Приключения бензина в России
Нефть дешевеет — бензин дорожает.
Бензин целеустремлённый.
Будь как бензин.
Шутки шутками, а происходящая вокруг бензина история и впрямь крайне интересна. Причём не только с чисто практической точки зрения — на сколько и когда он опять подорожает, но и как отражение того, что на самом деле происходит в России и российской экономике.
Раскручивать этот клубок лучше с конца — с 2018 года, в котором цены на бензин прибавили сразу 11%. Разумеется, бензин дорожал и до этого (в 2014 92й стоил 29,45 а сейчас — 42,45) однако так резко и без видимых причин — никогда.
Разумеется, правительство озаботилось ценой на бензин. Не потому, что очень сильно заботится о населении, конечно же, а потому, что, во-первых, ещё не отгремели протесты по поводу пенсионной реформы (за 9 месяцев в России прошло 2154 акции протеста, из них 46,5% — по поводу пенсионного возраста), и, во-вторых, такой резкий рост никак не соответствует официально заявленному уровню инфляции в 4% — холопы могут что-то заподозрить и возмутиться.
Что цены на бензин уже сейчас сдерживаются искусственно, видно по тому, что происходит с мелкооптовыми покупателями: скидки по топливным картам грузоперевозчиков отменяются, а оптовые цены в ряде случаев оказываются выше розничных.
К тому же, со следующего года повышается НДС на 2%, что автоматически приведёт к повышению цены как минимум на эту сумму. Кроме того, планировалось поднять акциз на бензин, но это теперь под вопросом.
В общем, правительство пошло к нефтяникам и вежливо поинтересовалось, в чём, собственно дело. Некоторые СМИ писали: «вице-премьер Дмитрий Козак пригрозил / дал указание / поставил ультиматум нефтяникам», но вы в эту чушь не верьте, пожалуйста.
Нефтяники это, в том числе, Роснефть — корпорация-монстр с Сечиным во главе. А, как мы хорошо знаем, каждый, кто пытается задеть его интересы, имеет хорошие шансы оказаться на тюремной параше рядом с Улюкаевым. Поэтому ни о каких ультиматумах и речи быть не может, а все эти громкие заявления — лишь дрянная комедия, которую ломают перед нами, чтобы скрыть то, что происходит на самом деле.
Нефтяники, разумеется, в два счёта объяснили правительству, что происходит. Во-первых, вы, господа чиновники, зажрались — в цене бензина только НДПИ, НДС и акциз составляют 55%, а вместе с остальными налогами — под 65%. Хотите дешёвый бензин — умерьте свои аппетиты и снизьте акцизы. Попробуйте тратить меньше на силовиков и не пытайтесь зачем-то сделать бюджет профицитным.
Во-вторых, вы заигрались в геополитику. В течение длительного времени курс рубля к доллару, как привязанный, следовал за котировкой барреля нефти. Поэтому стоимость барреля в рублях оставалась стабильной и плавно колебалась в интервале от 3000 до 4000. Сейчас, благодаря санкциям, рубль отвязался от нефти (то есть на самом деле просто обвалился относительно неё) и баррель стоит от 5000 до 6000 рублей. И если раньше в стоимости литра бензина нефть составляла около 8 рублей, то теперь — все 16 и прямо сейчас литр 92го должен стоить около 50 рублей.
Правительство промычало в ответ что-то невнятное, но акциз временно снизило — на 3 рубля, чего явно недостаточно, чтобы компенсировать рост себестоимости. Ещё 5 нужно было где-то взять. Просто так, из филантропических соображений, нефтяники эту дельту оплачивать из своего кармана, разумеется, не согласились.
Правительство тут же начало искать, за чей счёт это можно провернуть, если народ не желает платить больше, а нефтяники — получать меньше. Поискало и, как это ни странно, нашло.