Автомобили — вон от дома! История одного двора в Каменной Горке (38 фото)
И где! В самом сердце густонаселенной Каменной Горки. Причем сделал это публично, наперекор бюрократам и агрессивному меньшинству.
Когда заходишь во двор дома №9 по ул. Кунцевщина, сразу возникает вопрос: «А где всё?» Можно спокойно идти по тротуару, ничто не преграждает путь, не закрывает вид на детскую площадку. Автомобилей практически нет! Это настолько разительный контраст по сравнению с обычной ситуацией возле минских многоэтажек, что первое время ожидаешь — вот сейчас где-то откроют шлагбаум и они хлынут, занимая всю площадку.
Но никто не едет. А ситуация такая здесь всегда, потому что приткнуться просто некуда — вокруг столбики, полусферы, цветочницы. Станешь — так сразу перекроешь один-единственный проезд. Но на это не решаются даже самые наглые нарушители, потому что знают — попадут в объектив камеры. А уж дотошный председатель кооператива, у которого собран целый архив нарушений с фототаблицей, не будет ждать — сразу напишет заявление в ГАИ.
— Вытеснение автомобилей из двора шло планомерно, — говорит председатель ЖСПК №771 Александр Иванов. — Сначала была словесная борьба. Ходил, убеждал, предупреждал. Потом уговоры сменились протоколами: о каждом нарушении я сообщал в ГАИ. Но это мало помогало. Не всех водителей удавалось установить, иногда истекал срок привлечения к ответственности и так далее.
Нам достаточно было поговорить с принципиальным председателем несколько минут, чтобы понять: это человек по-военному обстоятельный и вникающий в малейшие нюансы. Он знает, как должна быть устроена вентиляция, какой грунт необходим для газона, сколько интернет-провайдер должен платить за аренду места для кабеля.
В подъездах дома стоят горшки с комнатными растениями, лавочки-скамейки аккуратно покрашены, возле лифтов висят свежие объявления — обо всех новостях Иванов сообщает жильцам. Настоящий хозяин двора!
А три года назад здесь было все как обычно: машины на тротуарах, газонах, пешеходных дорожках. Одна из жительниц дома вспоминает: «Бывало, не могла выйти из собственного подъезда! Приходилось складывать коляску, брать ребенка на руки, чтобы протиснуться между кустами и припаркованным автомобилем. Когда помогали соседи, когда справлялась сама».
— Вот посмотрите — мусоровоз раньше становился на расстоянии в спичечный коробок от легковушек. Иначе выгрузить контейнер было нельзя, — листает на планшете фотографии Иванов. — А на этом снимке через припаркованную машину перебрасывали мусор. К тому же автомобили перекрывали пешеходные дорожки, колесами «взрывали» грунт, под тяжестью внедорожников ломалась тротуарная плитка, бордюры.
Складывается ощущение, что весь город такая ситуация устраивает, раз никто не жалуется. Большинство уже по привычке занимает пассивную позицию: мне мешает, но я «закладывать» соседа не буду. А агрессивное меньшинство, напротив, отстаивает «свое» место возле подъезда довольно настойчиво. На самом деле это взрывоопасная ситуация. В конце концов у кого-то терпение лопается, и тогда появляются сообщения о «бомбардировке» неправильно стоящих машин банками с зеленкой, краской и так далее.
— Постепенно я пришел к выводу, что остановить автомобили может только физический барьер, — продолжает наш собеседник. — Первым делом восстановил столбики, которые были по проекту: купил трубы, разрезал, загрунтовал, покрасил и обозначил с помощью световозвращающих наклеек.
Конечно, все получилось не сразу. Автомобили, которые, как пыль, забивают собой любое свободное пространство, появились между столбиков — передними колесами стояли аккурат на тротуарах. Тогда автовладельцы еще думали, что «вредный» председатель на этом успокоится. Напрасно! Столбики несколько раз пришлось переставлять, чтобы исключить лазейки.
— После установки столбиков написали жалобу. Но ведь я подошел к вопросу не с бухты-барахты. Каждое решение провожу через правление, составление протоколов. В ответ предъявил 14 документов! — Иванов решил играть по правилам бюрократов. — Кроме того, жильцов обо всех нововведениях предупреждаю заранее: развешиваю возле лифтов письма за подписью должностных лиц, ответы из различных инстанций и так далее. То есть действую публично.
Например, таким образом Александр предупреждал о возможных штрафах за парковку на тротуарах. Проигнорировали? Получите вызов в ГАИ! У жильцов были свои объяснения. Один водитель BMW рассказывал, что с автомобилей этой марки часто воруют зеркальные элементы, потому он и ставит машину на тротуаре. Логично!
Самое интересное, что Иванов при этом (изначально идею подсказали специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте) играл на чужом поле. Ведь территория вокруг дома принадлежит не ЖСПК, а ЖЭСу, который настроен не так уж дружелюбно в отношении инициативного председателя. Представьте, чего ему стоило изменить транспортную политику во дворе!
Следующим этапом стала установка 13 бетонных полусфер на разворотном кольце. Нужно было убрать машины, которые мешали мусоровозам. Никогда не видели, как водителям больших грузовиков приходится пятиться в тесных дворах? Предприятие по обращению с отходами Remondis вынуждено было даже закупить камеры заднего вида, но и они не всегда спасают от мелких ДТП.
Теперь во двор дома №9 по ул. Кунцевщина водители мусоровозов заезжают без проблем. На поворотах стоят полусферы, препятствующие парковке легковушек. Контейнеры не заставлены автомобилями. Удивленное руководство Remondis в адрес председателя направило письмо: все бы так! Впоследствии пришли благодарности из городской станции скорой медицинской помощи, МЧС и других организаций.
— Но 13 полусфер было все равно недостаточно, — рассказывает Александр. — Я понимал, что двор по-прежнему заполнен машинами, поэтому решил продолжать реализацию выбранной стратегии. Сначала провел опрос, спрашивал, будем ли устанавливать полусферы дальше? 70% жильцов высказались за. Кто-то воздержался, кто-то не ответил, кто-то был против, что естественно.
К этому времени у председателя уже появились свои сторонники. В их число вошла многодетная мать, ранее ставившая автомобиль на площадке для выбивания ковров. Она объявила: «У меня трое детей, один из которых болен. Могла бы выбить персональное место для стоянки, но я так делать не буду. Раз все ходят с гостевой парковки, то и нам с мужем будет не лень». Другой жилец после штрафа также не обиделся: «Я понимал, что, наверное, паркуюсь не совсем правильно. Штраф поставил точку в сомнениях».
Так появились еще 30 полусфер. Но как быть, если подъехать к дому очень надо — например, чтобы занести в квартиру тяжелые сумки? Александр Иванов придумал такой вариант: разметил четыре временных места, где можно было бы оставить автомобиль на 5—10 минут.
На асфальте надписи — «Для разгрузки» и «Работает эвакуатор». Они не несут юридической силы. Это как предложение, посыл уважать соседей. Но чиновники прислали грозный ответ: убрать — мол, угрожает безопасности дорожного движения. Странно, а мы думали, что забитый автомобилями двор, по которому бегают дети, это опасность. В таких случаях бы бить тревогу! Ан нет, оказывается, безобидная надпись гораздо хуже… Бюрократы даже не поскупились на краску из принтера и бумагу.
Пока же надписи остаются на проезжей части. Справедливости ради надо сказать, что схема работает наполовину. Принявшие правила так и поступают. А некоторые упрямо ставят машины на ночь. Их право?
Александр все время подчеркивает, что его дворовая реформа обошлась очень дешево — всего в 6,5 миллиона рублей. Что могли — делали своими силами (в прошлом председатель работал художником-реставратором), а когда надо было провести закупку — тщательно выбирали исполнителей, напрямую выходили на изготовителей. Это по поводу слов чиновников, которые привыкли все делать обстоятельно, с проектами, освоением бюджета и в итоге за о-о-очень кругленькие суммы.
Председатель ЖСПК добавляет, что его действия ни в коем случае нельзя расценивать как войну с автомобилистами, это поиск разумного компромисса: «Приоритетом должно быть не штампованное железо, а дети, их родители, пожилые люди. Именно ребятишки и старики часто становились жертвами дворовых ДТП. Поймите, когда стоит автомобиль, полностью скрывающий ребенка, это очень опасно! Неужели кто-то будет возражать? Мы освобождали территорию для людей, делая ее комфортной для передвижения и времяпровождения во дворе».
Раньше на газоне разворотного кольца стояли кроссоверы, а теперь растут туи и кусты спиреи. «Летом, когда была жара, дети с удовольствием помогали мне поливать клумбы. Мы протянули 50-метровый шланг. Это было весело», — улыбается наш собеседник.
Освободив двор от автомобилей и отодвинув опасность от своих жильцов, председатель хочет сделать его просто красивым — засадить вечнозелеными деревьями и кустами, установить скульптуру, фонтанчик, построить навес, под которым дети могли бы укрываться в непогоду: «Моя мечта — поставить мольберты, чтобы ребятишки могли рисовать».
Всего 15 автомобилей, которые стояли в разных «позах», мешали развиваться двору. Теперь они запаркованы на гостевой стоянке. Но соседний дом негодует. Довелось услышать эмоциональный, но весьма показательный монолог одной из жительниц: «Да ему просто нечем заняться! Он фотографирует всех, кто стоит с нарушениями. Всех достал! Говорит, что хочет как в Европе. Но мы же не Европа!»
Так называемые экопарковки — наследство предыдущего председателя Мингорисполкома
— Вот именно, что не Европа. Чтобы приблизиться к цивилизованному миру, надо хоть что-то предпринимать. Иначе мы утонем в грязи, все будет до горизонта заставлено ржавеющим железом, а людям не будет хватать жизненного пространства, — считает Александр Иванов. — Освобождая двор от автомобилей, я предлагал оставлять их на платной стоянке. Ее можно было бы построить на пустыре, расположенном рядом с нашим домом. Неоднократно с такой просьбой я обращался к чиновникам. В какой-то момент даже появился щит, информирующий о начале работ. Но после визита в наши края руководства города он куда-то исчез…
Председатель ЖСПК рассказывает, что в определенный момент появилась будка, планировалось организовать пункт по приему вторсырья. Появлением какого контингента это чревато, думается, объяснять не надо. Иванов отправил письмо, второе, третье... Сначала будку отодвинули, а потом убрали. Не сомневаемся, что настойчивый реформатор добьется своего.
В последние годы много говорят о проекте «Образцовый двор», во время реализации которого сделали бы близкую к идеальной организацию дорожного движения во внутриквартальной застройке. Но до сих пор в Минске ничего подобного реализовано не было, несмотря на ресурсы многочисленных городских организаций. А председатель обыкновенного ЖСПК с помощью своего упорства и железной логики планомерно добивается поставленной цели.
Это тем более достойно уважения, учитывая, с каким противодействием ему пришлось столкнуться — и чиновников, и автовладельцев. «Мстят ли мне? — переспрашивает Иванов. — Ну как видите, до сих пор жив. Хотя всегда доступен: если кто-то хотел бы мне начистить физиономию, то уже наверняка сделал бы это. Иногда анонимно звонят, ругаются. Я беседую. По моим подсчетам, чтобы переубедить, в среднем уходит около 15 минут».
Сам того не зная, наш герой применял европейские методы, где большинство дворов закрыты для автомобилей. Там территория для детей, игры в баскетбол, шашлыков... А машины стоят по периметру квартала, на обычном щебне. В Польше, Швеции, Германии все стремятся защитить и оградить жизненное пространство, сделать его безопасным для себя и окружающих.