Такси в фильме "Три тополя на Плющихе" (43 фото)
Неувядающая советская классика, роскошный актерский дуэт Дорониной и Ефремова "про нежность". С некоторыми, возможно, допущениями. Природный аристократизм Дорониной неизбежно проявляется сквозь образ деревенской простушки, а "таксист" Ефремова скорее обогнал свое время. Это сейчас студенты могут запросто встретить в такси своего институтского профессора, а офисные работники - коллегу, но для тех времен когда московские таксисты были довольно закрытой кастой, его Саша необычно интеллигентен... Впрочем, это дело вкуса.
Фильм многократно исследован краеведами и киноведами, но возможно что профессиональный взгляд с точки зрения такси добавит деталей. Количество советских артефактов такси в фильме настолько большое что подробный их обзор займет даже несколько статей.
Утренняя Москва, по сценарию ранняя осень. Машина Саши проезжает по пустынной Крымской эстакаде в сторону Остоженки, на заднем плане вход в метро "Парк Культуры", справа Провиантские склады николаевских времен (сейчас там Музей Москвы и киноклуб).
Вероятно, Саша кружил по этому району, в следующем кадре он уже с обратной стороны поворачивает с Фрунзенской набережной в сторону Комсомольского проспекта. Справа кинотеатр "Фитиль". Здесь Саша подхватывает утреннюю девицу без определенных занятий.
- Домой?
- Домой... На Кутузовский за панораму. Дом скажу.
Женские ножки на переднем сиденье - известная таксистская проблема. Сохраняется во все времена вне зависимости от политических процессов. В фильме еще будут для сравнения ножки Дорониной.
Снова Крымская эстакада, выезжают на Остоженку (в те времена ул.Метростроевская). До этого места с точки зрения географии все пока вполне логично.
За разговором девица демонстрирует знание транспортной инфраструктуры Лондона и Парижа, и почему-то обижается на легкую подколку Ефремова.
- Бывали?
- Я знаю. Я точно знаю.
Далее начинаются знаменитые географические нестыковки этого фильма, многократно разобранные киноведами и краеведами. Приехали он вовсе не на Кутузовский, а высаживает Саша пассажирку тут же рядом на Остоженке - Пожарский переулок, 12. Причем почему-то заехали они с обратной стороны от набережной. На современном кадре перспективу этой улицы венчает статуя Петра Колумбовича.
Вот любопытно что было бы, если той девице тогда рассказать, что район где она "проживает" по фильму, станет в Москве "золотой милей" и стоимость жилья в нем намного зашкалит элитную недвижимость и Парижа и Лондона?
Вероятно, в сценарии или на монтаже в этом месте могли быть какие-то ножницы, на прощание Саша говорит девице:
- Ничего, как раз к утренней зарядке успеешь.
Она что ли опаздывала куда-то?
Машина Саши снова в поиске пассажира, разворачивает на пл.Дзержинского (ныне снова Лубянка). Здесь многое изменилось, движение стало односторонним, Железного Феликса давно нет (впрочем, ходят слухи), много лет уже как закрыт Центральный Детский Мир, и судьба его туманна...
А следующий кадр для такси особенно интересен - мы можем подробно разглядеть чем отличалась модификация "Волги ГАЗ-21" такси от обычной.
Основные отличия от "гражданских" моделей следующие:
- справа в углу штатный "зеленый глаз".
- вместо штатного радиоприемника - таксометр. По этой же причине сверху на крыше у этой машины нет радиоантенны, а Саша возит с собой отдельный приемник.
- на бардачке заводская табличка с правилами перевозки.
- вместо легендарного переднего трехместного дивана - раздельные сидения, правое пассажирское складывалось для перевозки дополнительного багажа.
- на передней панели полукустарный "заборчик" из гнутой проволоки, Саша возит там спички и папиросы.
- справа под стеклом табличка "Окончание работы 21:00". Пока ее в фильме еще не было видно, но позже будет.
- отсутствуют ремни безопасности (апд, в те времена ремней еще у всех не было).
На этом месте фильм возвращается в деревню к отъезду Нюры в Москву, скоро предстоит встреча главных героев.
Москва, Комсомольская площадь. Или площадь Трех Вокзалов, кому как нравится. Сразу несколько шикарных видов тогдашней Москвы.
Вывеска "Стоянка такси", слегка замызганная. На дальнем плане в роли маршрутного такси проезжает микроавтобус РАФ-977 "Latvija".
Фантастическая для нынешних времен очередь пассажиров на стоянке такси. В белой рубашке и фуражке - диспетчер, руководит посадкой.
Винрарный дядька в фуражке "Носильщик".
Еще одна великолепная сценка - таксист идет вдоль очереди и выбирает себе пассажиров. О чем-то пошептавшись с теми кто стоит в самом конце - уводит их за собой.
Подруливает машина Саши, номерной знак "04-80 ММТ". Хорошо видно что крыша у нее гладкая, без антенны. Надпись на ЦДЖ "Слава Советскому Народу"?
Пока Саша звонит по телефону, из будки он замечает Нюру. В это же время какой-то таксист на нее "клюет", но видимо перспектива "1 рубль 12 копеек" его не прельстила.
Едва отъехав, Саша решает все-таки Нюру забрать.
- Куда тебе?
- На Плющиху.
- Давай.
- Но у меня только рубль 12 копеек.
- ... Ладно...
Все это на фоне гостиницы "Ленинградская". И кстати - подсадка это нарушение правил.
