85-я гонка "24 часа Ле-Мана" (20 фото)
Вокруг Ле-Мана
Удивительно, но есть даже люди, которые приезжают на Ле-Ман на протяжении семи лет вместе с компанией друзей, чтобы все это время сидеть у палатки и поддерживать костер. Бертран, с которым удалось случайно поговорить, за все семь лет на разу не вышел на трассу и не посмотрел ни одной минуты гонки. Пока его друзья смотрят битву на трассе Сарте, он остается в палаточном городке, чтобы подкидывать дрова в огонь и знает о происходящем только с их слов и еще по звукам, которые доносятся до лагеря.
Вообще же Ле-Ман это огромное, кишащее людьми пространство, оживающее еще в четверг, когда проходит квалификация, и внезапно пустеющее уже буквально через пару часов после гонки. Команды быстро разбирают свои боксы и гостевые зоны, все киоски и лотки моментально закрываются, зрители выстраиваются в огромные очереди на выезд, и только у победителей продолжается праздник. В 3 часа дня почетный маршал дает отмашку клетчатым флагом финиширующим экипажам, стоя прямо на трассе, а в 6 вечера в паддоке уже почти никого нет, лишь задержавшиеся журналисты, любопытствующие зрители, которые надеются попасть в ранее недоступные зоны и ухватить еще кусочек невероятного события под названием Ле-Ман, да еще победители. Со стороны их гостевых зон еще долго доносятся крики радости.
Внутри огромной кольцевой трассы (ее длина почти 16 км) можно сходить в музей, покататься на картинге, полетать на вертолете, посетить магазины (естественно, тематические), автосалоны, рестораны, прокатиться на различных адреналиновых аттракционах и, конечно, отдельно — на Колесе обозрения, с которого видно большую часть трассы, включая стартово-финишную прямую, последнюю шикану, а днем и другие отрезки дороги. Стоит это 7 евро. Любопытно, что после финиша гонки каждый желающий бесплатно может проехать практически по всей трассе за исключением небольшого отрезка: ведь в основном кольцо Сарте состоит из дорог общего пользования, которые перекрывают каждый год на время мероприятия, пуская всех в объезд и вызывая тем огромные пробки – однако, никто не ропщет: ведь это Ле-Ман, предмет национальной гордости всей Франции!
Все легендарные участки Ле-Мана находятся в свободном доступе весь год, за исключением несколько дней самой гонки: можно побывать в вираже Арнаж, в связке поворотов Индианаполис, промчать по прямой Мульсанн и увидеть те самые шиканы, которые построили в 1990 году, чтобы снизить беспредельные скорости в конце 5,5-километровой прямой.
В пятницу в центре городка Ле-Ман (откуда и пошло название гонки) проходит парад пилотов. В пять вечера на центральной площади стартуют музыканты и танцоры, а следом за ними и первые экипажи. К этому моменту все улицы в центре города перекрыты, проезжая часть огорожена, а на тротуарах за металлической оградой собирается толпа зрителей. Люди мечтают не только посмотреть на гонщиков и прикоснуться к легендам, которые очень часто сходят со своих шоу-автомобилей и идут к болельщикам, но и получить сувениры на память, которые в изобилии разбрасывают в толпу с проезжающих машин. Это могут быть конфеты, открытки с фото пилотов, пластиковые браслеты, а иногда и что-то поинтереснее – например, кепки или футболки. В этот раз еще раскидывали упаковки с колбасками – актуально: ведь многие приходят сюда за много часов до начала, чтобы занять места получше.
Все экипажи проезжают через стартовую арку, а затем уходят на закольцованную трассу и финишируют на той же площади Якобинцев, откуда и стартовали. К 8 вечера парад как правило заканчивается, ведь уже на следующий день в 3 часа дня старт суточного марафона. И это уже не шутки, тут надо быть в форме.
Прошлогодние слезы Toyota
В этом году был один из самых жестких и нервных Леманов за последнее время. Атмосфера напряжения висела в боксах и паддоке еще задолго до старта. Как всегда было несколько команд и экипажей, для которых вопрос победы стоял особенно остро.
