайняя мера по спецразрешению Совбеза. Именно так была принята резолюция ввода миротворцев в Конго (это где знаменитые неуживчивые тутси и хуту) с мандатом на «наступательные операции»: на один год, причем особо отмечалось, что документ «носит исключительный характер и не создает прецедента».
Однако не все так гладко, как это выглядит в тех странах, про население которых обычно никто и не слышал. Вот показательная цитата бывшего главы Генштаба ВСУ Игоря Романенко: «Я вам приведу в пример мой любимый пример – Хорватию. Они ввели миротворцев на три года. Очень хорошо поработали над реформами и в экономике, и соцвопросах, и в возрождении и обновлении своих вооруженных сил. И после вывода этих войск президент Туджман поблагодарил их. И объявил о начале боевых действий. И в течение трех суток они провели операцию и освободили 95% территории от сербов. Остальные 5% им отдали».
Можно (и нужно!) вспомнить Сербию. С 1999 года по 24 июля 2003 года там находился российский миротворческий контингент (погибло 12 человек). Особенно рекомендую вспомнить русский десант в Косово (есть хорошая статья, написанная по воспоминаниям генерал-полковника Л.Г. Ивашова). О прорыве русских десантников к аэродрому: «Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта “Слатина”. Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром, британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну». В результате Россия была – с мощным зубовным скрежетом – допущена к сдерживанию конфликта.
Но после того, как русские ушли из страны, за наведение порядка (в своем понимании) взялось НАТО. Американцы толерантно и напоказ игнорировали межэтнические противоречия в Югославии, не принимая никаких мер к сохранению идентичности сербов. Еще с 1998 г. Запад начал последовательно выступать против Слободана Милошевича (вину которого впоследствии так и не доказали) и поддержали албанцев в Косово. Пропустим общеизвестные события и озвучим вывод: «Переговоры в Рамбуйе и Париже провалились по вине Вашингтона, который выдвинул заранее неприемлемые для Белграда условия. Основной задачей США в косовском кризисе являлось получение контроля над территорией Косово путем размещения в крае войск НАТО, что впоследствии и было достигнуто». Весьма демократическим путем: в 2008 году проамериканским парламентом албанцев была провозглашена независимость «Республики Косово» от Сербии, и в течение недели она была признана США и их приспешниками. При этом, по мнению США, Великобритании и иже с ними, «ситуация в Косово является уникальной и признание его независимости не должно быть прецедентным для иных самопровозглашенных образований». Стандартное «некоторые равнее, чем другие».
Не удивительно, что в Новороссии служат сербские добровольцы: «Мы за русских и против НАТО». Так что же сейчас происходит на территории Украины, почему Порошенко вертится как флюгер? Ведь еще 3 февраля полпред ДНР в Минске Денис Пушилин высказался: «Я не исключаю, что на базе ОБСЕ и РФ могут быть созданы группы миротворцев для недопущения столкновений и перестрелок», на что Порошенко взвился: «Сейчас мы нуждаемся не в миротворческой операции, а в перемирии и отзыве иностранных войск». Желание отозвать иностранных наемников, конечно, самокритично и похвально, но что-то после успеха операции в Дебальцево резко захотелось мира. Ну, наверное, в очередной раз перемога плавно перетекла в зраду.
Если серьезно, то ситуация очень хорошо объясняется гипотезой «украинская хунта не планировала побеждать». Думали войну затянуть, но вот в Новороссии думали чуть по-другому, и, раз с ними решили сыграть в поддавки – сыграли оперативно и решительно. После чего Киеву, чтобы порыться на военных складах в поисках того, что пощадило время и прапорщики (и что, противореча минским соглашениям о духу, проходит «по форме»), уже срочно потребовались миротворцы. Но как их заполучить?
Стандартный механизм подразумевает продвижение запроса через Совбез ООН, где Россия заранее улыбается, намекая на право вето. Можно тогда попробовать использовать Генеральную ассамблею ООН, но такое было лишь один раз (в отношении Кореи, конфликт 1950-53 гг.). При этом надо учитывать, что, в отличие от резолюций Совбеза, документы ассамблеи являются лишь рекомендательными. Ну, приняли в прошлом году резолюцию «не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя на основе вышеупомянутого референдума» (в ходе которого 96,77% голосовавших высказались за присоединение к России, между прочим), и что?
При этом даже если все, включая РФ, с радостью согласятся – то в дело вступит европейская бюрократия, которая перестанет себя уважать, если дело провернется меньше чем за несколько месяцев. Эдак пять-шесть.
Но реально вероятность того, что Порошенко согласится на присутствие среди миротворцев контингента РФ, где-то такая же, как и вероятность того, что Россия согласится на ввод миротворцев без своего участия. Украинский профессор политологии А. Гарань считает, что «конечно, Россия заблокирует введение миротворцев ООН. Этот шаг снова покажет, кто хочет мира, а кто – агрессор. Выходом для нас может стать полицейская миссия ЕС. Если Запад откажется, мы сможем просить оружие».
Ну да. Россия — агрессор, при этом Госдеп США не испытывает никаких сомнений в невиновности и миролюбии Киева. Как было верно подмечено в интернете: «Например, только за истекшие сутки наблюдатели ОБСЕ зафиксировали со стороны сепаратистов 2 случая открытия огня! В то время как со стороны украинских силовиков отмечено целых 46 случаев его прекращения!».
