«УРАЛЬСКАЯ БАБОЧКА» взбудоражила Финляндию
Лилльквист посмела посягнуть на святое, чуть ли не на икону – национального героя Финляндии маршала Карла Маннергейма, который благодаря многолетним усилиям местных мифотворцев превратился по сути в финского Прометея.
В фокусе внимания режиссера оказались те стороны жизни легендарного маршала, о которых вслух не принято говорить, а именно: его гомосексуальность и неоправданная жестокость во время гражданской войны в Финляндии в 1918 году.
Кукольный мультфильм – наполовину реалистичный, наполовину фантастический – называется «Уральская бабочка». «Бабочка» - это юноша, которого Маннергейму привезли из-за Урала, и который стал одновременно его слугой и любовником. Когда в Финляндии вспыхнула гражданская война, Маннергейм во главе «белых» войск отправился со своей «бабочкой» усмирять «красных», то есть спасать государство.
Мультфильм основан на реальных событиях, происходивших в 1918 году в окрестностях Тампере. Там шли ожесточенные бои между «белыми» и «красными» финнами. Подавляя выступления «красных», многих из которых сгноили в концентрационных лагерях, Маннергейм отдавал приказы о массовом уничтожении военнопленных и гражданских лиц. Об этих жертвах гражданской войны в Финляндии до сих пор не принято вспоминать.
Сама Катарийна Лилльквист выросла в рабочих кварталах Тампере. Она помнит, как в 1960-х годах среди ее сверстников-подростков рассказывались анекдоты о педерасте Маннергейме, которые резко контрастировали с портретами-иконами маршала, вывешенными в коридорах школы. Дело дошло до того, что директор школы разбирался с родителями детей, у которых нашли непристойные карикатуры на Маннергейма.
Родители очень ругали Катарийну и во всем обвинили дедушку, которому строго-настрого запретили рассказывать внукам и внучкам о безобразиях маршала. Когда Катарийна подросла, то бабушка показала ей массовые захоронения людей, убитых по приказу Маннергейма. Те детские воспоминания и вдохновили режиссера на создание очередного мультфильма.
Получасовую «Уральскую бабочку» во время ее премьеры на финском телевидении в марте этого года посмотрело 452 тысячи человек. Цифра немыслимая для мультфильма. Это абсолютный рекорд зрительской популярности среди финских мульт- и короткометражных фильмов.
После выхода «Бабочки» с мощной силой вспыхнула дискуссия о гражданской войне 1918 года и о противоречивости личности Маннергейма в свете его гомосексуальности. Хотя о том, что маршал был бисексуал, и что в разных странах у него было много любовников, знали и раньше, но открыто об этом заговорили только теперь. Многие объясняют жестокости Маннергейма его сексуальной фрустрацией, потому что в лютеранской Финляндии прошлого века национальный герой вынужден был тщательно скрывать свою гомосексуальность.
«Уральскую бабочку» Катарийна Лилльквист сделала на студии мультипликационных фильмов в Праге, где она постоянно работает. Лилльквист – аниматор с международной славой. В 1996 году она получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за мультфильм «Подземный врач», навеянный произведениями Кафки. В начале марта на кинофестивале мульт- и короткометражных фильмов в Тампере «Уральская бабочка» была признана лучшим анимационным фильмом Финляндии.
Источник:
97 комментариев
8 лет назад
я очень надеюсь что таблички, или что там этому [мат] установлено, скоро не будет.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
БАГАЖ БАБОЧКИ
Политические страсти на артхаусном фестивале
<…>
Дискутирующие о фильме в прессе и Интернете выступали с двух позиций. Одни (например, генерал Густав Хэгглунд) защищают создателя независимого финского государства от автора мультфильма: ведь Лилльквист представила Маннергейма геем, соблазнившим естественного человека степей, и безответственным политиком, бросившим свою страну в пучину гражданской войны. Другие считают, что история Финляндии начала ХХ века настолько драматична, что в ней не может быть ни святого, ни неприкосновенного, а художественное творчество как раз та сфера, в которой, пользуясь фрейдистским выражением, хорошо «прорабатываются» общественные психотравмы.
Да, Маннергейм в фильме действительно гей. Но еще он и кентавр, у которого вместо лошадиного крупа большой чемодан... Он расслабляется на диване в самаркандской чайхане... Но посещает и «предбанник» ада. В гражданской войне действительно расстреливают рабочих... Но киргиз прилетает за Маннергеймом из-за Урала на крыльях прекрасной синей бабочки. А женщины производят на свет – с кровью и мучениями – неясные предметы, которые он хоронит под стеной лазарета. А Финляндию символизирует растрепанная белобрысая девчонка. А среди прочих героев в фильме действует смерть с косой... «Уральскую бабочку» явно не стоит толковать буквально как политический памфлет, это сложная метафора катаклизмов новейшей финской истории.
<…>
*************
Если верить фильмам, то Маннергейм был не только геем и кентавром, но и негром:
«Финская телерадиокомпания Yle в четверг 16 августа презентовала фильм "Маршал Финляндии" (Suomen Marsalkka) о Карле Маннергейме, роль которого сыграл чернокожий актер из Кении. Об этом сообщается на сайте компании.
Фильм о герое войны с СССР и бывшем президенте Финляндии посвящен его любовным отношениям и длится около 50 минут. Основные сцены картины были сняты возле кенийской столицы Найроби. Причем большинство актеров, в том числе исполнивших главные роли, наняли среди местных жителей. На вопрос газеты Ilta-Sanomat, почему роль национального героя сыграл именно чернокожий актер, продюсер фильма Еркко Люютинен (Erkko Lyytinen) ответил: "Для большей выразительности образа маршала"».
Источник: Lenta.ru, 16.8.2012.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена