Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента (30 фото)
В годы социализма "Шкода" не была подразделением глобального автоконцерна VAG, а сама по себе являлась огромным машиностроительным объединением. Многое из того, что выпускалось "Шкодой" в те годы, так или иначе поставлялось в СССР.
Помимо простеньких легковушек, под маркой Škoda на разных предприятиях Чехословакии выпускали грузовики, автобусы и железнодорожную технику — тепловозы, электровозы, а позднее — трамваи и метропоезда. Троллейбусы под маркой Škoda выпускались на отдельном троллейбусном заводе "Шкода-Остров", что в городе Остров-над-Охри. Менее известно промышленное оборудование Škoda: начиная от мирной пищевой промышленности, и заканчивая нефтехимией и ядерной энергетикой. Один из заводов Škoda, к примеру, выпускал по разработанной в СССР документации полнокомплектные атомные реакторы и другое оборудование для АЭС. После распада соцлагеря концерн "Шкода" распался на несколько независимых подразделений. Одни сменили владельцев, другие закрылись, но многие производства действуют под прежней маркой и в наши дни.
Škoda 9Tr — второй по популярности троллейбус в мире. Тиражом, превышающим 7 тысяч единиц, "чешская девятка" уступает только советскому бестселлеру ЗИУ-682. Škoda 9Tr долгие годы была основной моделью троллейбуса в родной Чехословакии, но главным эксплуатантом таких машин всё-таки был СССР.
При этом их распределение по хозяйствам Советского Союза выглядит довольно необычным. В городах РСФСР "Шкоды" на троллейбусных предприятиях не использовались в принципе — там действовала практически полная монополия машин энгельсского завода имени Урицкого. А вот в национальных республиках Союза "чешские девятки" были распространены широчайше, и работали от Прибалтики до Закавказья. Больше всего таких машин попало в советскую Украину, а Киев был крупнейшим эксплуатантом троллейбусов этой серии. В украинскую столицу попала каждая шестая Škoda 9Tr — 1220 единиц из 7372 построенных.
Вторым номером в рейтинге получателей "Шкод" идёт система Крымского троллейбуса. Крымский полуостров, помимо солнца, моря, и гор, знаменит уникальной троллейбусной сетью. Троллейбусы в Крыму ходят не только по городам, но и по живописным горным трассам между ними. Система Крымтроллейбуса включает три депо — в Алуште, Симферополе и Ялте. Также в Крыму "за скобками" действуют керченская и севастопольская троллейбусные системы, которые с междугородней трассой не связаны.
Схема междугородней троллейбусной линии, висевшая в салоне нашей героини
Только новыми в Крымтроллейбусе получили 580 Škoda 9Tr (без учёта Севастополя). В дальнейшем крымчане получали и подержанные 9Tr из других городов. Эти машины трудились на полуострове до совсем недавнего времени: последние пассажирские Škoda 9Tr сошли с дистанции чуть больше года назад, а служебные машины — работают по сей день.
Но откуда такая машина взялась в Москве, если таких троллейбусов никогда не было в Советской России?
2006 год. Будущий музейный экспонат в ''трупном ряду'' в Симферопольском троллейбусном парке
Московский музей городского транспорта когда-то стал первым в стране, где энтузиасты, получив поддержку крупного госпредприятия, задались целью сохранения раритетных автобусов, троллейбусов и трамваев. А в силу того, что на других предприятиях страны даже не помышляли о подобном — растущая московская коллекция стала "ноевым ковчегом" и для машин, Москвы прежде и не видавших.
Май 2007. Буксир Крымтроллейбуса доставляет Шкоду к железнодорожной платформе
Появление крымской Шкоды в московском музее гортранспорта — затея тогдашнего его директора, Владислава Карганова; до переезда в Москву он провёл детские и отроческие годы в Крыму. Именно благодаря этому факту его биографии в коллекции музея появилась эта "Шкода", а до неё — два троллейбуса "Киев". Последние уже долгие годы хранятся в музейных запасниках в состоянии полуфабрикатов.
На корме видны самодельные консоли под фонари от следующей модели, Skoda 14Tr
Крымчане с огромным энтузиазмом восприняли идею о передаче одной из своих "Шкод" московскому музею. Они были даже готовы отдать в Москву хорошую, комплектную и ходовую 9Тр прямо с линии. Но инициатор затеи решил заморочиться покрепче, и вытащить с того света борт, непосредственно связанный со своей юностью — машину 1973 года, под номером 1459. К тому моменту борт 1459 уже два года провёл в трупном ряду, и был конкретно разбарахолен на запчасти…
Я считаю своим долгом поделиться фотографиями того, "как это было" — и какой эта машина была прежде.
Серия фотографий со дня погрузки попала ко мне через несколько рук. Как выяснилось уже после публикации, их сделал Николай Красноруцкий — крымский любитель троллейбусов, деятельно поучаствовавший в отправке Шкоды в Москву.
