Поставить заслон «радзивилловщине» в Белоруссии
Автор: Николай Сергеев
Уже длительное время в Республике Беларусь ведется масштабная кампания по возвеличиванию польского, литовского по происхождению, магнатского рода Радзивиллов. Причем главным застрельщиком в этом сомнительном деле выступают министерства культуры и образования Республики Беларусь, которые не жалеют бюджетных средств на популяризацию Радзивиллов. При этом последние преподносятся буквально как светочи белорусской культуры и носители белорусского национального духа.
Но ведь это абсолютно не соответствует исторической правде. Радзивиллы действительно оставили след в истории Белоруссии, но след этот окрашен самыми темными тонами. Со времен средневековья до 1939 года Радзивиллы владели в Белоруссии обширными землями, охотничьими угодьями, замками. Этим магнатам принадлежали многочисленные собрания произведений искусства, подневольные театры и оркестры. Но вся их культурологическая и «просветительская» деятельность была не только глубоко чужда культуре белорусского народа, но и направлена во времена Литовско-Русского государства и Речи Посполитой на утверждение польского политического господства на землях Западной (Белой) Руси. Этим же Радзивиллы занимались и в период «Второй Польской республики», в состав которой по итогам Рижского договора 1921 г. до 1939 г. были включена Западная Белоруссия.
Когда же польский государственный и политический экспансионизм в виде Речи Посполитой потерпел поражение и западнорусские (белорусские) земли возвратились в лоно Русского государства, Радзивиллы хоть и приняли подданство российского императора, но продолжали проводить в Белоруссии линию польского доминирования теперь уже в области в культуры.
В советское время Радзивиллы справедливо были занесены в разряд угнетателей белорусского народа, но в суверенной Республике Беларусь радзивиловщина вновь всплыла из небытия. Нынешний культ Радзивиллов – это не просто дань уважения неким меценатам прошедших эпох, а ключевой элемент втягивания Белоруссии в общее с Польшей культурное (для начала) пространство 4-й Речи Посполитой, которое начиная с 1991 г. выстраивает Варшава.
Все это не может не беспокоить белорусскую общественность, особенно в свете нарастающих в польском обществе реваншистских настроений. И если польские политики предпочитают не распространяться по поводу наполеоновских планов нынешней Речи Посполитой относительно бывших «кресов всходних», то журналистская братия себя уже не ограничивает. К примеру, не так давно политический обозреватель Мариуш Колонко заявил, выступая на одном из телеканалов, что «разговоры о возврате бывших польских земель в состав Польши не являются проявлением национализма, а национальным интересом государства, который должен быть реализован в ближайшем будущем».
В конце апреля в Минске состоялась научно-практическая конференция «Неоправданно вознесенные. Радзивиллы в истории Белоруссии», в которой приняли участие белорусские ученые, общественные деятели, студенты ВУЗов. В ходе мероприятия выступающие коснулись деятельности различных представителей данного магнатского рода на белорусской земле.
К примеру, Альбрехт Радзивилл был жестоким гонителем православия и попечителем ордена иезуитов. Христофор Радзивилл отметился беспощадным подавлением на Белой Руси восстания Северина Наливайко. Особыми зверскими расправами над белорусскими крестьянами и горожанами во время освободительной войны Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой отличался Януш Радзивилл. Массовые казни по его приказу проходили в Турове, Мозыре, Бобруйске, Речице и других населённых пунктах нынешней Белоруссии.
Патологическим садистом был Иероним Флориан Радзивилл по прозвищу Жестокий, который «прославился» в основном казнями своих пленников, а также убийством нескольких тысяч участников крестьянского Кричевского восстания (1743-1744) под предводительством Василия Ващилы. По его приказу восставшим крестьянам отрезали носы и уши, а их имущество беспощадно грабили. При этом данный представитель клана Радзивиллов, как и все остальные, в современной белорусской историографии представляется как меценат, покровитель театра и прочих искусств.
Во время Отечественной войны 1812 года Радзивиллы выступили на стороне Наполеона, но были прощены российским императором Александром I. Но никакой благодарности к российскому государству большинство из них не испытывали и продолжали политику полонизации на белорусских землях.
В ходе конференции были проанализированы учебники для вузов и школ, а также пособия для централизованного тестирования. Было отмечено, что Радзивиллы в них представлены исключительно с положительной стороны как меценаты, покровители искусств и книгопечатания. Все это извращает истинную историческую картину и формирует у учащихся, а также в обществе искаженные представления об этом магнатском роде.
На конференции было принято обращение к правительству республики с требованиями «прекратить возвеличивание польского рода Радзивиллов и остановить распространение ревизионизма в учебной литературе».
Как заявил председатель оргкомитета В.В. Драко, прошедшая конференция будет первой среди мероприятий, нацеленных на утверждение исторической правды в системе образования Республики Беларусь.
