Пожарные машины на Чернобыльской АЭС (20 фото + 1 видео)
После взрыва на пульт пожарной охраны города Припять поступил звонок, который поистине стал самым страшным за всю историю. Кто-то говорил, что ни слова про взрыв? Вслушайтесь и вчитайтесь просто.
Да, первыми на борьбу с полыхающем ядерным пламенем ринулся персонал станции, стали подавать воду в несуществующий реактор… И вот через некоторое время прибыла первая группа пожарных, которая вошла в историю, как герои. Виктор Кибенок, Владимир Правик, Николай Титенок, Василий Игнатенко (рассказ его супруги про нее саму и его мужа героя), Николай Ващук, Владимир Тищура. Первые шесть человек из пожарной команды, кто попал в это жерло Ада. А вот те автомобили, на которых они прибыли — автоцистерна АЦ-40 на базе УРАЛа 375, автолестницы на базе ЗиЛ 131 и еще автоцистерна на базе ЗиЛ 130.
Вот она, боевая машина Кибенка!
После нахождения ее и попытки сделать памятник.
После отбытия тех шестерых героев в медсанчасть-126, а затем в 6 клиническую больницу в Москву, эти машины еще некоторое время использовались, ввиду их приближенности к реактору. После ее нахождения, точнее определения по документам, ее из опасной зоны вытащили. Хотели сделать памятник. В виду высокой загрязненности радиацией, эти автомобили были захоронены в могильники (залиты бетоном). А вот в стене реактора или Буряковке — никто не знает, версии разные. Помятость автолестницы легко объясняется тем, что тогда спешили укротить пожар, которых бушевал довольно долгое время, поэтому в спешке и смяли 131 ЗиЛ. Одна крыша горела сколько. Сам же реактор тушить водой было нельзя ни в коем случае. Эти автомобили, как и команда их — Герои. Благодаря им сейчас реактор все укротили, но это смертник, который дышит. И дышит радиацией.
Три легенды Зоны в одном фото. С них началась ликвидация:
Казалось бы, а что вообще там делали эти машины? Все предельно просто — помимо тушения пожаров эти краснобокие грузовые автомобили занимались и дезактивацией города, пылеподавления при захоранивании Рыжего Леса.
Дезактивация города. Помимо АРСов (авторазливочной станции), в мойке отселенных городов занимались и пожарные машины. Из раструба на крыше струей дезактивирующей жидкости занимались мойкой внешних стен и окон города, дабы сбить уровень радиации. С увеличением этажа, мощность струи приходилось увеличивать, не доставало или не совсем эффективно, ведь штука такая, везде залезет. Порой прокатывало, а бывали и казусы — если для верхних этажей струя нормальная, то внизу ею можно было вышибать стекла, настолько мощная она была. Одной такой емкостью мыли целый дом.
Вот пример про верхние этажи.
Перекачка воды в цистерну из АРСа или развертывание рукава для мойки дома. Помимо таких автоцистерн использовали и автолестницы пожарные, чтобы в люльке можно было омыть верхние этажи. Забирался человек, его поднимали, и он из брандспойта поливал стены, стекла и рамы.
Эффективность в данных действиях была, только не на долго. В тот же день, через некоторое время все равно пыль из двора, от самого реактора мелкие частицы прилетали. Могли успеть заметить и голую землю. Отвечу сразу — верхний слой, зараженный, снимали и захоранивали. Естественно, что при этом ликвидаторы получали дозы облучения, причем довольно хорошие.
Цветное изображение. Честно сказать, жутковато — химкостюм, респиратор, и пустота…
И все же пожары на территории Зоны случались. Из-за сухой и жаркой погоды вблизи промплощадки (а облака разгоняли, как на олимпиаде-80, чтобы вода в реактор не попадала) горел лес и трава. Оперативно выезжали и тушили.
Основная проблема у них была в том, что во время пожара уровень радиации возрастал, можно сказать, подогревали те "горячие частицы". Находясь в воздухе, их вдыхали и они изнутри уничтожали человека. Облучались на раз два. Поэтому большая часть пожарных уже давно скончалась из-за это лучевой болезни.
А вот на промплощадке производится дезактивация раствором всего и вся. Далее такие вот конструкции будут захоронены, все же близость реактора делало свое черное дело.
Когда захоранивали села, подвергшиеся чрезмерному загрязнению, пыль также старались подавить, использую такие АЦ-шки. Перед началом тарана дома тяжелой техникой, начинался полив водой дома и территории. Пыли действительно было мало. Но все равно, облучение работников 30-км Зоны происходило.
Захоронение Рыжего Леса. Опять, чтобы сбить пыль от голой земли и деревьев, распыляли воду или дезраствор. Как раз таки во время рубки Леса и подвергалось мощному воздействию радиации как машины, так и люди.
Иногда деревья омывали заранее, чтобы смыть и со стволов частицы и прочее.
После тяжелого трудового дня машины обязательно проверяли, как и любую другую, на уровень загрязнения. В худшем случае — могильник или отстойник, в лучшем — на мойку и чистку. Самые загрязненные машины этой категории захоранивали на Буряковке, заливая бетоном или же в стене Саркофага. Смотря, где ближе машина.
Считается, что находящийся в этом мини-музее УРАЛ принадлежит Виктору Кибенку. Это не так. Машину захоронили в виду ее наижесточайшего заражения — машина была у стен реактора. Перед УРАЛом БТС-4.
Отслужив свою службу и выполнив иной свой долг, машины были отправлены или на Буряковку или на Рассоху. Но ни оттуда, ни отсюда, пути назад уже не было. И эти герои просто доживали свой век, подвергаясь разрушению от природы и рук мародеров, которые не гнушались ничем. Эти автомобили герои сделали самую большую работу. Кроме них это сделали и другие машины, но их лепта была также весомой во весь вклад. А теперь они такие.
Это Буряковка. Технику оттуда не переплавили.
А это Рассоха. Этих краснобоких героев уже нет.
Фильма *Мотыльки* в целом просто потрясающий и передал все до мельчайших подробностей. Но везде свои ошибки. Я их простил, но укажу. На данном фото АЦ на базе 130 ЗиЛа (а если быть точным, то Амура), что является неверным, как было сказано, АЦ ЗиЛ был, но на базе 130 модели.
Кадр из фильма *Мотыльки*:
Спустя 30 лет такие же молодые краснобокие машины с белыми полосами несут свою службу в Зоне, выполняя свою прямую обязанность — тушение пожара...
Оригинал статьи на drive2.ru