Жертвы «Войны». Почему основатели Pussy Riot просятся обратно в Россию? (2 фото + 1 видео)
Голые хулиганы
Группа художников-акционистов «Война», работающая в жанре уличного концептуального протестного искусства, была основана философом Олегом Воротниковым по кличке Вор, физиком Натальей Сокол по кличке Коза, панк-музыкантом Надеждой Толоконниковой, которая впоследствии организовала скандальную панк-группу Pussy Riot, и др.
Пожалуй, главный вопрос, который вызывали акции участников арт-группы у публики: Зачем? Например, что «Война» хотела сказать, когда в 2007 г. с криками «Свободная касса!» забросала прилавки Макдоналдса живыми кошками? Сами «акционеры» придумали действу лозунг «Ударим бездомными кошками по глобализму!».
Свой самый скандальный «перформанс» «Война» устроила 29 февраля 2008 г. в одном из залов Государственного биологического музея им. Тимирязева. На глазах у удивлённой публики пять пар прилюдно занялись сексом. Толоконникова при этом была глубоко беременна.
Совокупление в музее приурочили к выборам Президента РФ 2 марта, главным кандидатом на которых был Дмитрий Медведев. В рамках следующей акции на Литейном мосту в Санкт-Петербурге появился рисунок гигантского фаллоса. Когда ночью мост развели, изображение поднялось и оказалось прямо напротив окон здания местного ФСБ. После акции «Дворцовый переворот», когда группа перевернула несколько милицейских машин, её участников Леонида Николаева и Олега Воротникова отправили в следственный изолятор. Сочувствующий им художник из Великобритании Бэнкси собрал тогда в поддержку активистов «Войны» 90 тыс. фунтов стерлингов — это около 4,5 млн рублей. Николаева и Воротникова выпустили под залог из СИЗО.
Из «борцов за свободу» — в «сообщники Путина»
А вскоре Олег Вор Воротников и Наталья Коза Сокол были объявлены в федеральный розыск. В 2012 г. они вместе с сыном Каспером и дочерью Мамой смогли выехать в Германию. За рубежом у Вора и Козы родился третий ребёнок — дочь Троица.
В интервью западным СМИ Вор и Коза представляли себя борцами. Утверждали, что на родине им не давали свободы самовыражения, преследовали за смелые художественные акции. Поэтому, мол, они и были вынуждены уехать в Европу, где уважают демократические ценности, свободу слова и личности.
Но внезапно риторика изменилась. В 2014 г. Воротников и Сокол заявили, что рады возвращению Крыма в состав России, и выразили симпатии в адрес Владимира Путина. А вот европейскую свободу слова стали называть мифом. На вопрос, что вызвало такие перемены во взглядах, Вор недавно ответил журналу «Огонёк»: «Несколько вещей очень сильно изменили наш расклад. Первое: когда они тебе что-то говорят, тебе — значит политическому беженцу, политэмигранту, в общем, человеку, бросившему свою родину, бежавшему за лучшей жизнью... Когда они тебе что-то говорят, ты должен делать. Преподносится это в форме некоего вопроса: дескать, а ты хочешь вот так? И дают понять, что ты не вправе сказать: нет, не хочу. Вы же хотите быть в Венеции, в Париже, вы хотите быть в Берлине, в Вене и Риме! Это и есть цена, она невысокая. Надо просто делать то, то и то... Надо сказать, что Россия — это страна какого-то животного страха, где люди прячутся по бомбоубежищам от деспотии».
После столь радикальной перемены во взглядах Воротникова и Сокол лишились поддержки российской оппозиции, а западные СМИ стали травить их как сообщников Путина. Активисты «Войны» на себе почувствовали все сложности жизни нелегалов в Европе. В 2014 г. в Италии у них похитили детей, самого Вора избили настолько жестоко, что ему потребовалась операция. Потом, уже в Швейцарии, у пары снова похитят детей, а художника «свяжут скотчем, зальют слезоточивым газом и будут избивать до тех пор, пока не приедет полиция и под усмешки правозащитников силой конфискует у тебя видео». По признанию Олега Вора, всё это происходило с активистами «Войны» из-за их пророссийской позиции: «И всё это лишь по одной причине — ты говоришь то, что тебе говорить нельзя, ты — диссидент, вот и знай своё место, не нарушай табу!»
В западне и на дне
В Чехии, куда перебралась семья, травля не прекращается и сегодня. Как рассказывал Вор, их привели в участок, разделили с женой Натальей и начали избивать. Он впервые тогда увидел, как женщину бьют по лицу. Наталья Сокол заметила потом в интервью, что «даже русский мент не стал бы вот так поступать с женщиной, у которой ребёнок». В Европе, говорит Воротников, общество поддерживает жестокость полиции, так как там царят русофобия и параноидальная ненависть к русским».
Сегодня положение Олега Воротникова и Натальи Сокол печально. Как пишут их друзья в социальных сетях, «они обложены и тут и там». Генпрокуратура РФ прислала им документы о возобновлении дела по акции «Дворцовый переворот». В самой Чехии Олег Воротников с конца марта 2017 г. объявлен в розыск «за отказ сотрудничать с чешской прокуратурой». А недавно старшая дочь Олега и Натальи попала под машину. Для лечения девочки требуются средства. Вор говорит: «Нашу дочку Маму в Праге сбила машина. К счастью, она жива. Отвезли в детскую хирургию. Там выяснилось, что серьёзно задета почка, требуются детальное обследование и, возможно, операция. Но, поскольку у неё нет документов, а чешские власти с прошлого сентября упорно отказываются предоставить легальный статус нашим детям, страховку сделать нельзя. А без неё врачи отказываются лечить. Жена писала об этом в постах из больницы, заостряла проблему на намеренном, на наш взгляд, бездействии чешских властей. В итоге прошлой ночью администрация удалила её фэйсбук».
В своём интервью Воротников говорит: «Блин, я узнал, что такое западная жизнь, — вот такой ценой!»
Писатель Захар Прилепин так прокомментировал происходящее:
— Я очень сопереживаю этим молодым людям и как гражданин, и как многодетный отец. Всё произошедшее крайне показательно. Это позволит людям понять, что являют собой европейская демократия, европейская полиция и все наши иллюзии, которыми благополучно кормят молодое население, хипстеров и студентов Ксения Анатольевна (Собчак), Лёша (Навальный) и прочие замечательные товарищи. Я за то, чтобы помочь этой семье, дать им российское гражданство и гарантии, что с ними всё будет в порядке, — это было бы политически очень верно.
Нужно максимально популяризировать то, что с ними произошло. Для того чтобы наши молодые люди получили прививку и поняли наконец, что они не живут в самой страшной стране мира. Что Европа и европейский soft-тоталитаризм совершенно безупречно работает, когда что-то ему не нравится. Это касается не только арт-группы «Война», но и художников, которые мыслят перпендикулярно европейским ценностям.