Помните прошлогоднюю гонку, когда судьба главного приза была решена на последних минутах соревнования? Тогда на последнем круге победная Toyota №5 просто остановилась на стартово-финишной прямой напротив боксов своей команды, пропустив вперед Porsche №2. И тогда все фотографы, столпившиеся у боксов японской команды, чтобы запечатлеть исторический момент, со всех ног бросились через весь питлейн туда, где команда Porsche уже праздновала победу. Другие же остались на месте, чтобы запечатлеть слезы на глазах руководителей команды.
В этом году Toyota ехала выигрывать. Оба предыдущих этапа они лидировали, а по результатам квалификации заняли на стартовой решетке первую линию, К тому же Toyota привезла в Ле-Ман три машины против двух у Porsche, чтобы быть уверенными в победе. Ведь говорят же, что одну машину разобьют, вторая сломается, а третья доедет и победит.
Шестым автомобилем в категории LMP1 был экипаж Bykolles Racing Team.
2017 начинается в 2016
Напомним в двух словах: после изменений в техническом регламенте (унификация шасси в категории LMP2, направленная на уменьшение стоимости производства автомобилей) часть участников в этой категории покинула чемпионат – в том числе команда SMP Racing, которая выступала в гонках на российском прототипе BR01. Владелец команды Борис Ротенберг решил сделать ставку на старшую категорию, и совместно с итальянской компанией Dallara SMP Racing запустили производство автомобиля категории LMP1 BR1, который должен выйти на старты уже в 2018 году.
В прошлом же году покинула WEC и команда Audi, на этот раз обратив свое внимание на гонки Formula Е как наиболее эффективные с точки зрения маркетинга. Частные команды из этой категории закончили свое выступление, так как не могли себе позволить столь же высокие траты на гонку вооружений, что заводские концерны вроде Porsche или Toyota.
Собственно, и у Porsche произошли изменения, но другого рода. На финальной гонке прошлого года в Бахрейне о своем уходе из большого автоспорта объявил Марк Веббер, состав экипажей был пересмотрен, и в него в том числе был включен бывший пилот Audi Андре Лоттерер. В этом году в составе Porsche выступает два экипажа (№1 – Андре Лоттерер, Нил Йани и Ник Тенди; №2 – Тимо Бернхардт, Эрл Бамбер и Брендон Хартли)
Так что к началу этого сезона в самом чемпионате осталось всего 30 участников в четырех классах. Однако Ле-Ман всегда стоял особняком, выступить в этой гонке всегда было высокой честью, и участников организаторы приглашают сами, выбирая наиболее ярких или именитых пилотов.
В этом году на старт Ле-Мана вышло ровно 60 экипажей: 6 в категории LMP1 – 5 заводских и один частный, 25 — в категории LMP2 и 29 в кузовных классах LM GTE Pro и LM GTE Am.
Российские участники Ле-Мана
SMP Racing стали одной из трех команд, рискнувших выйти на старт на новых и еще довольно сырых Dallara для того, чтобы собрать как можно больше информации для следующего года. По словам Бориса Ротенберга, перед экипажем не стояло задачи финишировать победителем, так он способен трезво оценивать возможности техники, однако на Ле-Ман было приглашено три российских топовых пилота команды, выступающих в самых крупных мировых сериях: Михаил Алешин ( Indycar), Виктор Шайтар (Blancpain Endurance Series) и Сергей Сироткин – резервный пилот команды Renault F1. Благодаря их опыту и техническим знаниям команда рассчитывала получить максимум необходимой информации для дальнейшей работы над машиной. Еще один пилот программы SMP Racing Виталий Петров в этом году выступает в Чемпионате мира по эндурансу за команду Manor в категории LMP2.
Здесь же команда представила и еще двух молодых пилотов своей программы – Егора Оруджева и Матевоса Исаакяна, которые получили приглашение продолжить выступление на этой Dallara в серии ELMS. Они оба уже отлично показали себя в Мировой серии Formula V8 3.5, но 23 июля выйдут на старт первой гонки на прототипе Dallara на трассе Red Bull Ring. Третье место в экипаже пока остается вакантным.
