Первый экземпляр Shelby Cobra продан за рекордную для американского автомобиля сумму (21 фото + 2 видео)
Интерес к лоту был настолько велик, что за 10 минут до начала торгов по нему сначала начались перебои с прямой видеотрансляцией аукциона, а затем и весь сайт rmsothebys.com "лег" и был недоступен в течение нескольких часов.
Shelby Cobra CSX2000 (1962)
Перед аукционом оценочная стоимость первой Cobra публично амбициозно заявлялась, как "бесценная" — впрочем, для реальных покупателей оценщики наверняка подготовили менее маркетинговую информацию, которой делились по запросу. Торги начались с $5 000 000, но цена резерва стояла на уровне $10 000 000 ровно и достаточно долго именно эта ставка фигурировала в качестве самой высокой в процессе торгов, но затем постепенно выросла еще на четверть.
На Youtube появилось видео, как шли торги по этому лоту. Интересно для истории, а тем, кто не видел этого процесса раньше, думаю, будет интересно посмотреть именно механизм торгов:
Хоть итоговая цена и не стала самой высокой в мире (как, например, предрекали в 2013 году Petrolicious, оценивая машину свыше $25 млн.), но все же факт остается фактом — перед нами самый дорогой американский автомобиль, когда-либо проданный на аукционе или в частной сделке. Кстати, предыдущий рекорд принадлежал гоночному Ford GT40 1968 года, проданному в 2012 году за $11 млн.
Автомобиль в апреле 2009 года в экспозиции музея Кэрролла Шелби возле штаб-квартиры Shelby American в Лас-Вегасе (все экспонаты музея переехали в новый Shelby Heritage Center в 2014 году)
Историческая ценность CSX2000 в том, что без этого автомобиля или если бы проект оказался неудачным, скорее всего, не было бы ни Shelby Mustang, ни программы Ford в Ле-Мане (а, стало быть, ни оригинального GT-40, ни новых Ford GT). Более того, Боб Лутц и Кэрролл Шелби, скорее всего, никогда бы не сделали Dodge Viper, а до этого Шелби вряд ли бы поработал на Chrysler вместе с Ли Якоккой. В целом, американский автоспорт оказался бы в гораздо худшем положении, если бы не усилия Кэрролла с проектом Cobra.
Сборка CSX2000 в мастерской Mooneyes перед приездом журналистов Sports Car Graphic
Идея спорткара, сочетающего легкое европейское шасси с мощным американским двигателем была вовсе не новой. Не говоря уже про многочисленные единичные экземпляры, Бриггс Каннингэм в 1950-е строил собственные машины (когда оказалось, что он не сможет серийно собирать Healey Silverstone с V8 от Cadillac), несколько моделей производилось в Европе, а Nash-Healey и Allard-Cadillac точно можно считать прямыми идеологическими вдохновителями Шелби. В 1961 году Кэрролл узнал, что британская марка A.C. Cars и выпускаемый ими достаточно удачный родстер A.C. Ace с кузовом в стиле Ferrari остаются без двигателя производства Bristol (рядная "шестерка", чья конструкция восходила к 1919 году и который, наконец, снимали с производства); а параллельно — что Ford разрабатывает компактный и легкий V8 объемом 3,6 литра. Шелби позаимствовал на время экземпляр Ace, с помощью инженера Ford Шелби установил туда V8 и убедился, что принципиально конструкция возможна. Тогда он сообщил Чарльзу Хэрлоку из A.C. Cars, что нашел подходящий мотор.
Табличка с номером кузова CSX2000 — позже Shelby начнут использовать гораздо более впечатляющие пластины для нанесения номеров
Первое шасси A.C. Ace прибыло в США в феврале 1962 года и Кэрролл Шелби лично забирал его в аэропорту Лос-Анджелеса. Доставив машину в находившуюся неподалеку мастерскую Mooneyes хотроддера Дина Муна, они буквально за несколько часов установили в него фордовский V8, к тому моменту ставший 4,3-литровым (260 куб. дюймов) в паре с механической КПП от Ford.
Как вспоминал Мун: “Мы напились и катались на машине по импровизированному треку между нефтяными вышками. Когда оказалось, что ничего не сломалось даже после таких мучений, мы поняли, что сделали хорошую машину”.
Именно эта машина и стала CSX2000 — первым автомобилем работы Кэрролла Шелби и первым автомобилем, которому присвоили серийный номер с аббревиатурой CSX “Carroll Shelby eXperimental”.
Иллюстрация в разрезе из Sports Car Graphic
Позже, Шелби получит обширное финансирование от Ford и сможет не экономить средства. Но первый прототип строился на его собственные деньги, а он не был особо богатым. Поэтому, чтобы пустить прессе пыль в глаза, Кэрролл изобрел трюк — перед каждым тестированием в журнале CSX2000 перекрашивался, чтобы и журналисты, и читатели решили, что уже идет серийное производство Cobra. Изначально машина должна была быть желтой по желанию Дина Муна, красившего в этот цвет почти все свои работы, но обозревателям Sports Car Graphic нужно было передать машину на тест-драйв раньше, чем ее успели бы покрасить. Поэтому, вооружившись 10 коробками войлочных тряпок, создатели за ночь отполировали алюминиевый кузов до блеска, прилепили таблички “Powered by Ford” на крылья и заменили эмблему A.C. на стилизованную голову кобры с надписями Shelby, AC и Cobra (серийные машины имели уже другой, гораздо более проработанный логотип).
Кэрролл Шелби и CSX2000
Журналисты абсолютно всех изданий были в восторге, тестируя на той самой трассе вокруг нефтяных вышек якобы разноцветные Cobra. С разгоном до 100 км/ч за 4,2 секунды, максимальной скоростью 244 км/ч и временем прохождения 1/4 мили 13,8 секунд, этот родстер действительно был конкурентоспособен на мировом уровне. Сначала машина была красной, потом голубой, потом все-таки желтой — и в таком виде дебютировала на Нью-Йоркском автосалоне. В этом же цвете автомобиль фигурировал на первых рекламах Shelby. Долгие пять месяцев CSX2000 оставался единственной Shelby Cobra и каждый тест-драйв нес в себе опасность аварии или поломки, которая выбила бы компанию из колеи. Но, к счастью, все проходило гладко и к середине 1962 года началось реальное производство серийных Cobra. Эти машины во многом отличались от CSX2000, как вспоминал сам Кэрролл: “мы усилили раму, поменяли ступицы, установили другой задний мост… Было всего несколько гаек и болтов, которые действительно оставались теми же, что и у A.C. Ace”. Например, только у первой машины дисковые тормоза располагаются внутри шасси.
Позднее фото Кэрролла и его первого автомобиля собственной марки
Когда нужда в CSX2000 отпала, машину переместили на хранение примерно на 10 лет, а позже на время передали инструкторам школы вождения Кэрролла Шелби. Затем, разумеется, с ростом интереса к Shelby Cobra, первый экземпляр начал появляться на многочисленных автоисторических мероприятиях, в перерывах занимая почетное место в музее Shelby. Журнал Motor Trend в 1999 году назвал конкретно эту машину “самым важным автомобилем за последние 50 лет”.
CSX2000 перед входом в музей Shelby
Сам Кэрролл оставался владельцем CSX2000 вплоть до своей смерти в 2012 году. По словам со-председателя Carroll Hall Shelby Trust Нила Каммингза, Кэрролл был очень привязан к этой машине и из всех его творений именно эта Cobra была "его автомобилем". Состояние машины нельзя назвать идеальным по конкурсным стандартам, но еще много лет назад Шэлби проинструктировал всех сотрудников компании: "если кто-то поменяет обивку сидений — с утра будет искать новую работу". Каждая царапина на CSX2000 (и каждый скол, напоминающий о многочисленных слоях краски) — это часть истории автомобилестроения, поэтому автомобиль никогда не реставрировали, а сохраняют в том виде, в котором он есть и был с 1962 года.
Экспозиция CSX2000 в Shelby Heritage Center в Лас-Вегасе — именно там этот автомобиль стоял до продажи и вчера впервые сменил хозяина (после смерти Шелби все его машины унаследовал благотворительный фонд его имени)
Автомобиль был выставлен на продажу наследниками Кэрролла — организацией Carroll Hall Shelby Trust. На сцену RM Sotheby's Monterey машину вывел внук Шелби, Аарон. Все средства от ее продажи переданы Фонду Кэрролла Шелби, который существует для выполнения трех исключительно социальных целей:
1) финансировать медицинскую помощь для тех, кто не может ее себе позволить, особенно детей (Кэрролл стал известным филантропом после пересадки сердца в 1991 году);
2) поддерживать техническое образование в Северно-Техасском Общественном Колледже;
3) развивать музей Shelby Heritage Center.
Конец торгов по этому лоту на аукционе RM Sothebys Monterey 19 августа 2016 года: финальная ставка составила $12 500 000, но с учетом 10% сбора аукциона покупатель фактически заплатил $13 750 000.
Следует отметить, что продажа CSX2000 это не решение наследников, а исполнение воли хозяина. Сам Кэрролл договаривался со своим давним знакомым Робом Майерсом (чьи инициалы и составляют RM в названии RM Sotheby's) о том, что его аукционный дом будет заниматься реализацией единственного и неповторимого автомобиля. Впрочем, Шелби также был весьма настойчив в том, что сменить владельца машина сможет только после его собственной смерти.