Как США объявили «помощью во спасение СССР» коммерческий контракт
На День Победы президент России Владимир Путин произнёс историческую речь. В ней он чётко и ясно обозначил позицию: СССР «шёл один на пути к Победе». Наконец-то этот факт официально зафиксирован.
Открывая архивы, мы всё больше узнаём неприкрытую правду об истинном лице наших «союзников». Именно с этим связано изменение позиции президента, который ранее говорил о «важной роли ленд-лиза», «особенно поставок металла и тушёнки».
На майское заявление главы государства очень резко отреагировал Запад. Бывший участник программы «ленд-лиз», американский профессор международных отношений Альберт Лорен Уикс (Albert L.Weeks) заявил: Соединённые Штаты… «спасли» советский народ и «предотвратили его поражение». Россияне «должны» не только «благодарить» американцев, но и… «полностью рассчитаться за ленд-лиз».
На этом фоне российская историография не только не отреагировала на подобные высказывания, но и оставила без должного внимания слова нашего президента. В учебных пособиях по-прежнему написано: «ленд-лиз» был «помощью». Помощь – это безвозмездное содействие, предоставление каких-либо благ. В этой ситуации настал момент самостоятельно разобраться с «помощью», опираясь на факты и документы.
Прежде всего, начнём с самого термина. Название «ленд-лиз» происходило от английского «lend&lease». Переводится как «сдавать в аренду» и «обменивать». В законе США «О защите Соединённых Штатов», которым была введена программа «ленд-лиза», было чёрным по белому написано: вся продукция «сдаётся внаём, передаётся в доверительное управление, обменивается». Подчеркнём: закон прямо запрещал передачу товаров бесплатно. О какой «помощи» после этого может идти речь? Это была обычная коммерция. Причём коммерция грабительская.
Согласно Московскому, Лондонскому, Вашингтонскому и Оттавскому протоколам Конференций представителей СССР, Великобритании и США 1941, 1942, 1943, 1945 годов по вопросу о военных поставках Советскому Союзу оплате валютой и золотом подлежала меньшая часть из товаров. Бо́льшая часть продукции оплачивалась по схеме, которая именуется в юриспруденции «бартером» или «меной». В обмен на американские военные товары СССР поставлял сырьё: сырую нефть, металлические руды, уголь, хлопок и др.
Тот же американский металлопрокат производился за счёт советского давальческого сырья. Советский Союз имел мощности для переработки. Но в данном случае сыграл политический, а не экономический фактор.
Стоимость поставляемого в США и Великобританию сырья искусственно занижалась. Приблизительные расчёты показывают занижение в несколько раз. Благодаря этому прибыль американских и английских компаний могла достигать 400, 500 и более процентов!
Получалось, что в самые трудные моменты наши «союзники» сдирали с советского народа буквально последнее. Максимально наживались на нашей беде. И на всё это руководство СССР вынуждено было сознательно закрывать глаза. Это была та цена, которую нам приходилось платить англосакским шкуродёрам, чтобы они не переметнулись на сторону нацистской Германии. Ведь Гитлер был им намного выгоднее в борьбе с Советским Союзом. Собственно говоря, они его взрастили, вскормили, а затем натравили на СССР, чтобы нажиться на нашей трагедии.
По справедливости им не то, что нельзя было платить ни копейки. Наоборот, следовало судить. И уж точно пора законодательно запретить хоть какое-то упоминание об американской «помощи».
К этому остаётся добавить, что если наше руководство сделало первый шаг, то должно сделать следующий. Речь идёт о том, чтобы официально поблагодарить Монголию.
Монгольская народная республика была единственным государством, добровольно выступившим союзником СССР. Сразу же после нападения нацистской Германии, а именно — 22 июня 1941 года, МНР заявила о своей поддержке Советского Союза и официально объявила войну нацистской Германии. Монгольский народ добровольно связал свою судьбу с судьбой советского народа, прекрасно понимая: не выстоит СССР — не будет и Монголии.
Сразу же в республике был создан Фонд помощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В него собирали средства всем народом. Решение о его создании предусматривало, что вся помощь СССР будет идти безвозмездно. В Советский Союз шли танки, самолёты, тёплая одежда, продовольствие, скот. Чтобы обеспечить СССР, официально был введён 10-часовой рабочий день. На монгольских предприятиях висел лозунг: «Всё для фронта – всё для победы!»
Кстати, если мы вспоминаем об американской тушёнке, то следует не забывать о том, что Монголия поставила для нужд Красной Армии до 5,6 млн. голов крупного рогатого, среднего и мелкого скота, а также 500 тысяч тонн мяса. По самым минимальным расчётам, это больше 1 млн. тонн. Для сравнения: поставки знаменитой американской тушенки составили 665 тысяч тонн. Вдумайтесь, 800 тысяч полунищих монголов, составлявших тогдашнее население МНР, дали СССР мяса намного больше, чем одна из самых богатых и крупнейших стран мира. Причём, не в пример последней, безвозмездно или взаимозачётом. Араты буквально отрывали еду от своих полуголодных детей. В результате в самой МНР в 1944 году начался голод. Но монголы не прервали поставки продовольствия в СССР. Стыдно подобное «не помнить».
Как стыдно забыть, что каждая пятая лошадь в Красной Армии была монгольской, каждая пятая шинель — монгольской.
Помогали не только товарами. Воевали и сами. В рядах Красной Армии сражалось до 500 монгольских кавалеристов, сапёров, снайперов. Официально граждане МНР именовались «добровольцами».
Благодаря тому, что монгольская армия прикрыла восточные границы СССР от японской агрессии, Советский Союз смог передислоцировать на борьбу с нацистами дивизии с Дальнего Востока.
И главное. Никогда Монголия не пыталась выпячивать свои заслуги. Никогда не предъявляла нашей стране какие-либо «претензии». Никогда не претендовала на какую-то роль. Никогда даже не заикалась о статусе «спасителя». Помогала искренне – всем, что было.
Стыдно, что спустя 76 лет после Победы, мы повторяем сказки о «ленд-лизе». И при этом наше государство до сих пор умудрились не поблагодарить тех, кто собственным потом и кровью доказал цену дружбе.
Юрий Городненко, РенTV