Уже длительное время в Республике Беларусь ведется масштабная кампания по возвеличиванию польского, литовского по происхождению, магнатского рода Радзивиллов. Причем главным застрельщиком в этом сомнительном деле выступают министерства культуры и образования Республики Беларусь, которые не жалеют бюджетных средств на популяризацию Радзивиллов. При этом последние преподносятся буквально как светочи белорусской культуры и носители белорусского национального духа.
Но ведь это абсолютно не соответствует исторической правде. Радзивиллы действительно оставили след в истории Белоруссии, но след этот окрашен самыми темными тонами. Со времен средневековья до 1939 года Радзивиллы владели в Белоруссии обширными землями, охотничьими угодьями, замками. Этим магнатам принадлежали многочисленные собрания произведений искусства, подневольные театры и оркестры. Но вся их культурологическая и «просветительская» деятельность была не только глубоко чужда культуре белорусского народа, но и направлена во времена Литовско-Русского государства и Речи Посполитой на утверждение польского политического господства на землях Западной (Белой) Руси. Этим же Радзивиллы занимались и в период «Второй Польской республики», в состав которой по итогам Рижского договора 1921 г. до 1939 г. были включена Западная Белоруссия.
Когда же польский государственный и политический экспансионизм в виде Речи Посполитой потерпел поражение и западнорусские (белорусские) земли возвратились в лоно Русского государства, Радзивиллы хоть и приняли подданство российского императора, но продолжали проводить в Белоруссии линию польского доминирования теперь уже в области в культуры.
В советское время Радзивиллы справедливо были занесены в разряд угнетателей белорусского народа, но в суверенной Республике Беларусь радзивиловщина вновь всплыла из небытия. Нынешний культ Радзивиллов – это не просто дань уважения неким меценатам прошедших эпох, а ключевой элемент втягивания Белоруссии в общее с Польшей культурное (для начала) пространство 4-й Речи Посполитой, которое начиная с 1991 г. выстраивает Варшава.
Все это не может не беспокоить белорусскую общественность, особенно в свете нарастающих в польском обществе реваншистских настроений. И если польские политики предпочитают не распространяться по поводу наполеоновских планов нынешней Речи Посполитой относительно бывших «кресов всходних», то журналистская братия себя уже не ограничивает. К примеру, не так давно политический обозреватель Мариуш Колонко заявил, выступая на одном из телеканалов, что «разговоры о возврате бывших польских земель в состав Польши не являются проявлением национализма, а национальным интересом государства, который должен быть реализован в ближайшем будущем».
В конце апреля в Минске состоялась научно-практическая конференция «Неоправданно вознесенные. Радзивиллы в истории Белоруссии», в которой приняли участие белорусские ученые, общественные деятели, студенты ВУЗов. В ходе мероприятия выступающие коснулись деятельности различных представителей данного магнатского рода на белорусской земле.
К примеру, Альбрехт Радзивилл был жестоким гонителем православия и попечителем ордена иезуитов. Христофор Радзивилл отметился беспощадным подавлением на Белой Руси восстания Северина Наливайко. Особыми зверскими расправами над белорусскими крестьянами и горожанами во время освободительной войны Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой отличался Януш Радзивилл. Массовые казни по его приказу проходили в Турове, Мозыре, Бобруйске, Речице и других населённых пунктах нынешней Белоруссии.
Патологическим садистом был Иероним Флориан Радзивилл по прозвищу Жестокий, который «прославился» в основном казнями своих пленников, а также убийством нескольких тысяч участников крестьянского Кричевского восстания (1743-1744) под предводительством Василия Ващилы. По его приказу восставшим крестьянам отрезали носы и уши, а их имущество беспощадно грабили. При этом данный представитель клана Радзивиллов, как и все остальные, в современной белорусской историографии представляется как меценат, покровитель театра и прочих искусств.
Во время Отечественной войны 1812 года Радзивиллы выступили на стороне Наполеона, но были прощены российским императором Александром I. Но никакой благодарности к российскому государству большинство из них не испытывали и продолжали политику полонизации на белорусских землях.
В ходе конференции были проанализированы учебники для вузов и школ, а также пособия для централизованного тестирования. Было отмечено, что Радзивиллы в них представлены исключительно с положительной стороны как меценаты, покровители искусств и книгопечатания. Все это извращает истинную историческую картину и формирует у учащихся, а также в обществе искаженные представления об этом магнатском роде.
На конференции было принято обращение к правительству республики с требованиями «прекратить возвеличивание польского рода Радзивиллов и остановить распространение ревизионизма в учебной литературе».
Как заявил председатель оргкомитета В.В. Драко, прошедшая конференция будет первой среди мероприятий, нацеленных на утверждение исторической правды в системе образования Республики Беларусь.
Источник:
81 комментарий
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена