Удавка для водителя. ОСАГО посчитают по цене КАСКО
В частности, предлагается отменить привязку к мощности двигателя , но ввести при этом дополнительные коэффициенты, которые будут устанавливаться исходя из личностных водительских качеств, в документе это проходит под термином «профессиональная компетентность».
Один из самых дискуссионных и спорных, по мнению экспертов, моментов – это намерение Минфина отдать самим страховщикам установление этого самого коэффициента «профессиональной компетентности».
При этом в Минфине признают, что новелла с привязкой стоимости полиса к водителю проработана не полностью.Но цель нововведений определена и, по словам замминистра финансов Алексея Моисеева, это «перевернет все с ног на голову».
Впрочем, разговоры об отмене привязки стоимости полиса к техническим характеристикам автомобиля ведутся все 14 лет существования ОСАГО, неоднократно говорили, что вот-вот этот «маркер» отменят, но воз, как видим, и ныне там.
О том, что региональные коэффициенты не отражают реальной картины по аварийности на дорогах и взяты эти расчеты с потолка, не говорил только ленивый. Этот коэффициент тоже неоднократно предлагали пересмотреть или же сделать более прозрачной систему его расчета. Но все тоже ограничилось лишь разговорами.
А что говорят на этот счет страховщики?
«Минфин хочет, чтобы любой водитель, оформив полис на себя, мог сесть на руль любого автомобиля: большого или маленького, дорого или дешевого, мощного или маломощного. Сейчас это невозможно, в полисе должна быть прописана мощность автомобиля. Считается, что более мощный автомобиль может сильнее разогнаться и потенциально принести больший ущерб, - говорит в беседе с «НИ» замгендиректора компании РЕСО – Гарантия Игорь Иванов. - Это очень сильный фактор, который влияет на стоимость ОСАГО и эта новация требует пересчета всех тарифов, это огромная работа в плане пересмотра тарификации, все заново пересчитать нужно».
«И если мы не будем брать в расчет мощность двигателя, то нам нужно сбалансировать тариф так, чтобы всем хватило на выплаты и страховые компании не разорились».
А вот за предложение Минфина делегировать им возможность самостоятельно устанавливать дополнительные коэффициенты, отражающие «профессиональную компетентность» каждого водителя, страховщики ухватились.
По словам Иванова, «на результаты тестирования будут влиять не только стаж и возраст водителя или количество аварий, но и то, с какой скоростью он обычно ездит, в каком регионе живет преимущественно, как часто эксплуатирует автомобиль, то есть, какой средний годовой пробег у машины, какова сезонность эксплуатации автомобиля – круглый год он ездит или зимой предпочитает поставить машину на прикол, где преимущественно совершает поездки – только в городе или за городом, аккуратно паркуется или бросает машину, как говорится, где попало».
«Нам будет интересна и кредитная история – порядочный или нет в финансовом плане наш клиент, отдает ли он кредиты вовремя или нарушают график выплат», - перечисляет Иванов. Он говорит, что у страховщиков сейчас есть инструментарий, который позволяет определить водительский почерк и манеру езды, портрет водителя, этот набор маркеров значительно шире, чем тот, который сейчас применяется при тарификации ОСАГО.
«У нас много баз данных, которыми мы пользуемся при определении тарифа по КАСКО, много информации о клиенте накоплено, есть статистика, помогающая оформить некий пакет личностных характеристик водителя», - заявляет Иванов.
Однако желание страховщиков подстраховаться на все сто процентов может обернуться проблемами для водителей.
«По-прежнему идет игра и подмена терминов, когда выплата заменена на убыточность, - объясняет «НИ» независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Па закону об ОСАГО убыточность этого бизнеса обязана составлять 77%, еще ни разу за все 14 лет существования ОСАГО не было такого, чтобы убыточность превысила 65%, они (страховщики) сверхприбыльны».
По его словам, «ОСАГО – это косвенный налог, ОСАГО не выполнило своей изначальной функции - социальной защиты нас, автовладельцев, в случае возникновения ДТП, ОСАГО как было единственным инструментом сбора денег с автомобилистов, так и осталось»
«Сейчас, видя, как быстро рушится пирамида из страховых компаний, большинство из которых пришли на рынок, чтобы работать только по одному виду страхования – ОСАГО, Минфин ищет способы безвозмездного доступа к кошелькам наших граждан, - рассуждает Асланян. - Когда есть четко прописанные критерии, тогда очень трудно нас сразу нагнуть на любые деньги, поэтому суть новаций состоит в том, чтобы не было никаких критериев, чтобы на усмотрение страховых компаний вводились коэффициенты, на основании которых они просчитывали нашу вину в рублях».
Несмотря на то, что поправки Минфина играют на стороне страховщиков, последние в некоторой степени обескуражены той спешкой, с какой министерство финансов пытается провести законом пакет поправок по ОСАГО. Страховщики настаивают на точечных изменениях, скорее всего, тех, которые им выгодны в первую очередь.
Документ внимательно изучает Центробанк – регулятор пока не сказал своего слова.
В любом случае, все поправки должны быть отражены в законе и одобрены Госдумой РФ. Но если у народных избранников есть хоть какая-то возможность обсудить документ и высказать свое мнение на этот счет, то 40-миллионная армия автомобилистов лишена возможности повлиять на революцию в системе автогражданки. И если ОСАГО будут рассчитывать как КАСКО, то не сравняются ли они в итоге в цене?