Придорожная память в России (2 фото)
По-научному, памятник без могилы называется кенотаф. История знает массу примеров установки кенотафов на месте гибели известных личностей. С одной стороны, нужно как-то обозначить историческое место (хотя и таблички было бы достаточно), с другой стороны, мне кажется, муниципальные власти преследуют чисто меркантильные туристические цели. Например, кенотаф на месте смерти принцессы Дианы моментально превратился в место паломничества туристов со всего мира.
Но с историческими кенотафами все понятно: это часть мировой практики делать историю доступной человечеству. Например, многочисленные стелы "Поле героев", установленные по всей России: небольшие памятники, информирующие, что на этом поле погибли жители близлежащих деревушки или города. Понятны и кенотафы героям-пожарным. Допустим, висит мемориальная доска, которая указывает на место гибели пожарного, защищавшего от огня историческое здание.
Повторюсь, с историей все понятно. Но почему кенотафы превратились из сугубо исторической в совершенно бытовую часть жизни общества? Подозреваю, что все началось к каких-то больших безлюдных трасс, где гибли автомобилисты. Чтобы обозначить место гибели человека, его друзья устанавливали небольшой обелиск (иногда со звездочкой на вершине). Среди дальнобойщиков тоже популярная практика: по трассе ездят часто, вспоминают погибших товарищей.
Со временем кенотафы проникли в города. Глубину трагедии людей вряд ли кто-то осознает, но разве служит это оправданием для массового превращения гражданских объектов в копии кладбищ? Все-таки, не просто так человечество придумало кладбища как цивилизованные места, где заканчивают свой жизненный путь люди, а их родственники получают место для похорон и установки памятника усопшим?
В Молдавии кенотафы стали настолько популярными, что власти на законодательном уровне запретили их установку. Представьте себе, 250 000 памятников на местах гибели автолюбителей! Это при живущем населении страны в 3 000 000 человек. Россия пока придерживается консервативных взглядов, оставляя право гражданина на кенотаф. Хотя, несколько лет назад была попытка принять закон, ограничивающий установку похоронной атрибутики у дорог: не приняли.
Памятники угнетают. Да, произошла чья-то ошибка или какое-то трагическое совпадение обстоятельств: умер человек. Допустим, 10 лет назад. Почему же все эти 10 лет какие-то мамочки с колясками, дети, идущие в школу или катающиеся в школу на автобусе, должны заражаться этим трагизмом? Есть, все-таки, в кенотафах какая-то нотка цинизма. Исторические памятники на месте гибели ставят для поклонников – это понятно, а для кого ставят памятники родственники погибших? По сути, для себя. Суть как раз в том, что они могут прийти и проститься либо помянуть своего погибшего товарища на кладбище!
В 2015 году в ДТП погибли 23 100 человек. Устанавливай каждая семья погибшего по кенотафу, уже через 10 лет их количество превысит 200 000 по России. Вдумайтесь только, 200 000 псевдо-памятников (могил-то нет), постепенно превращающих жилое пространство страны в тотальное подобие кладбища. Мне эта перспектива не нравится.
Как вы относитесь к придорожным памятникам, особенно в черте города? Может быть, российским законодателям пора все-таки одуматься и принять закон, ограничивающий установку кенотафов?