Таким образом, запрос миротворцев – чистый пиар. Однако херои могут поскакать в обход. Постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев гутарит: «Мы имеем право в рамках Устава ООН, и конкретно статьи 51 Устава ООН, сами обратиться к любой стране, или группе стран с тем, чтобы предоставить нам помощь. Но вместе с тем, мы не просто их приглашаем, а хотим, чтоб они еще и действовали под эгидой Организации Объединенных Наций». Впрочем, тут же признает, что «минимум полгода понадобится только для принятия решения Совета Безопасности. После чего идет поиск контингентов и т.д.». Без одобрения Совбеза ООН региональные организации могут проводить миротворческие операции, но при соблюдении условий, включая отказ от применения силы, кроме случаев самообороны и защиты мирного населения – что означает невозможность военных операций на территории Новороссии, т.е. по сути уже согласие на федеративный раздел. Такой вариант является не собственно миротворческой операцией, а соответствует концепции полицейской миссии ЕС (что также подразумевает длительную процедуру принятия решения и осуществления такового).
Но вот вы верите в то, что на Украину отправят полицейских, которые не имеют армейского вооружения и должны лишь поддерживать порядок уже после прекращения военных столкновений? Ради чего европейцам рисковать жизнью в условиях продолжающейся гражданской войны?
Так что Киев просто тянет время, надеясь, что нечто «само произойдет». Это у них даже в гимне отражено: «Ще намъ, браття-молодці, усміхнеться доля! Згинуть наші вороги, якъ роса на сонці» – сами по себе, судя по построению фраз.
Постпред России при ООН В.И. Чуркин верно подметил: «Достигнуты минские договоренности 12 февраля. Согласно этим договоренностям в Донецкой и Луганской республиках будут создаваться свои милиции. Наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ. Если тут же выдвигаются какие-то другие схемы, то возникает вопрос о том, собираются выполнять минские договоренности или нет».
Давайте внимательно глянем на не столь давнее прошлое.
В конце прошлого века Запад утратил оправдание агрессивной политике в виде «красной угрозы» – и для сохранения альянса необходимо было найти новые цели для военного потенциала. На роль «рынков сбыта» были назначены противодействие терроризму и миротворчество. НАТО – а, если точнее, США как «владелец» альянса – начал постепенно изменять суть миротворческой концепции ООН, претендуя на самостоятельную роль: где хотим, там и занимаемся миротворчеством с применением военной силы по собственному желанию. Вот попытайтесь вспомнить, как часто до 1990-х годов НАТО занималось миротворчеством? Вот неужели везде-везде была тишь и гладь?
Зато в XXI веке без мандата ООН (т.е. по сути вопреки международному праву) было проведено не менее десятка крупных международных военных операций. Причем с явной тенденцией перехода от наличия согласия политических властей страны к принуждению к миру вопреки политической воле национальных властей: Югославия, Ирак, Сирия и т.д. В будущем следует ожидать расширения такой практики именно на региональном уровне. Как думаете, силы быстрого развертывания НАТО просто так организовали?
И если посмотреть все ситуации до и после миротворчества США, то во всех странах при фактической подмене сил ООН на силы НАТО заявляемые гуманные цели куда-то делись, а страны попали в полную зависимость от США.
В любом случае внешняя полицейская миссия лишь законсервирует ситуацию. При этом Киев не скрывает: «Украина получит несколько лет на укрепление армии. Как это сделала, например, Хорватия, после того как миротворческий контингент взял под контроль линию разграничения между этой страной и Сербией. Благодаря помощи миротворцев Хорватия смогла отстоять свою независимость в 90-х годах прошлого века». Что потом было – уже упоминалось.
Однако это долго… Куда более вероятно, что миротворческий контингент нужен как средство для провокации: скажем, обстрелять натовских миротворцев (на пулях – личная подпись Путина), что даст повод начать полноценную миротворческую операцию по стандартному американскому сценарию.
Однако, как указывал Виталий Чуркин еще в апреле прошлого года, в случае необходимости РФ имеет международно-правовые основания для введения миротворцев: «Есть соответствующие нормы Устава ООН, статья 51 Устава, которая говорит о самообороне и которую мы, кстати, задействовали во время конфликта на Кавказе в 2008 году». Конечно, споры будут, либеральный визг поднимется до стратосферы и выше, но одно дело – не дать ввести, и другое – возражать, когда уже все на месте (вспоминаем марш-бросок наших десантников в Косово, упомянутый выше). А формально можно самим предъявить обвинение Киеву в использовании запрещенного оружия – от «Точки-У» по гражданскому населению и до химических боеприпасов, вытащить на свет данные по малазийскому «Боингу» и т.д.
Главное – быть вежливым, это в тренде. Особенно хорошо смотрится на фоне истерик и метаний противника.
Ну, и не следует забывать, что Запад любит действовать по принципу «раз сработало, повторяем дальше». Но на русских не срабатывает – европейским (включая американский) умом Россию не понять, и мы всегда найдем какой-либо асимметричный ответ. Это не говоря уж о том, что можно потребовать с Украины должок.
Хотя… Может быть, Порошенко хочет европолицию, чтобы защитить себя не от жителей Новороссии – они пока далеко, а от очень близких, вплоть до присутствия в Киеве, правосеков, которые нынешней украинской властью тоже недовольны?