“Осторожно, двери убираются!” - элегантнейший провал Kaiser Darrin (20 фото)
Например, двери совершенно невозможной конструкции. Крылья-чайки Mercedes-Benz 300 SL и “гильотины” Lamborghini Countach кажутся детской забавой на фоне уникального американского родстера Kaiser Darrin 161 Sports car, двери которого в буквальном смысле… уезжали в передние крылья. Куда, куда? Туда, туда!
Сим-сим открылся!
Об автомобилях марки “Кайзер” (а правильнее сказать “Кайзер-Фрейзер”) не стыдно не знать. Отведенное ей историей время оказалось удивительно скромным даже по меркам человеческой жизни. Появившись сразу после окончания Второй мировой войны, Kaiser-Frazer за несколько коротких лет прошла путь от неизвестности к популярности, но затем стремительно и бесповоротно исчезла со сцены.
Основал компанию Генри Джон Кайзер – успешный промышленник из Нью-Йорка. Вплоть до 1945 года он вообще никаким боком не касался автомобильного бизнеса. Это был настоящий Мистер Твистер из стихов Маршака — владелец фабрик, газет, пароходов. Кайзер действительно сколотил огромное состояние на дорожном строительстве, возведении промышленных объектов и постройке кораблей. Все за что бы они не брался превращалось в золото. По-крайней мере, до поры до времени…
Генри Кайзер, человек который отлично рулил в большом бизнесе
Судовая верфь Кайзера в Ванкувере. Размах, конечно, впечатляет…
Будучи весьма прозорливым бизнесменом Кайзер быстрее многих понял – после войны автомобильный рынок Америки ожидает бум продаж и сам решил взяться за выпуск автомобилей. Партнером в новом для себя деле Генри Кайзер пригласил весьма респектабельную в мире автомобильного бизнеса фигуру – Джозефа Вашингтона Фрейзера (отсюда, собственно, и название нового бренда “Кайзер-Фрейзер”), до войны исполнявшего обязанности президента фирмы Graham-Paige.
Сочетание хорошего финансирования, деловой нахрапистости Кайзера и богатого автомобильного опыта Фрейзера хватило для первоначального успеха. Только в 1947-м производство седана Kaiser Special, простенького, недорогого, но вполне добротного, превысило 90 тысяч экземпляров. Но продолжения, увы, не последовало – вслед за этим популярность автомобилей Kaiser Frazer по целому ряду причин пошла на спад.
Знакомьтесь, Henry J — cамый дешевый автомобиль США в 1953 году. Жаль, но бюджетник не смог спасти автомобильный бизнес Генри Кайзера, зато стал основой для хипстерского родстера
Не помогла и разработка бюджетного седана Henry J (несмотря на то, что этот автомобиль выпускался компанией Kaiser-Frazer, в названии модели это никак не отражено), который пользовался хорошим спросом только в год дебюта. Скорее всего, “Кайзер-Фрейзер” так бы и не оставил о себе доброй памяти, просто исчезнув из автомобильных каталогов вместе с сотнями других компаний, которые “пытались, но не смогли”. Однако, главная и, к слову, единственная по-настоящему яркая страничка в истории фирмы была еще впереди.
Так случилось, что именно на базе Henry J, главным достоинством которой считалась исключительно низкая цена, был построен уникальный родстер Kaiser Darrin или, как его официально называли в фирменной документации, Kaiser Darrin 161 Sports Car.
Говард Даррин позирует рядом со своим ярким детищем-прототипом. Обратите внимание на низкие фары, отсутствие поворотников и необычное лобовое стекло
Внешний вид автомобиля — заслуга Говарда Даррина известного американского дизайнера, который еще в довоенные годы прославился разработкой заказных кузовов. Взяв за основу шасси простецкого Henry J, Говард создал истинный шедевр. Машина представляет интерес по целому ряду причин. Во-первых, это одна из первых серийных моделей целиком изготовленных из стеклопластика (первым считается Glasspar G2, представленный в 1950-м). Весьма оригинальной представляется и конструкция мягкого верха, у которого помимо двух крайних положений — “поднято” и “убрано” — есть и промежуточное, когда крыша частично поднята и зафиксирована, но не доходит при этом до кромки лобового стекла.
Три варианта крышевания Kaiser Darrin: крыша есть, крыша есть на половину и крыши нет совсем
Ну и главная “фишка” удивительного родстера — конечно же, двери. Говард Даррин по жизни слыл человеком импульсивным, раздражительным, словом, со своими странностями. Настоящий художник, короче говоря. Среди прочего, он недолюбливал… традиционные распашные двери автомобилей. Именно поэтому Даррин разработал и запатентовал собственную систему открывания дверей, которые “уезжали” внутрь передних крыльев, чем-то напоминая раздвижные двери метро.
