Как погибла «Память Меркурия»
«Память Меркурия» - малое гидрографическое судно проекта 860. Построено в Польше. Входило в состав Черноморского флота СССР. В 1995 году передано Украине, почти сразу же списано и продано частной компании «Сата».
Уникальное гидрографическое судно, которое в Союзе выполняло гидрологические и метеорологические работы в десятках морей и двух океанах, продали «частнику». Как же он использовал «Память Меркурия»? Вам тоже интересно? А вот как.
22 января 2001 года «Память Меркурия» ушла в очередной рейс. В Стамбуле судно взяло на борт пассажиров (около 30 человек, мужчин и женщин), кроме того, на борт приняли груз — как утверждали члены экипажа, в пределах нормы. Спустя четверо суток судно затонуло в Черном море. Погибли 8 и пропали без вести 12 человек...
Теплоход затонул не в результате столкновения и не по причине шторма. Все было штатно: около семи вечера судно вдруг начало крениться на борт и так больше и не выправилось. Экипаж успел вывести пассажиров наверх и сбросить за борт спасательные плоты. Больше сделать ничего не успели — судно пошло ко дну. Мотобот, который принял бы всех людей на борту, спустить не смогли. В итоге спасались кто как мог — на плотах и вплавь.
Надо отдать должное украинскому старпому (настоящий мужик!): он собрал на десятиместном плоту 23 человека, организовал железную дисциплину, пресек попытки паниковать... и в итоге с этого плота спаслись ВСЕ 23 человека. На других плотах были жертвы. Там командовать было некому. Там — топили друг друга. Сбрасывали за борт слабых в попытке спастись. Именно так бесследно исчезли две женщины, которых стыдливо записали в «пропавшие без вести». Чего уж там... Посреди моря — да утонули они, блин! При температуре моря 12 градусов иного исхода и быть не может.
Уже потом следователи выяснили, что «Память Меркурия» была загружена на 200% больше нормы. Все-таки это изначально не грузовой теплоход, и брать он мог только 207 регистровых тонн. А тут украинский капитан погрузил на борт 450 тонн всяких полезных «ништяков» из Турции. (Куртки кожаные вез, что-ли?) Думал, что «и так сойдет». А оно вот не сошло. При достаточно легком волнении груз сместился и опрокинул судно. «Память Меркурия» была обречена еще при выходе из стамбульского порта G3, но разве это останавливало жадных до наживы хохлов?