Погрузка
КрАЗ заталкивает Шкоду на платформу задом наперёд
Пыль и грязь в кабине выдают многолетний простой без дела
Большинство 9-х Шкод Крымтроллейбуса, да и в СССР в принципе, было поставлено в таком двухдверном исполнении — они были удобнее для "горной трассы" и пригорода в целом. Также в СССР поставлялся и более привычный нам вариант — с третьей дверью, между осями. Такие "Шкоды" преобладали в крупных городах, с интенсивными пассажиропотоками: например, в том же Киеве, Таллине или Риге. Иногда "чешские девятки" даже работали в составе троллейбусных поездов — когда две машины были сцеплены, как трамваи, и управлялись одним водителем. "Поезд" из Шкод, к слову, был разработкой не чехов, а киевских транспортников.
Защита от вандалов
На железнодорожной платформе крымскую Шкоду доставили прямо в Москву. Экспонат, "забронированный" по кругу оргалитом, снятым со списанных машин, закупили через украинскую фирму-посредника, связанную с тогдашним руководством СМТО. Поэтому её провезли на платформе через всю материковую Украину, и уже потом перемахнули через границу. Так Шкода впервые увидела Россию, а Россия — впервые увидела такую Шкоду.
На платформе поезда
Вместе с этой Шкодой, "Крымтроллейбус" был готов передать музею пару других, ценнейших "рогатых" машин. На территории к тому времени залежалось два сарая — более ранняя Škoda 8Tr, открывавшая когда-то крымскую горную трассу, а также грузовой троллейбус СВАРЗ ТГ-1, служивший техпомощью. Но идея принять эти экспонаты у москвичей энтузиазма уже не вызвала. Видимо, на "чешской девятке" хотелки к тому времени закончились.
Грузовой троллейбус СВАРЗ ТГ-1 (на переднем плане) и пассажирская Škoda 8Tr (за ним)
А вот так СВАРЗ ТГ-1 выглядел при жизни — в Москве шестидесятых
И если "восьмых" Шкод ещё есть немного на земле, то реликтовый "грузовик" СВАРЗ ТГ-1 был последним представителем вида в живой природе. Вида, прямо связанного с историей московского троллейбуса. При очередном наведении порядка на территории эти невостребованные москвичами кузова попросту победоносно распилили…
Грузовой троллейбус СВАРЗ ТГ-1 (на переднем плане) и Škoda 8Tr (за ним)
Обычно музейные экспонаты проводят долгие, очень долгие годы в состоянии полураспада в фондах, ожидая реставрации. С директорской "машиной детства" получилось несколько иначе: Шкоду пропихнули в реставрацию по-быстрому, вне общей очереди.
2009. В салоне — традиционная табличка о том, кем и где была восстановлена машина
Реставрацию машины взял на себя филиал "СМТО" ("Служба материально-технического обеспечения") Мосгортранса, что у станции Угрешская. Там не только занимаются запуском отработанной техники Мосгортранса в космос, но и некоторое время довольно качественно ремонтировали экспонаты для музея.
2009, ВВЦ. Табличка есть — а экспоната нет!
Летом 2009-го реставраторы СМТО пришли к стабильному промежуточному результату: по "Шкоде" были завершены кузовные работы и восстановлен салон. В таком виде музейную "Шкоду" в первый и последний раз привезли на традиционную выставку в день города у ВДНХ, в сентябре 2009 года.
Начальство не опаздывает, начальство задерживается. К часу дня тягач с долгожданной Шкодой прибыл на выставку
Вспоминается, что снять машину внутри так и не удалось — она была забита толпой народа, и в неё стояла длинная очередь желающих повидать диковинку! Но в память врезалось, что салон был сделан достаточно нарядно и аккуратно. Смущали лишь расцарапанные вандалами ещё в Крыму стёкла…
На выставке Шкода была натурально облеплена толпой любопытствующих — такую машину Москва видела впервые!
После выставки по машине оставалось доделать многочисленные мелочи, и главное — научить "Шкоду" ездить, вернув взад электрооборудование, но… что-то пошло не так. Получив глянцевую "игрушку из детства", инициатор проекта вскоре охладел к продолжению работ.
Под лобовым повесили украинский талон техосмотра — как намёк на то, что машина приехала издалека
Здесь важно отметить: вместе с самой Шкодой, а потом и из других командировок и отпусков в Крыму, сотрудники музея мешками привозили чехословацкое электрооборудование, необходимое для полноценного возвращения машины в мир живых — то бишь её постановки на ход. Достаточно ли было этого, чтобы Шкода поехала? Скорее нет, чем да. Но доделать эту машину, снова "научив" её ездить, у Мосгортранса имелись все возможности.
Есть мнение, что Карганова вполне устроила и недвижимая мумия — поэтому Шкода на долгие годы отправилась на хранение в отстойник, вслед за двумя полу-восстановленными "Киевами" — предыдущими его "машинами детства".
2018. Музей ''Московский транспорт'' на Рогожском валу
Долгих девять лет крымская Шкода провела в забвении, простаивая как сарай для каргановских велосипедов на задворках разных филиалов Мосгортранса. За это время охотники за цветметом успели украсть с неё алюминиевый водосток крыши, да и электрооборудование, добытое в Крыму, по-тихому разворовали. Более того, машина от хранения под не самым чистым московским небом конкретно сдала внешне — так, что ей потребовалась повторная покраска и некоторые кузовные работы. Эта музыка могла длиться вечно: в музее немало экспонатов с трудной судьбой, чьё восстановление замерло на полдороги.