Прототип родстера был готов в августе 1952-го и Говард Даррин решил представить свое творение Генри Кайзеру и его супруге. Начало не обещало ничего хорошего. Говорят, что боссу автомобиль решительно не понравился, зато совершенно неожиданно Алисия Кайзер пришла в состояние неописуемого восторга.
Генри рядом со своей первой женой Бесс. Когда в 1949-м она тяжело заболела, Генри нанял для супруги сиделку по имени Алисия Честер. Вскоре после того как в марте 1951-го Бесс Кайзер не стало, мисс Честер превратилась в миссис Алисию Кайзер. Такие дела…
— Боже мой, какая прелесть! Генри, а почему твоя фирма до сих пор не выпускает спортивные машины? Я думаю они могли бы пользоваться хорошим спросом… Правда ведь, милый?!
Сложно отказать молодой и красивой жене, особенно когда тебе уже 68 лет, у тебя большой живот и лысая словно бильярдный шар голова. Мистер Кайзер, всю жизнь принимавший деловые решения руководствуясь исключительно здравым смыслом, на этот раз пошел на поводу у любимой женщины и… не прогадал. Может быть спортивный родстер не спас автомобильный бизнес Генри от надвигавшегося краха, но, по-крайней мере, обессмертил его имя.
— Хорошо, Элис, пусть будет по-твоему…
Надо сказать машина, которую Говард Даррин продемонстрировал Генри с Алисой, и серийная версия родстера появившаяся год с небольшим спустя достаточно серьезно различались. Во-первых, из соображений экономического порядка пришлось отказаться от электропривода убирающихся внутрь передних крыльев дверей, а также электростеклоподъемников. Но гораздо большее неудовольствие дизайнера вызвали два других стилистических решения.
Еще раз о различиях. Это вот прототип…
…а так машину рекламировали в прессе незадолго до выхода на рынок. Найдем как минимум три различия?
Фирменное двухсекционное лобовое стекло с элегантным изгибом правой и левой части, которое так и называли “Изгибом Даррина” заменили простым односекционным лобовиком без лишних наворотов. Кроме того, машину оснастили передними поворотниками, при этом подняв фары головного света примерно на 10 см выше в сравнении с оригиналом.
Даррин просто рвал и метал. Ему было абсолютно наплевать, что автомобиль без поворотников, про которые он при работе над прототипом просто забыл, не прошла бы сертификацию для продажи в некоторых штатах. Более того, низко посаженные фары оригинальной модели также не отвечали федеральным стандартам. По сути у дизайнеров “Кайзера”, допиливавших прототип, не оставалось выбора. Не важно — еще много лет Даррин не уставал жаловаться на этих "халтурщиков, испортивших прекрасный дизайн”.
Впрочем, печальная судьба родстера связана отнюдь не с неудачной внешностью. На самом деле,
все и журналисты, и специалисты, и покупатели находили дизайн “Кайзер-Даррина” более чем привлекательным. Другое дело, что в техническом плане родстер, который, как вы уже поняли, назвали в честь своего капризного создателя, не представлял собой ничего особо выдающегося. Слегка модифицированная рама от компактного седана Henry J, 2,6-литровая (161 куб.дюйм ) рядная бензиновая “шестерка” мощностью 90 л.с., задний привод, 3-ступенчатая МКП. Покупатель мог доплатить за отдельно включавшийся “овердрайв” или за “автомат”. К слову, в числе опций предлагались и диковинные в то время ремни безопасности.
Но главным оказалось несоответствие цены и качества. Ведь за $3655, ровно столько в 1954-м просили за базовый 90-сильный родстер от “Кайзер”, легко покупался 150-сильный Chevrolet Corvette. И еще остались бы деньги на “обмыть”. Еще вариант — добавить полторы сотни и стать обладателем Cadillac 62 c 230-сильным бензиновым V8. Какие шансы у "Даррина" были при таком раскладе? Риторический вопрос…
Инженеры “Кайзера” знали об этом недостатке родстера и работали над увеличением мощности мотора, но было уже слишком поздно. Собственно говоря, в январе 1954-го, когда красавиц “Даррин” с убирающимися дверьми появился на рынке, дела компании уже шли плохо. От слова совсем.
Всего через год Kaiser, объединивший усилия с фирмой Willys также переживавшей затяжной кризис, объявит о прекращении выпуска легковых автомобилей. Получилось, что необычный родстер от Говарда Даррина выпускался лишь на протяжении одного года. Общий тираж модели составил лишь 435 экземпляров. По-крайней мере, последнее слово Kaiser-Frazer получилось удивительно ярким и запоминающимся. Кому-то ведь и этого не удается…