О судьбе GM, авто-дилеров просто и доступно
В связи с бегством GM из России в стране два вопроса: будет ли распродажа дешевых машин и кто следующий?
Основная часть автомобилей марки Opel и Chevrolet предназначены не на склад, а конкретным дилерам. И хотя условия у всех свои и кому-то даже разрешена консигнация, это не меняет главного – каждый автомобиль висит финансовым обременением на конкретном дилере.
Под выкуп автомобиля у дистрибьютора взяты кредитные деньги в банке. По ним начисляется процент. Единственный способ свести концы с концами – продать машину с выгодой. И, чем дольше времени она находится на балансе дилера, тем дороже ее надо продавать. С каждым месяцем затраты на ее хранение выше, поэтому «выход в ноль» все время дорожает и не имеет единственного значения. Обывательская надежда, что перед смертью можно всех простить и раздать товар «на бедность», опровергается многолетним рекламным трюком с «ликвидацией». Этим словом украшена половина магазинов страны, но бесплатно в них ничего не раздают.
Но дисконт все же возможен. В случае, если дилер разорен. Тогда ему не нужна прибыль. Для него играет роль лишь бухгалтерская отчетность. Что позволяет продать автомобили по закупочной цене.
Поскольку в стране почти нет банков, разбирающихся в теме, задавать вопросы никто не станет. Кстати, причина большинства банкротств как раз в крайне низкой компетенции банков. Стратегическим пониманием происходящего и умением лавировать между неприятностями обладает не больше трех-четырех банкиров в стране. Остальные беспомощны и после учиненного собственными руками банкротства еще долго задают вопросы уволенным работникам дилерских центров, пытаясь разобраться в делах и бумагах.
Есть еще один вариант с дисконтом. Продавать автомобили ниже себестоимости себе позволяют те, кто играет в долгую и остается на рынке любой ценой. В основном команда торговать себе в убыток приходит из столичного представительства. Тогда вся дилерская сеть снижает цены, расчищает склад, как это сделала Suzuki, после чего судится с ФАС. Но иногда ниже себестоимости опускаются сильные дилерские холдинги, как в свое время Мусса Моторс продавала автомобили Volvo ниже инвойса.
Но, если дилер одинок, и в его портфеле тосковал лишь GM, тогда он вне игры. Ассоциация российских автодилеров (РОАД) готовится к массовым похоронам, предрекая гибель 50% дилеров GM. В цивилизованном мире за такие проделки GM получил бы от разоренных дилеров грандиозные иски на миллиарды рублей. Но у нас в стране это невозможный сценарий. Как говорят американские юристы «Кто писал контракт, тот и выиграет суд». Об наших ноги вытирали всегда, и нет оснований надеяться, что станет иначе.
Но GM все же озвучил возможные скидки на последние в стране автомобили Opel и Chevrolet и пообещал 10 лет поддержки запчастями. У концерна может хватить воли на снижение цен, чтоб облегчить умирающим дилерам маневрирование.
А вот гарантия и 10 лет обслуживания взяты из книжки про чужую жизнь. Дилер и прежде неохотно исполнял обязательства, а на краю могилы ему и подавно нет интереса чинить машину клиента бесплатно, обрекая себя на мучительное согласование затрат.
GM показал, что в России надеяться не на что. Перспектив нет. Можно уходить. И своим бегством Opel и Chevrolet навредили только самим себе, подарив долю в 7% всему рынку. Исход двух очень востребованных марок поможет самочувствию конкурентов. Но в игре останутся не все. Даже трусливое бегство требует смелости. Теперь смелость не нужна, и каждый может бежать из России без оглядки.
Начавший раньше всех SsangYong оставался вне поля зрения ровно до того момента, когда дверью хлопнул грандиозный GM. Исчезновение Alfa-Romeo, FIAT, Chrysler, Dodge никто даже не вспомнил. Но теперь очередность роли не играет. Важен факт – сдался сильнейший игрок. Его ресурсов хватило бы пережить любой кризис. Но GM не посчитал нужным. Чем напугал одних и воодушевил других.