Со временем у московского музея гортранспорта появился новый дом. "Мосгортрансу" передали комплекс зданий бывшего "Музея ретроавтомобилей" на Рогожском валу. Через некоторое время о крымской Шкоде, наконец, вспомнили: машину перекрасили и сделали кузовные в 6-м троллейбусном парке, и "освежённой" забрали с хранения в новый музей.
Именно экс-директор, хоть и утративший должность, смог добиться для своей подопечной размещения в музее. Более того: Карганов смог уломать руководство музея на то, чтобы затащить эту машину в экспозиционный бокс!
Из-за того, что здания музея раньше служили грузовым автокомбинатом, сделать это было непросто. Высота ворот попросту не позволяет загонять внутрь троллейбусы — именно поэтому музейные "рогатые" прежде не экспонировали под крышей. Со Шкоды, только чтобы она прошла через низкие ворота, прямо во дворе музея демонтировали токоприёмники. Уже внутри "рога" водворили на законное место, а саму "чешскую девятку" разместили в зале.
С ходовым экспонатом подобное имело бы непредсказуемые последствия; но с пустым кузовом на колёсах, без действующего электрооборудования, эта манипуляция была сравнительно безопасной.
2019. В экспозиции музея ''Московский транспорт'' на Рогожском валу. Единственное фото, где на Шкоде стоят противотуманки в бампере
Казалось бы, история приобрела некую логическую завершённость. Хоть тушкой, хоть чучелом, но крымская Шкода восстановлена и стоит в зале музея. Но счастье, бывшее так возможным, продлилось недолго. Вскоре этот троллейбус "попросили" из музея — похоже, что навсегда.
2019. Во дворе музея на Рогожском валу. Подготовка к отправке на памятник
На Лесной улице, близ Белорусского вокзала, находится расформированный 4-го троллейбусный парк имени Щепетильникова — исходно депо конного трамвая, построенное ещё в XIX веке, а позднее — старейший троллейбусный парк Москвы. После его закрытия уважаемые люди™ запустили в помещениях парка "фудмаркет Депо.Москва" — эдакий базар для миллениалов со смузи и блэк-стар-бургерами. Таких мест на некогда индустриальных объектах похорошевшей Москвы развелось видимо-невидимо. Говорят, поводом для закрытия 4-го парка в своё время послужили жалобы от местных жителей, которым жить не давали троллейбусы, стоявшие в окрестных тихих переулках.
Октябрь 2019. Фудмаркет Депо.Москва, бывший 4-й троллейбусный парк
В память о прошлом объекта, внутри самого "Депо" разместили несколько троллейбусов — причём два списанных ЗИУ-682 привезли на буксире из… Краснодара, а один белорусский троллейбус, переделанный в цветочный магазин, позаимствовали в 1-м троллейбусном парке. Но оказалось, что уважаемым людям™ этого мало. Летом в адрес музея пришло письмо с требованием передать один из экспонатов в качестве "выездного павильона" (де-факто памятника) на территорию этого самого "Депо". Уважаемым людям™ в похорошевшей Москве отказывать не принято, поэтому руководство Мосгортранса взяло под козырёк, и шустро взялось исполнять их просьбу.
По счастью, общественникам удалось отстоять от "приговора" другую ценную машину — ходовой и комплектный ЗИУ-5, который даже взялись было перекрашивать перед мумификацией. От предложения взять обычный троллейбус ЗИУ-682, или непригодный для восстановления ЗИУ-5, который и был приобретён как заготовка под памятник, "заказчики" отказались сами — те машины требовали каких-никаких вложений. А вот за крымскую Шкоду заступиться было попросту некому.
Фонарики при восстановлении установлены соответствующего, более раннего образца — а вот самодельные консоли под ''квадратики'' от 14Tr остались на месте
Такой памятник открыт всем ветрам, ни от чего не защищён, и с годами будет только ветшать от осадков и палящего солнца. При этом надеяться на что-то большее, чем освежающая покраска валиком раз в пару лет — попросту глупо. И главное: Экспонаты музея на то и попали в музей, чтобы быть неприкосновенными. Вы ещё картины из Эрмитажа на базаре повесьте!
Обитателям ''Депо'' памятник ну очень интересен — так, что все они при его виде закуривают
Понятно, что в похорошевшей Москве троллейбусу места больше нет. Понятно, что для уважаемых хозяев "Депо.Москвы" это — такая красивая блестящая безделушка, занимающая крышу здешней мусорки и украшающая пейзаж у курилки. Те же, кто побоялись сказать начальникам "нет", попросту не понимают, какой ценой достаются эти глянцевые ретро-игрушки, сколько ресурсов предприятия потрачены на их приобретение и реставрацию. Сколько человеческого труда в них вложено, в конце концов. Поэтому взять отреставрированный экспонат из музея, и установить его на уличный постамент — это безумие и полная дичь.