Также в категории LMP2 уже который год едет и команда G-Drive Racing и Роман Русинов, который участвует уже в 8-м Ле-Мане в своей жизни и еще ни разу не побеждал. Роман совершенно не скрывает своего огромного желания выиграть Ле-Ман; впрочем, вряд ли есть пилот, который об этом бы не мечтал…
SMP Racing – Dallara №27
Manor с Виталием Петровым – Oreca №25
Роман Русинов и G-Drive Racing – Oreca #26
Что такое «несудьба»
Уже сразу после старта было видно, как увеличивается отрыв между категориями LMP1 и LMP2. Чисто теоретически младший класс даже и помыслить не может соревноваться с прототипами LMP1 за победу, но Ле-Ман это суточная гонка, и произойти здесь может что угодно. Бывали случаи – и не так уж редко, когда в Ле-Мане побеждали машины менее мощного класса. Такое происходило на протяжении всего времени, но последний такой случай произошел в 1998 году, когда победу в гонке одержал Porsche 911 GT1 (одним из его пилотов был знаменитый Алан Макниш), а Ferrari из старшего класса проиграла ему почти 20 кругов!
В этом году вполне мог повториться тот же случай, да и вообще все могло бы быть весьма занимательным, если бы не… Впрочем, история не знает сослагательных наклонений.
Первая серьезная и совершенно глупая авария произошла в начале второго часа гонки, и самое печальное, что в результате нее с дистанции сошел экипаж №26 Романа Русинова. Произошло это во время обгона кругового экипажа №88 на Porsche 911 и под синими флагами. Судя по повторам в трансляции вина была обоюдной: Роман пошел на обгон, увидев синий флаг, показанный сопернику, но тот не собирался пропускать прототип и изменил траекторию, в результате чего и произошло столкновение. В итоге Романа и его экипаж наказали очень жестко, наложив на него штраф в 3 минуты на питлейне во время следующей гонки на Нюрбургринге. Кроме того, Oreca #26 так и вышла больше из боксов: трещина в монококе сделала продолжение гонки невозможным.
Не всегда корректная борьба разворачивалась и между экипажами Toyota, соперничающими за лидерство, но здесь все заканчивалось благоприятно. Где-то до полуночи количество аварий и несчастливых случайностей держалось в привычных рамках, но затем как будто богиня Атропос, вольная изменить нашу судьбу в любой момент, решила пойти в загул.
Сначала экипаж Toyota #8 проводит в боксах порядка 2 часов на замене генератора и откатывается в конец пелотона, затем происходит вообще невероятное с лидирующим экипажем под номером 7. Во время режима машины безопасности пилот машины Камуи Кобаяси получает ложный сигнал на выезд, после чего, поняв ошибку, останавливается и, чтобы не быть оштрафованными, команда загоняет его обратно к боксам. Затем ему вновь приходится воспользоваться сцеплением, чтобы вернуться в гонку. Неприспособленное к таким нагрузкам сцепление гибридного автомобиля было повреждено, и уже после этого в гоночном режиме дало сбой. Кобаяси пришлось возвращаться на одной только электротяге, несколько раз он останавливался и возобновлял движение, но до боксов так и не дотянул. Надо было видеть лица команды Toyota в боксах, которые наблюдали за всей этой драмой на мониторах! Но, к счастью, у них еще оставался один автомобиль.
И снова в дело вступает Атропос, которая за что-то сильно не взлюбила японскую команду. Буквально сразу после хода предыдущей машины в аварию попадает и экипаж № 9 с Николя Ляпьером за рулем. Причем виновником становится Manor #25, управляемый Симоном Трумером, в составе которого едет и Виталий Петров. Для Manor гонка закончена, а вот у Toyota пока все не так уж страшно. Единственная проблема – поврежденное заднее колесо, до боксов на таком дотянуть вполне реально. Но не тут-то было. Части разрушающейся покрышки сначала разбивают детали обвеса, затем резина попадает в систему гидравлики КПП и разрушает ее, разливается масло, в какой-то момент машина даже вспыхивает сзади, но пламя быстро гаснет. Ляпьер настоящий боец, он изо всех сил пытается дотянуть до боксов, но вслед за Кобаяси ему это не удается.