В машине Нюра сразу пугается чихнувшего ташкентского дедушки.
- Ой, тут еще ктой-то.
Саша ее прибодряет.
- Чего жмешься, садись удобнее. Нам не близко.
- Я дорогу знаю.
- Ладно, значит не заплутаем.
Поехали. Напоследок еще один вид Комсомольской площади. Узнать можно только по башенкам Ярославского вокзала. Дома на дальнем плане никуда не делись, это так меняет мир короткая и длинная оптика.
Коленки Нюры. Проблема, да.
Далее виды Москвы, которые можно идентифицировать из машины.
Смоленский бульвар. Собственно, Плющиха тут соседняя улица за углом, считай приехали. Но ездить наши герои будут еще долго:)
Подал голос ташкентский дедушка. От его фраз современный зритель может пожалуй даже вздрогнуть.
- Конечно можно было подать телеграмму... Но я подумал-подумал... зачем дети волновать? Может быть крушение. Может поезд с рельс сойдет...
Едут по тогдашнему проспекту Калинина. Угол с Новинским бульваром. Саша снова подшучивает над Нюрой.
- Правильно едем? До твоей Плющихи много дорог...
- У меня только рубль 12 копеек.
На самом деле с Трех Вокзалов на Плющиху сейчас дорога ровно одна - по Садовому. Расстояние меньше 8 км.
Саша спрашивает разрешение закурить.
- Кури-кури, свой табак, чего же не курить.
Въехали на Новоарбатский мост.
И дальше как и ожидалось - гостиница "Украина".
А вот ташкентского дедушку высаживают совсем не в той стороне куда ехали - на Большой Пироговской, 51.
Перед дождем Саша устанавливает дворники. Современному автолюбителю непросто объяснить почему раньше дворники возили отдельно, но... так надежнее было:)
Едем дальше. Как ни странно, но мы снова въезжаем на Новый Арбат. Тогда он еще строился.
Наконец Саша и Нюра могут друг-с-другом познакомиться.
- Ты тоже деревенский?
- Питерский.
- ?? (Нюра не поняла его).
- Из Ленинграда.
Этот же диалог в наше время может прозвучать странно если будет ровно наоборот.
Дождь застает их совсем в неожиданном месте - угол Староконюшенного и Сивцева Вражка.
- Стекло заливает.
- А как же они?
- Они не могут ждать.
На этом кадре видна еще одна модификация "Волги ГАЗ-21" - скорая помощь. И тогдашний "Москвич".
- Опустеееела без тебяяяяя земляяяяя....
Песня "Нежность" в исполнении Анны Григорьевны это конечно хит. Саша заслушался и проникся.
- А давай, Анна Григорьевна, я тебе Москву покажу?
После дождя со Староконюшенного они попадают сразу на Охотный ряд. Когда-то он еще ехал в обратную сторону.
Затем сразу Смоленская набережная. Диалог про "церковь скукожилась".
Со Смоленской набережной Саша увидел биллборд возле кинотеатра "Горизонт" что на Фрунзенской.
Разглядывая эти места так и хочется сравнить - когда деревья были маленькими.
Кто-нибудь смотрел фильм на который Саша собирался сводить Нюру?
Встреча в горах (1966)
Грузинская музыкальная комедия.
В главной роли Лейла Абашидзе.
Из примечательного - в этом фильме состоялся актерский дебют Вахтанга Кикабидзе.
Пока Саша ходил добывать билеты, Нюра успела перекинуться парой слов со стилягой ("Девочка, а девочка? - Чего тебе, бабушка?") и озаботиться показаниями тикающего таксометра. Они по-своему любопытны.
За короткий период пока Нюра давила Саше на жалость по поводу счетчика и до того момента как Саша его сбросил, показания таксометра меняются следующим образом:
ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД: 1р. 26коп. - 1р. 65 коп. (+39 коп.)
ОБЩ.КМ: 189 - 240 (+ 51 км)
ОПЛ.КМ: 45,9 - 97 (+ 51 км)
КАССА: 62.82 - 68.00 (+ 5р. 12 коп.)
ПОСАДКИ: 4054 - 4061 (+7 шт.)
Внимательные таксисты замечают также что и в первом случае (машина стоит) на счетчике меняются цифры пробега (т.е. снимали счетчик в движении), а самые внимательные - во втором случае (перед сбросом) тумблер таксометра уже находится в положении "ВЫКЛ".
И мы снова на Смоленской набережной. Здесь Анна Григорьевна произносит слова, которые где-нибудь в таксистком раю надо обязательно отлить на граните:
- ЛЕГКАЯ У ТЕБЯ РАБОТА. ЕЗДИ И ЕЗДИ - А ОНО ЩЕЛКАЕТ. СКОЛЬКО Ж ЗА ДЕНЬ НАЩЕЛКАТЬ МОЖЕТ...
(Да, Нюра, да! Все так и есть!)
Наконец - приехали! 6-й Ростовский переулок.
- Да нет, Анна Григорьевна, без денег лучше помнить буду.
- Это что же, на всю жизнь сердце на меня заимеешь?
Что было дальше мы рассказывать не будем, кто не смотрел еще этот замечательный фильм - интернет всегда под рукой. Известно что кафе "Три тополя" на этом месте не существовало. По некоторым сведениям - была танцплощадка, на которой выстроили декорацию. Сейчас самые знаменитые тополя Москвы растут на месте гаражей.