ЛАЗ-695Б: Первый в космосе, или автобус для Гагарина (30 фото + 2 видео)
Тем ранним апрельским утром экипаж "Востока-1" в лице Юрия Гагарина и его дублёра Германа Титова, а также сопровождавших их врачей, инструкторов и технических специалистов, доставил к стартовой площадке "Байконура" неприметный бело-голубой автобус ЛАЗ-695Б. Снаружи этот ЛАЗ почти не отличался от обычных автобусов, сходивших с конвейера львовского завода по 40 единиц в день. Внешнее впечатление было обманчивым: внутри "гагаринский" ЛАЗ был оборудован специально для обслуживания космических полётов, по последнему слову тогдашней техники.
Апрель 1961 года. За спиной Гагарина на кадрах из кинохроники проглядывает тот самый ЛАЗ
1961 год. Тот самый ЛАЗ-695Б везёт космонавтов на стартовую площадку Байконура (кадр из кинохроники)
На днях, при посещении малой родины Юрия Алексеевича — города Гагарина, что на Смоленщине — у меня сбылась одна стародавняя мечта. После долгих лет в бесплодных попытках, мне наконец-то удалось познакомиться лично с одним непосредственным участником тех событий — с настоящим, и по-прежнему живым автобусом Юрия Гагарина — тем самым бело-голубым ЛАЗом модели 695Б.
Главный пассажир — первый космонавт
Первый в истории космический автобус чудом дожил до наших дней, и, хоть и ведёт непубличный образ жизни, изредка выезжает к людям. После нескольких лет моей на него охоты — машину показывают публике раз в несколько лет, да и прежде она была не в "товарном" виде — пришла пора пообщаться с героем космоса поближе.
2019 год, Гагарин, Смоленская область. Живой!
Модель 695Б — первая по-настоящему серийная версия легендарного ЛАЗ-695. Она была построена на агрегатах грузовика ЗИЛ-164: с рядной "шестёркой", 5-ступенчатой механической коробкой передач (причём у ранних машин четвёртая передача — прямая, а пятая — ускоряющая), а также на осях производства ЗИЛ. Модель следующего поколения, "Елена" ЛАЗ-695Е, получила в том же кузове V8 от новейшего тогда ЗИЛ-130, и венгерский ведущий мост Raba — и то не сразу, а в процессе дальнейшей эволюции.
В моторном отсеке — рядная бензиновая ''шестёрка'' от ЗИЛ-164
Усечённые сверху колёсные арки — самое заметное отличие ЛАЗ-695Б от следующей модели, 695Е, где они были циркульно-круглой формы. Ступица ЗИЛовского ведущего моста здесь заметно меньше, чем у венгерской оси Raba, установленной на большинство ЛАЗов модели 695Е.
Вид на ведущую ось и усечённые колёсные арки
Приборная панель заменена на аналогичную от ЛАЗ-695Е — видимо, её заменили при восстановлении во Львове в 80-е. На редких приборах остались даже хромированные ''колодцы''
Фишка ранних-ранних ЛАЗов — глухая перегородка, доходящая до перемычки лобовых стёкол. На более поздних выпусках её подняли до потолка, но укоротили, дав водителю возможность выходить из кабины в салон
Рычаг под левой рукой водителя — пневматический кран управления дверьми. У ЛАЗов следующих поколений двери открывались уже электроприводами, с кнопок и тумблеров
В 1959 году конструкторам ЛАЗа поступил самый необычный заказ в истории завода. От них потребовалось создать специальный автобус, предназначенный для обслуживания космических полётов. Понятно, что заказ был особым: весь космический проект вплоть до дня старта оставался в секрете, а всё, что было связано с космическими разработками, держалось в ежовых рукавицах КГБ.
За основу для космического лайнера взяли обычный серийный автобус ЛАЗ-695Б. Модели на тот момент исполнился всего год, а всего, с учётом предсерийной "фестивальной" серии, модель 695 выпускалась всего пару лет. Так что на тот момент львовский автобус стоял на острие прогресса, обладал весьма современной конструкцией и крайне актуальным, можно сказать — вполне себе космическим внешним видом.
Кадр из кинохроники с исходным видом интерьера ''космического'' ЛАЗ-695Б
Как инженеры ЛАЗа, так и сами суровые "заказчики" в серых костюмах понятия не имели, как должен выглядеть и чем должен быть оснащён "космический" автобус. Поэтому во многом они действовали "по наитию", опираясь на минимум технических требований. Серийную машину, взятую прямо с конвейера в 1959 году, внешне решено было оставить неизменной. Автобус лишь перепроверили на предмет качества изготовления, "перепротянули" все агрегаты, а кузов — сверх обычного обработали от коррозии.
Согласно заводскому №№ на этой табличке, автобус выпущен в середине 1959 года
Ещё одной важной доработкой, доставшейся ЛАЗу, стала комплексная защита от пыли. Пыль — один из самых страшных врагов космонавта, от которой может не защитить даже скафандр. Попавшая в глаз пылинка может наделать немало бед, а сам космонавт, будучи облачённым в скафандр, не сможет ничего с ней поделать…
Дополнительная герметизация была настолько сильна, что появилась одна заводская легенда. Якобы, когда автобус отправили транспортным самолётом на Байконур с аэродрома Стрый, при взлёте у ЛАЗа от разницы давлений вылетели стёкла!
Одна из особенностей кузова, видных снаружи — крышные люки нестандартной конструкции, обеспечивающие большую защиту салона от пыли
Салон оборудовали для десяти пассажиров: двух космонавтов, а также для врачей, инструкторов, технических специалистов и кинооператоров. Первые два кресла, расположенных по центру салона — самые большие, они предназначены для облачённых в скафандр космонавтов. Кресло — также разработка ЛАЗа, а его размеры подгоняли "по месту" к предоставленному образцу скафандра.
Поворотные кресла на переднем плане — для космонавтов. Весь салон зачехлён для сохранности
Интересно, что кресло космонавта позволяло подключаться к хитрой аппаратуре автобуса, на которой при необходимости можно было отрегулировать микроклимат внутри скафандров. Для этого на кресле имелись специальные разъёмы и кнопка "вызова" специалиста, от которых шёл кабель-канал под пол. В салоне установлен внушительный аппарат со всеми необходимыми приборами и переключателями, к которому были подключены кресла и скафандры.
Устройство для управления микроклиматом в скафандрах, и половинка заднего дивана
Устройство, на которое выводятся показания микроклимата в скафандрах, а также расположен пульт управления им
Ещё два удобных мягких кресла, расположенных за сиденьями космонавтов, неподвижны. Между ними и креслами космонавтов расположили небольшие столики. Судя по всему, эти места предназначались для врачей, которым необходимо было контролировать состояние здоровья космонавтов в течение всей поездки.
Учитывая, что этот ЛАЗ дважды обслуживал полёты также и групп из трёх космонавтов — возможно, неподвижные кресла использовались также и ими.
Поворотное и неподвижное кресло, со столиком между ними
Вид на два неподвижных кресла у столиков
Ещё два удобных кресла разместили над левой передней аркой, за перегородкой кабины водителя. Судя по старым изображениям из кинохроники, они здесь не с нова: раньше над аркой стоял столик, а вот после него — размещались эти два кресла. Впрочем, такая переделка вполне могла быть выполнена как в процессе эксплуатации, так и после её прекращения.
Два кресла за перегородкой водителя
С космическими автобусами связана одна своеобразная космическая причуда. Якобы существует старая традиция — космонавты перед стартом обязательно "отливают" на переднее правое колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку. По той же легенде, родоначальником этого ритуала стал сам Юрий Гагарин: якобы в дороге к стартовой площадке первому космонавту очень захотелось по-маленькому, и ему пришлось "пометить" правое переднее колесо автобуса. У глубоко суеверных покорителей космоса это стало своеобразной традицией — и каждый космонавт-мужчина, вплоть до наших дней, перед полётом делает то же самое.
Половина заднего дивана, оставшаяся от серийной машины, и гальюн в заднем свесе ЛАЗа
Однако, это — всего лишь легенда.
Во-первых, горшок в "космическом" ЛАЗе вполне себе имел место в салоне, а главное — устройство скафандра просто не предусматривает ширинки от слова "совсем". Скафандр специально устроен с минимумом открывающихся деталей; это сделано для большей герметичности, ведь разгерметизация скафандра несёт прямую угрозу жизни космонавта. Для воспроизведения "ритуала" космонавту пришлось бы буквально выпрыгивать из скафандра, расстегнув его от шеи по пояс — что никто ради такой глупости делать бы не стал.
Горшок в ''космическом'' ЛАЗе. Интересно, откуда он — из пассажирского самолёта, или таки железнодорожный?
Над правой задней аркой разместились два оригинальных кресла от модели 695Б: вместе с "половинкой" дивана, таких мест осталось всего 4; остальные сидячие места в салоне взяты не с серийных автобусов ЛАЗ, и изготовлены специально для этой машины.
Стандартный диванчик от модели 695
Согласно разным источникам, также этот ЛАЗ был оснащён кино- и радиоаппаратурой, телефоном и спецсвязью, системами кондиционирования и принудительной вентиляции — однако это оборудование, использовавшееся в годы работы, видимо, было утрачено в годы неопределённости для этой машины. Подробной документации вместе с машиной музею так и не досталось — бонусом перепали лишь два скафандра, которые размещены в экспозиции порознь…
На этом кадре хорошо угадывается интерьер этого самого автобуса
"Гагаринский" ЛАЗ-695Б отработал на Байконуре шесть лет. Он доставлял к стартовой площадке всех советских космонавтов вплоть до 1967 года (в списке ниже приведены имя / даты полёта)
Юрий Гагарин — 12 апреля 1961
Герман Титов — 06-07 августа 1961
Андриян Николаев — 11-15 августа 1962
Павел Попович — 12-15 августа 1962
Валерий Быковский — 14-19 июня 1963
Валентина Терешкова — 16-19 июня 1963
Владимир Комаров — 12-13 октября 1964
Константин Феоктистов — 12-13 октября 1964
Борис Егоров — 12-13 октября 1964
Павел Беляев — 18-19 марта 1965
Алексей Леонов — 18-19 марта 1965
Владимир Комаров — 23-24 апреля 1967
После трагической гибели Владимира Комарова, не вернувшегося живым из своего второго полёта в космос, суеверные космонавты попросили на всякий случай заменить автобус. Вторым "космическим" ЛАЗом стал автобус следующего поколения — ЛАЗ-695Е, имевший уже другую компоновку салона и оснащение. Первенец космических ЛАЗов, простояв некоторое время на задворках Байконура, оказался никому не нужен, и на долгие годы пропал из вида…
Этот автобус можно увидеть на кадрах кинохроники о первом космическом полёте. ЛАЗ появляется примерно на 2:50
В середине 80-х первый космический ЛАЗ нашли на задворках безвестного московского НИИ. Автобус Гагарина отправили на восстановление в родной Львов, в отколовшийся от ЛАЗа бывший конструкторский отдел и экспериментальный цех, преобразованный во Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (ВКЭИ) — именно их силами много лет назад и построили эту уникальную машину.
Когда о находке узнала мать первого космонавта, Анна Тимофеевна Гагарина, по-прежнему жившая на его малой родине — она обратилась во ВКЭИ с просьбой передать автобус мемориальному музею имени Юрия Алексеевича.
В заднем свесе можно заметить, как элегантно выведен выхлоп сквозь юбку
В 1989 году, после долгой переписки между матерью космонавта, институтом автобусостроения и рядом других инстанций, директор львовского ВКЭИ Москалёв Владимир Васильевич принял решение передать восстановленный "космический" ЛАЗ-695Б Юрия Гагарина в коллекцию мемориального музея первого космонавта, расположенный на его малой родине — в городе Гагарине Смоленской области.
Ещё одна забавная мелочь — лючок для заправки водой системы охлаждения. Более поздние ЛАЗы его утратят
Интересно, что машину попытались отправить из Львова в Гагарин своим ходом, что должно было быть обставлено как торжественное мероприятие — однако под Брянском ЛАЗ подвела техника, и автобус оттуда доставили уже на буксире. После этого о машине на долгие годы забыли: она стояла в гараже музея, но требовала дополнительного ремонта, который выполнили уже в наши дни.
Снаружи заметно матовое стекло в заднем свесе — так сделано специально
Получилось так, что "гагаринский" ЛАЗ — один из трёх живых представителей модели в природе; при этом судьба машины из Воронежа туманна, а третья машина — находится в Киеве, в частной коллекции. Поэтому неудивительно, что автобус вожделен киношниками: аналогичную машину до сих пор не подобрать. Музей же крайне опасается за машину, и допускает возможность съёмок только в пределах Гагаринского района Смоленской области, где нет совсем ничего, похожего на космодромы…
Кадр из фильма ''Гагарин. Первый в космосе'' — страшная реплика ''гагаринского'' ЛАЗа на базе ЛАЗ-695Н
Поэтому для съёмок фильма "Время Первых" (2017) подобрали московский музейный ЛАЗ-695Е (тоже единственный живой и здравствующий) красно-белого цвета, а для фильма "Гагарин. Первый в космосе" (2013) киношники соорудили страшную дичь на основе ЛАЗ-695Н — которую после съёмок разграбили и бросили в крымских Саках.
Стрёмная киношная реплика ''гагаринского'' ЛАЗа для фильма ''Гагарин. Первый в космосе'' (2013)
Мамонт заползает обратно, в сухой гараж музея
Ныне "автобус Гагарина" хранят в гараже музея, лишь раз в несколько лет демонстрируя на городских праздниках. Машина на ходу, вполне пригодна для экспонирования, но сотрудники музея побаиваются лишний раз трогать раритет — и даже на городских праздниках запускают гостей по билетам, и в бахилах (!).
С одной стороны, музей не хочет прятать машину от посторонних глаз, а с другой — уникальный автобус требует особенно аккуратного и бережного хранения. Есть мысль поставить его во дворе музея под стеклянным "колпаком", рядом с личной 21-й Волгой Юрия Алексеевича — но тогда самое интересное, его внутреннее оснащение, гостям музея будет не видать. Да и финансирования на эту затею выбить пока не удалось — так что музей пока надеется на счастливый случай, частных меценатов, и… продолжает прятать автобус в сухом гараже.
2019 год, город Гагарин. Живая история на колёсах — это он!
Традиция использования львовских автобусов на Байконуре дожила до середины нулевых. В разные годы к стартовой площадке космонавтов подвозили автобусы ЛАЗ моделей 695Е, 695М, 699П, 5255 "Карпаты" и 4207 "Лайнер-9". В 00-е, когда львовский завод ещё подавал признаки жизни, и даже выпускал новые модели — от ЛАЗов по неясным причинам отказались. В наши дни, к моему большому сожалению, к стартовой площадке Байконура космонавтов возит обычная немецкая Setra, хоть и изготовленная по особому заказу.