Вместе с умершей на трассе Toyota #9 умирает и их надежда выиграть Ле-Ман.
В гостях у Porsche
Последнюю часть гонки мне удалось провести в гостях у Porsche, и это было очень сильное ощущение. В зоне их хоспиталити всегда собирается очень много народу, в том числе гостей и журналистов. Чувство единения и общей цели победить наполняет всю эту зону. Люди ходят, сидят, разговаривают, едят, пьют вино, но при этом составляют одно общее целое, помешанное на гонках и любимой команде. Каждую неудачу они воспринимают как собственную, каждую маленькую победу как общую. При этом эти люди (как и в большинстве других гостевых зон) способны болеть и сопереживать за другие команды – не только за Porsche. И это нормально.
Гонка для Porsche в этом году складывалась не слишком удачно. Экипаж под номером 2 потерял больше часа на техническом питстопе еще в первой части гонки и в принципе уже ни на что не рассчитывал. После проблем у команды Toyota в лидеры вышел экипаж прототипа под номером 1. Но незадолго до полудня на машине возникли проблемы с давлением масла, которое упало до минимума, Лотеррер пытался дотянуть до боксов на электрическом двигателе (как и две Toyota!), но запаса хода не хватило и ему. Андре Лотеррер не скрывал слез, а приехавший на Ле-Ман в качестве почетного гостя Марк Веббер пытался его приободрить.
В это время на первое место вышел прототип категории LMP2 команды Jackie Chan DC Racing №38. Представляю, как было горько в этот момент Роману Русинову, который понимал, что у него мог бы быть реальный шанс не просто выиграть Ле-Ман в своей категории – а одержать победу в абсолюте, так как ехал на самом деле в самом быстром экипаже в классе.
Теперь все ставки были на Porsche #2, и он бросился в атаку. Нагоняя по 12-13 секунд на каждом круге, они на глазах сокращали преимущество китайской команды. И за примерно за полтора часа до финиша сумели совершить обгон, вызвав бурю эмоций и слезы на глазах у всех, кто в этот момент смотрел гонку в зоне Porsche.
За 15 минут до победы всем участникам команды раздали победные майки, и эти же майки пустили в продажу в торговых точках Porsche, чтобы все желающие могли их надеть на подиум. Слепая судьба в этот момент решила оставить в покое судьбу прототипов и переключилась на кузова.
Ну а в гостевую зону Porsche после церемонии награждения принесли заслуженный трофей, который теперь, после трех побед подряд в 2015, 2016 и 2017 годах навсегда останется в команде.
Aston Martin и Corvette. Эта глава будет короткой, но не менее драматичной, чем предыдущая.
Спектакль разыгрался на самых последних минутах гонки: Aston Martin #97 уже давно наседал на лидирующий Corvette#63 команды Corvette Racing, но шевроле очень грамотно «крылся», выбирал правильные траектории и заставлял пилота Aston Martin допускать ошибки. Как выяснилось позже, у американца случился медленный прокол колеса, на котором он решил рискнуть и дотянуть до финиша, иначе бы гонка была проиграна наверняка. Но проблемы становились все ощутимее, иногда отсутствие управляемости заставляло его даже вылетать за пределы трассы, но он все еще держался. И только на последнем круге, в самой последней связке поворотов у Колеса обозрения он был вынужден уступить наседавшим сзади соперникам. Это была одна из самых красивых и горьких сцен всей гонки. Невероятное мужество и такая же невероятная неудача пилота Corvette #63 сорвали заслуженные аплодисменты.
Что касается экипажа SMP Racing #27, то он выполнил свою задачу в гонке, благополучно финишировав 16-м в своем классе. Сергей Сироткин, впервые участвовавший в соревнованиях на лемановском прототипе, отметил его легкую управляемость и отличную скорость, а также неожиданный комфорт.
Больше всего меня пугали тем, что внутри закрытого кокпита будет очень жарко, настолько, что непривычный человек его может потерять от жары сознание. Но в машине отличная вентиляция, так что все оказалось намного лучше, чем я думал. Вообще я хочу поблагодарить SMP Racing за такую возможность: принять участие в Ле-Мане. Это очень важное и почетное для меня событие».