Автопром против скучных цветов (12 фото)
Вы не знаете, как все они называются, но видите их постоянно. Они повсюду – снуют по улицам взад и вперед: бесчисленные оттенки зеленого, красного, синего, серого, бежевого, коричневого, белого, грязно-белого, черного, золотого и серебристого. Правда, специалисты сказали бы по-другому – ванильный, жемчужный или поляризованный золотисто-коричневый. Да, вы правы, речь пойдет о машинах, точнее о таком их аспекте, как цветовая гамма.
Краска представляет собой одну из наиболее важных составляющих дизайна автомобиля. Согласитесь, что качественная покраска способна провести грань между спортивным автомобилем и машиной класса люкс, превратить дедушкину колымагу в машину мечты любого подростка и трансформировать авто настолько, что обычное средство передвижения превратится в показатель статуса либо причастности своего хозяина к какой-нибудь субкультуре.
Наверняка, каждый вспомнит те потрясающие цвета из прошлого: зеленый полинезийский, зеленый клевер или насыщенный красно-коричневый. Они не случайно врезались в наше сознание, ведь в те времена цвет автомобиля был таким же неотъемлемым атрибутом вождения, как музыка или скорость.
Но стоит оглянуться вокруг, как тут же станет понятно, сегодня далеко не все предпочитают яркие краски.
Складывается впечатление, что, сам того не желая, ты вдруг попал в эпоху «Жестянки Лиззи», о которой сам Генри Форд (Henry Ford) писал так: «Покупатель может приобрести машину любого цвета, если, конечно, она будет чёрной».
Такое впечатление, что мы вернулись к истокам. Например, по данным Forbes, в прошлом году самым популярным цветом автомобиля в Северной Америке стал белый, за которым с небольшим отставанием следуют черный, серый и серебристый.
В той же самой статье Forbes автор рассуждает о том, что популярность цвета отходит на второй план, когда речь идет о цене и качестве автомобиля. При том, что, к примеру, новая желтая машина будет стоить при перепродаже дороже, чем более привычные глазу оттенки.
Оказывается, за период последней рецессии потребители стали стесняться ярких вещей и предметов. Так что, покупая новый автомобиль, человек хочет, чтобы все прошло гладко и, желательно, незаметно.
С годами эта тенденция только усиливается. Другими словами, вероятность того, что на рынке появится море желтых машин, можно сказать, на нуле. Тем не менее, за автомобиль редкого цвета цена, соответственно, будет повыше.
То же правило актуально и для машин зеленого (полинезийский зеленый!), оранжевого (ярко-оранжевый с микроперламутром!) и сине-зеленого цветов.
Макияж для «Жестянки Лиззи»
Теперь, когда нам известны цвета, которые пользуются популярностью у современного покупателя, нужно выяснить, почему цветовые тенденции всегда или зачастую привязаны к происходящим в мире событиям – кризисам или депрессиям.
Генри Форда с его «черным цветом» мы уже вспоминали, теперь позвольте мне процитировать комика Джерри Сайнфелда (Jerry Seinfeld): «Так в чем было дело?» Неужели у всех было такое мрачное настроение, и никому не хотелось ярких тонов?
Не совсем. Оказывается, как объясняет автомобильный историк, эколог и реставратор из немецкого Фёрштеттена Гундула Тутт (Gundula Tutt), в начале прошлого века существовало не так уж и много оттенков автомобильной краски. Тутт – автор докторской диссертации на тему «История, развитие, материалы и применение автомобильных покрытий в первой половине ХХ века», а также член «Общества автомобильных историков». В общем, дело свое она знает на пять.
По словам Гундулы, в начале ХХ века автомобили представляли собой моторизированные кареты, поэтому способы покраски, по сути, остались прежними – покрытия для дерева на масляной основе.
Покраска таких первых машин была очень сложным и недешевым процессом, а до полного высыхания «экипажа» проходило до нескольких недель. Правда, и цвет получался роскошным – настоящее произведение искусства.
Но краски плохо переносили непогоду и очень быстро желтели. Тутт говорит, что в те времена еще не было связующего вещества, поэтому каждый раз, когда краска желтела или выцветала на солнце, автомобиль красили снова. Не каждый мог себе это позволить.
Стремясь удешевить и облегчить сложный процесс покраски машин, Форд разработал эмали горячей сушки на основе битума: темные цвета дольше держались, отлично вписывались в конвейерный процесс производства и быстро сохли.
«Это стало огромным шагом на пути к массовому промышленному производству «Жестянки Лиззи» и других бюджетных автомобилей, так как покраска была синхронизирована с темпом работы конвейера», - пишет Гундула Тутт в своей докторской.
Сегодня такой способ покраски кажется очень простым, но подумайте сами – без подобных инноваций автомобили могли бы оказаться непозволительной роскошью, и многие из нас до сих пор бы передвигались на велосипедах.
Естественно, и у эмали на основе битума были свои недостатки. Например, для покраски автомобиля требовалось огромное помещение, а любая самая крошечная пушинка или волосик могли испортить идеальную работу специалиста.
«Красочное» мирное время
После Первой мировой войны пришли очередные инновации. На земле вновь воцарился мир, и автомобильная промышленность смогла отвлечься от танков и военного транспорта, переключившись на гражданские автомобили.
В 1918 году появились новые способы покраски на основе китайского древесного (или тунгового) масла, которое можно было разбрызгивать или класть под слой краски. Благодаря этому время сушки автомобиля сократилось практически втрое по сравнению со старыми масляными красками.
Сушильные камеры сокращали период высыхания еще больше. Вскоре такие камеры стали частью конвейерной линии, значительно упростив процесс производства машин.
Кроме того, именно в то время впервые стали применяться так называемые водоустойчивые лаки и эмали. Наверное, в тот момент производители почувствовали себя настоящими волшебниками, ведь у них из-под рук стали выходить красивые, безупречно выкрашенные автомобили.
В начале 1920-х годов на улицах появились блестящие оттенки. По словам Тутт, цвета были поистине экзотическими: одна машина могла быть покрашена в два, три и даже четыре разных оттенка, а на некоторых моделях Lincoln даже красовались яркие птицы и бабочки.
В течение следующего десятилетия, вплоть до начала 30-х годов, General Motors совместно с химической компанией Dupont работали над созданием нового вещества – пироксилина, особенность которого заключалась в том, что его можно было смешивать с пигментами для создания новых автомобильных покрытий самых разных оттенков. Пироксилин дольше держался и мог высыхать за считанные минуты.
В 1923 году на Нью-Йоркском автомобильном салоне была представлена новая пироксилиновая краска Duco (так она тогда называлась), которой была покрашена модель производства дочерней компании GM - Oakland Motor Car Company, более известная как True Blue Oakland Sixes.
«Алфред П. Слоун (Alfred P. Sloan), который стал президентом GM в мае 1923 года, полагал, что покупатели недорогих машин по достоинству оценят широкий выбор цветовой палитры, особенно учитывая, что цвета держались достаточно долго», - отмечает Chemical Heritage Foundation.
Все семь легковых двухдверных автомобилей были покрашены краской Duco, при этом для оформления кузова использовали два разных оттенка синего и даже яркие горизонтальные полосы красного и оранжевого.
«Синий – достаточно сложный цвет, - добавляет Тутт, - он очень легко выцветает. Теперь же цвета держались дольше и не желтели. Потребители наконец-то увидели недорогую машину, которую можно хранить прямо на улице», - что, естественно, стало огромным плюсом для рядовых покупателей, которые не хотели тратиться на гараж.
Скажете, вот он, красивый товар, доступный для потребителя? Не тут-то было – цветовая новинка оказалась не по вкусу ярым поклонникам классики.
По словам Тутт, Генри Форд был просто в бешенстве. Он как мог противился изменениям, ведь он уже придумал тонкий процесс покраски собственных автомобилей. В гарантийном договоре на любую «Жестянку Лиззи» черным по белому было написано, что в случае перекраски машины в любой другой цвет, кроме черного, гарантия становится недействительной.
Но было уже поздно – «светофор» заработал, его было не отключить.
Эволюция и революция цвета
Примерно в это время GM стали предлагать своим клиентам услугу консультирования при подборе цвета. Сервис оказался очень востребован. По рассказам Тутт, специалистов компании отправляли на выставки в Париж, спрашивали, что им понравилось и разрабатывали новые цветовые системы. Производители старались понять, что, кроме черного, будут покупать люди.
В 1929 году рынок рухнул, и парад красок ненадолго приостановился. Тутт отмечает, что цвета стали более мрачными, депрессивными – появилось больше зеленых и серых оттенков.
Когда цвета были яркими, отражатели зачастую покрывали черной краской в практических и эстетических целях, ведь в случае повреждения их всегда можно было легко и дешево покрасить битумной краской, сэкономив на ремонте.
Несмотря на тяжелый финансовый кризис, в 30-х годах ХХ века появились оттенки «металлик», первые из которых создавались на основе настоящей рыбьей чешуи и стоили очень дорого.
По словам Гундулы Тутт, на производство одного килограмма краски уходило до 40 тыс. сельдей, благодаря чему машина приобретала потрясающий перламутровый блеск, который отлично подчеркивал изогнутые формы автомобилей того времени.
Но абсолютному большинству потребителей дорогая краска на основе рыбьей чешуи была просто не по карману. Американские производители добавляли в свою продукцию коалин, который обходился намного дешевле, чем чешуя. Тем не менее, названия красок все еще отсылали к своим «рыбьим» предшественникам, например, «рыбий серебристо-голубой».
В 30-40-е годы ХХ века получили распространение одноцветные автомобили, иногда с хромированной окантовкой. Тутт утверждает, что тенденция особенно распространилась после Второй мировой войны, когда новые разработки подарили нам современные, устойчивые к солнечному свету покрытия с эффектом «металлик», которые оставались надолго яркими и не желтели. Такие покрытия помогали защитить краску от выцветания – еще один плюс для потребителей, которые хотели, что машина оставалась яркой как можно дольше.
Группы консультантов стали привычной картиной для автопроизводителей послевоенного времени: компании снова спрашивали покупателей, как те хотят раскрасить автомобили.
К началу 1950-х годов потребление стало своего рода патриотическим долгом. Поп-культура и цвета автомобилей будто бы поженились и с тех пор не расставались. Достаточно взглянуть на Кена Кизи (Ken Kesey) и неформальную коммуну Merry Pranksters, которые разъезжали по Америке в 60-х годах в автобусе Further – ярком олицетворении понятия «хиппи». Это касается не только его пассажиров, но и «диких» цветов, в которые были раскрашены бока автобуса.
«Однако на цветовые предпочтения потребителей того времени влияли не только модные показы и поведение знаменитостей», - рассказывает Крис Уордло, которому довелось поработать в автомобильной промышленности у таких гигантов, как Vehix.com, J.D. Power and Associates и Autobytes.
«70-е годы ХХ века известны газовым кризисом. В то время американцы стали обращать больше внимания на экологические проблемы, что отразилось и на цвете автомобилей – появилось гораздо больше оттенков коричневого», - говорит Уордло.
Единственным исключение стал 1976 год, когда отмечалось двухсотлетие образования Соединенных Штатов Америки, - тогда наиболее популярными цветами были красный, белый и синий (по отдельности, а не в виде изображения американского флага на одной машине).
Почему же теперь все так скучно?
Вряд ли можно назвать одну явную причину, по которой в новом ХХI веке нам так полюбились оттенки серого, белого и другие нейтральные тона. Но давайте хоть мельком посмотрим на популярные современные устройства, которые играют огромную роль в нашей жизни. Например, почему бы не сделать так, чтобы ваш iPod (или позже iPhone) белого цвета полностью гармонировал с вашим автомобилем? Нравится серебристый оттенок HTC One? Купите машину под стать!
По мнению Барб Уэйлен (Barb Whalen), менеджера по разработке дизайна, цветов и материалов Ford Motor Company, своим возвращением белый отчасти обязан политике Apple.
Вы можете считать белый скучнейшим цветом в природе, но тенденцию не изменить – Apple «уже продвинул ее вперед».
Кроме того, белый – это не просто белый. Существуют дорогие оттенки белого с тройным нанесением краски и более простые, спортивные варианты.
Значит, производители используют проверенное трио белого, серебристого/серого и черного цвета почти в каждой модели лишь потому, что оно так прочно себя зарекомендовало?
«Есть целая группа потребителей, которые всегда покупали и будут покупать только эти основные цвета, будут к ним возвращаться, - говорит Уэйлен. – Но существуют и другие, которые хотят идти в ногу со временем и выбирают нечто уникальное. Такие клиенты всегда хотят получить в итоге самый ультрамодный цвет».
Однако стоит отметить, что далеко не каждый яркий и сумасшедший цвет подойдет для любой машины. По словам Уэйлен, некоторые оттенки ограничены определенной нишей.
«Существуют цвета, которые подходят лишь для определенных автомобилей, - говорит она. – Например, ярко-салатовый цвет подойдет для Mustang, но вы никогда не увидите его на F150. Это выглядело бы, по меньшей мере, комично. Но владельцу Mustang нравится этот ярко-салатовый оттенок, ведь он подходит машине, привносит в нее нечто новое и спортивное. Выбирая такую машину, клиент хочет привлекать к себе внимание окружающих: «Эй, посмотри на меня и на мою тачку!»
Поразительные названия цветов
Естественно, нас привлекли некоторые названия цветов. Откуда берутся эти уникальные определения?
Современные производители автомобилей взяли на заметку консультативные группы из прошлого и сформировали на их основе целые отделы по разработке цветовой гаммы. В задачи таких отделов входит изобретение названия цвета, которое клиент запомнит надолго, а если забудет, то точно сможет сказать, что это был не просто какой-то там «серый».
«Вы даже не представляете, как весело придумывать названия для оттенков!» - говорит Уэйлен. Сначала команда предлагает сам цвет исходя из дизайна модели и данных о текущих тенденциях от поставщиков Ford, затем этот цвет, скажем, лиловый, может вызвать в сознании специалистов какой-нибудь образ, например, Таити. И вот вам название – «Жемчужина Таити».
На вопрос, с чего они взяли, что покупателям нужен именно цвет «Жемчужина Таити», менеджер ответила, что в компании Ford не интересуются тем, что предпочитают клиенты сейчас, все цвета разрабатываются с опережением. Тренды меняются каждые несколько лет, а с ними и запросы потребителей.
«Цветовые предпочтения – понятие очень личное. Если спросить клиента, который всегда покупал черные автомобили, понравится ли ему цвет «Бронзовый пожар» или «Синяя бездна», скорее всего, он сохранит верность привычке. Только время тратить».
Вместо этого Уэйлен и ее команда сотрудничают с поставщиками, проводят рыночные исследования и изучают новые тренды в сфере цветовой гаммы автомобилей. Основные цвета – белый, серебристый/серый и черный – никуда не деваются, какие бы изменения в технологиях не происходили.
«Чаще всего изменения касаются трендовых цветов, которые могут выходить из моды каждые пару лет», - говорит Уэйлен.
Вперед, в яркое будущее!
Уэйлен согласна, финансовый кризис несколько поумерил клиентские аппетиты в отношении ярких тонов. Потребители вели себя осмотрительно и осторожно, что привело к повышению популярности стандартных, нейтральных оттенков. Но нас ждет яркое будущее.
«Мы настроены оптимистично и рассчитываем на возвращение ярких красок, - говорит Уэйлен. – Всего четыре года назад нейтральные и белые тона были самыми популярными – все парковки были забиты только такими машинами, но ситуация постепенно меняется к лучшему».
В настоящий момент на автомобильном рынке появляются новые, ранее неизвестные тренды. Например, Кристиан Уордло говорит о так называемом тренде «стелс», для которого характерны матовые оттенки и затемненные стекла: «Среди автолюбителей, особенно среди молодых мужчин-автомобилистов, матовое покрытие стало особенно популярным. Я не стал называть это символом статуса, просто это что-то совершенно другое. У таких машин меньше блеска – они выглядят более прозаично и малозаметно».
Неужели нас ждет будущее, когда краски для автомобилей будут разрабатывать под заказ, выбирая из сотни различных опций? Уордло говорит, вряд ли. Главным образом, это связано с сопутствующими расходами по нанесению покрытия на фабрике. Однако, как вариант, всегда можно нанести на вашу машину временное покрытие, как это принято делать с транспортом местных пекарен, химчисток или пельменных, и поменять его на другое, как чехол телефона.
В общем, на вкус и цвет товарищей нет. Это точно, так что если вам действительно нравится этот желтый, канареечный, солнечный оттенок, дерзайте! Но помните, что не все странные цвета являются редкими. Как говорит Уордло, именно поэтому на рынке всегда не хватает желтых машин.
«Многие компании предлагают только те цвета, которые всегда продаются в больших количествах, так как не хотят рисковать», - говорит он.
А вы принимайте решение самостоятельно. По крайней мере, если душа не лежит к черному, покупать черный автомобиль вас никто не заставит!