Вазген Авагян. Принцип российской экономики: кто не работает, тот ест!
Годы идут – но не «сказывается». Им хорошо – и всё лучше. Нам плохо – и всё хуже. Это явление, на бытовом уровне ощутимое «на своей шкуре» – в науке носит название геттоизация населения.
Система обменов благами и разделения труда бывает не только эффективной или несовершенной. Она может быть вполне эффективной для одних, оставив за чертой и за бортом других…
Допустим, на каком-то острове производительным трудом заняты 10 человек и каждый производит 5 мешков зерна. Итого 50 мешков. Если итог поделить обратно – каждый участник трудовой кооперации получит 5 мешков зерна. Это и есть пресловутая «оплата по труду», которую одни боготворят, другие ненавидят. Вместе хлеб вырастили – вместе и съели…
Однако есть еще и правляющая сила (власть), которая концентрирует в своих руках 50 мешков зерна – и она не обязательно раздаст обратно каждому по 5!
В угнетательских обществах формируется ФПФ – Фонд Подкормки Фаворитов. Люди выработали по 5 мешков зерна на человека, но им выдали в среднем по 4.
Далее – простота арифметики. 50 мешков было, 40 ушло на оплату труда производителей, 10 осталось в ФПФ. Их можно раздавать уже не за участие в труде, а кому захочется.
ФПФ власти – базовая формула угнетения нации и очень опасное явление. Когда мешки зерна начинают уходить от их производителей налево – включаются два негативных процесса:
1. Аппетит приходит во время еды. Фавориты прожирают уже не 10, а 20, 30 мешков. Это означает на другом конце, что люди получают 3,2 мешка за тот труд, который раньше стоил 5 мешков.
2. Происходит истощение производителя. Он, нищая и теряя перспективу, оказавшись в положении, когда никой труд не даёт улучшений быта – деградирует и технологически, и демографически, и физически, и умственно, и вообще по-всякому.
Если труд и доход не пересекаются в обществе, как две параллельные прямые, то сфера труда пустеет, а в доход ломятся все, любыми путями и средствами. Все хотят дерибанить ФПФ. Никто не хочет работать или вкладывать инвестиции в реальное производство.
.
В итоге нация раскалывается. Появляются те, которым очень удобно жить – и те, кому так жить невыносимо. Эти две группы вообще не понимают друг друга. Для хорошо устроившихся люди снизу – вандалы, разрушители уклада жизни, «шариковы», которым лишь бы все «отнять и поделить».
Но люди из гетто, оставшиеся за чертой круга обменов – видят в «успешных» не образец для подражания, а воров, укравших их жизнь, их счастье. Они видят, что мать-страна все свои ресурсы тратит только на сынков-любимчиков, а пасынков обходит стороной…
В чём корни этого явления? В том, что ресурсы можно рассматривать по-разному. Вот есть страна, а у нее есть нефть. Можно считать, что нефть – общий дар и должна кормить всех. А можно увидеть справедливость в другом: чтобы доходы с нефти шли только тем, кто её добывает, от президента корпорации до простого буровика. Остальные – лишние, они в процессе не участвуют, буровикам не нужны. Буровики всё нужно закупят на мировом рынке, а у этих криворуких ничего покупать не хотят.
Так и складывается круг, в котором есть участники и лишенцы. Участники читали Маркса и между собой достигают консенсуса: простой рабочий зарабатывает тоже неплохо – поскольку он реально нужен капиталисту для его сверхприбылей.
Угнетение с рабочего класса переносится на «лишних людей», на тех, кому в этом круге обмена и потребления не предусмотрено никакого места.
Это очень старая ситуация, и она не с нефтью началась. Допустим, есть владелец земли. И есть те, кто на ней работают. Земля родит – продукты делят. Хозяин берёт себе много, но и работников (батраков) не обижает: голодный батрак – не работник! И ладно, если этот круг – все люди. А если по обочинам сидят тысячи и миллионы безземельных? Которые и своей земли не имеют, и в батраках не нужны никому из нанимателей?
По мере роста производительности оборудования рабочий класс уменьшается, рабочих предприятиям нужно всё меньше. И проблема лишенчества делается всё острее. Угнетение современного мира адресовано не столько к работающим, сколько к безработным. А безработица из временного явления превращается в постоянное, в наследуемое и всё время растущее социальное гетто…
.
Процессы геттоизации населения, всё более масштабные и массовые, острее и острее ставят вопрос о личной доле. Человек всё больше понимает, что к чужому процветанию, как бы велико оно ни было – он не имеет никакого отношения. И что всё великолепие даже самых эффективных систем организации труда – для тебя ничто, если твоё участие там не предусмотрено.
Выход отсюда только один: наделение человека-гражданина неотторжимыми правами на долю в обработке национальных ресурсов. Это похоже на советскую практику отсутствия безработицы, закреплённую на законодательном уровне.
Кормить тунеядцев, как предлагают сторонники Безесловного общественного дохода – считаю контрпродуктивным. Право необходимо уравновесить обязанностью, закрепляя за человеком не только долю в обработке ресурсов, но и долю ответственности перед обществом. Не выполняешь обязанности – лишаешься прав, только так будет справедливо.
Никакой альтернативы такому подходу (кроме планетарного Освенцима) я не вижу. Для тех, кто хорошо устроился, это конечно создаст неудобства и вызовет раздражение (к чему тоже следует заранее быть готовыми).
Но цивилизованный человек не может позволить себе, чтобы в его стране механизация и цифровизация труда загнала в гетто безысходности и ненужности большую часть населения…
Даже если ему лично это и было бы экономически удобно…
Источник:
27 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
это Карл говорит, который Маркс... вернее многолетний труд этого Карла кратко попытался пересказать Вазген Авагян..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена