Холодная война - война, в которой соревнуются промышленные возможности стран
То американские шпионы спокойно воруют атомные секреты Советского союза из глубин Сибири, вынося их лыжниками на снегоступах, то выясняется что вся англосаксонская еврейская диаспора в свободное время пишет телеграммы в Советский Союз, докладывая о развитии атомного проекта.
Стоит воспринимать Холодную войну не только как политическую игру, подогреваемую параноидальными военными, а как соревнование двух промышленных систем.
Производственные мощности, качество техники и промышленные секреты — они определяли зазор превосходства одной стороны от другой.
*
Если описывать это в терминах «клюквы», то это выглядит так: прибегает советский шпион к начальнику и говорит:
«Вот схема ядерной бомбы американской! Тут вот и взрыватель, и схема как динамит укладывать, и как уран заливать и вообще все».
На него внимательно смотрят и говорят:
«Ну и что? Тут допуска по 0,04 мм, а мы можем делать по 0,5 мм. Идите работайте дальше, мы это положим в архив».
*
С той стороны это выглядит так:
Американский шпион прибегает:
«Шеф, шеф, русские в том сарае под Новосибирском делают по пять атомных бомб, нам хана».
Все делают большие глаза, лезут выяснять.
И да, русско-немецкие специалисты делают по пять бомб в день, но при этом технологические процессы просты как дрова, и бомбы не очень упихиваются в бомболюк даже ногами.
*
В СССР приходилось импровизировать так:
«...из-за отсутствия экспресс-мониторинга радиационной обстановки (мелкосерийное производство приборов в стране было налажено только в 1949 году), немецкие ученые для этих целей использовали древесных жучков, которых в деревянных перекрытиях было много.
Жучки реагировали на озон, образующейся в воздухе под действием радиации, и начинали беспорядочную суету.
Это значило, что радиационный фон повышен.
Первые урановые блоки, облученные в реакторе Ф-1, переносили в приемное отделение У-5 вручную.
Неоднократно, когда отсутствовало начальство, не доверяя дистанционному процессу, одна из сотрудниц открывала тяжелую чугунную дверь и, прислонив ухо к аппарату растворения, слушала, есть ли бульканье, идет ли процесс.
Неизвестны дозы радиации, которые получили сотрудники радиохимического отделения, известна лишь печальная статистика – средняя продолжительность жизни первопроходцев-радиохимиков была менее 50 лет.»
*
Это цитата ВНИИМ им. Бочвара, Атомный проект СССР, экскурс в историю, от 25 августа 2014 года.
*
Дело в том, что разные имеющиеся средства у разных стран требовали разного подхода. И СССР использовал возможности, которые у него оказывались.
*
В 1985 году, когда уже было ясно, что «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем.» (Горбачев) и только улегся скандал со «шпионским кольцом Уокеров» (публикация в Вашингтон Пост от 30 мая 1995 года, бравые ребята которые на протяжении 20 лет торговали всеми секретами флота США — причем всего за 1 миллион долларов), дровишек в костер трат на оборону подкинули норвежцы с японцами.
*
Да, речь пойдет о скандале фирм «Консберг»-«Тошиба».
Напомню, Уокер предоставил материалы о отслеживании подводных лодок СССР. СССР, соответственно захотел снизить шумы подводных лодок путем изменения винтов.
Чтобы сделать винты — нужны были станки, которых в СССР не было (многоосевые, 5 и 9 осей, с ЧПУ).
Весят такие станки по 200 тонн, размером с многоэтажку, и так просто их не создашь у себя, и уж тем более не ввезешь.
Поэтому абсолютно легально, было заключено пять контрактов:
*
первый между «Техмашимпорт» и «C. Itoh & Company» (прокладка от «Тошибы») на поставку четырех станков, а также на их обслуживание и поставку запасных частей сроком на пять лет.
*
Второй контракт был заключен между «Техмашимпорт» и «Kongsberg Trade», и он касался закупки контроллеров ЧПУ NC-2000 для управления фрезерными станками.
*
Третий контракт был подписан между «Kongsberg Trade» и «Toshiba» на установку контроллеров NC-2000 на станки MBP-110, до их отправки в Советский Союз компанией «Itochu».
*
Четвертый и пятый контракты касались выплаты «Kongsberg» и «Toshiba» агентского вознаграждения «Wako Koeki» за организацию переговоров.
*
Как видим цена вопроса была в 120 миллионах долларов, которые советские импортеры вполне легально заплатили за то, чтобы сделать малошумные винты для подводных лодок — а это одна из самых сложных и охраняемых штук, помимо ядерного оружия.
Известности скандалу добавляет то, что поставки производились напрямую в Советский Союз по прямым договорам.
«Нью-Йорк Таймс» писала 22 июня 1987 года, что поставки продукции двойного назначения происходят от жадности фирм-производителей и при попустительстве правительства этих стран (by the avarice of two companies, Toshiba of Japan and Kongsberg Vaapenfabrikk of Norway, and by their Governments' lackadaisical supervision of militarily sensitive exports ).
*
В итоге, Советский Союз сокращает свое отставание в шумности подводных лодок, американцы должны провести модернизацию систем обнаружения и технические средства ВМФ США.
Пишем затраты с одной стороны — 120 миллионов на закупку, 1 миллион шпионам, ну еще 10 миллионов спишем на обеспечение работы МИД СССР и КГБ на данном направлении.
Американцы вынуждены потратить — на порядки больше, сумма оценивается в 1 миллиард долларов.
*
Вот это и есть Холодная война, в которой соревнуются промышленные возможности стран и их умственный потенциал (шпионский тоже).
Источник:
2 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена