Диванная аналитика: зачем танку робот-водитель? (4 фото)
Эксперты утверждают, что уже через двадцать лет автомобиль привычного нам вида — с рулём и педалями — станет признаком либо сельского жителя, либо человека с весьма специфичными вкусами. Городские улицы заполнит транспорт, управляемый автопилотом, а рулить самостоятельно станет таким же экзотическим хобби как, например, шить самому себе одежду.
А что же военные? Военные, понятно, не отстают. Двадцатого ноября 2019 года сайт Breaking Defense разместил большую обзорную статью об американских и британских разработках автопилотов для наземной техники — как боевой, так и вспомогательной.
Утята на колёсах
Основной смысл современной автоматизации — не заменить человека полностью, а взять на себя рутинные повторяющиеся элементы деятельности, которые требуют в первую очередь не мастерства, а усидчивости. Военным такое вполне подходит. Пускай водитель экономит силы — они ему понадобятся в бою или иной экстремальной ситуации, а пока всё спокойно, управление на себя возьмёт робот.
Грузовики «Ошкош» PLS, оснащённые системой «ведущий-ведомый»
В случае с машинами снабжения автопилот позволит сократить количество живых водителей. Уже сейчас американцами испытывается система leader-follower, то есть «ведущий-ведомый». Она позволяет беспилотным автомобилям следовать за главной машиной, как утятам за уткой. Человек рулит первым грузовиком в колонне — вручную или дистанционно, — а остальные повторяют его манёвры, двигаясь след в след. В итоге количество водителей можно сократить в несколько раз, соответственно снизив вероятность ошибок вождения. Помнится, про вермахт в годы Второй мировой говорили, что каждый десятый солдат там — водитель грузовика. С тех далёких времён моторизация армий только возросла. А теперь представьте, что бо́льшую часть этих людей мы из-за баранки отправим выполнять другие задачи. Или, например, вовсе сократим, сэкономив на харчах, койко-местах и окладе. Сплошная выгода!
«Офицер карту достал — сейчас дорогу спрашивать будет»
В случае с гражданской техникой всё просто — она обычно действует в хорошо структурированной среде. То есть в городе, например, чётко выделены дороги, по которым можно ездить. Они ровные и безопасные (ну, в идеале). На них нанесена разметка, расставлены знаки, указатели и светофоры. Всё, что нужно, — действовать в соответствии с относительно небольшим набором простых и однозначных правил. На красный стоим, на зелёный едем, через двойную сплошную не поворачиваем, на газонах не паркуемся. И даже в такой тепличной ситуации с автопилотами случаются неприятные инциденты.
А теперь возьмём типичную ситуацию применения военной техники в боевой обстановке. Ни знаков, ни светофоров, а зачастую и дороги как таковой нет. Есть местность, к которой в лучшем случае прилагается карта. Неизвестно, насколько точно этой местности соответствующая. А иногда бывает, что и карты нет. А ещё местность может меняться прямо в реальном времени. Вот только что была грунтовая дорога, а вот в неё прилетел снаряд, оставил воронку — и теперь грузовик уже не проедет, надо прокладывать маршрут в объезд.
Вторая жизнь списанных бронетранспортёров M113 — на них испытывают систему беспилотного управления на полигоне Кемп-Грейлинг в штате Мичиган
Это соответствующим образом увеличивает требования как к сенсорам робота-водителя (ему нужно воспринимать окружающую среду куда более подробно), так и к его программной начинке (приходится принимать более комплексные решения в более сложных ситуациях). Разумеется, работы над этим идут — в вышеупомянутой статье Breaking Defense рассказывается об автопилотах, которые сами себе составляют карту, считывая ландшафт вокруг, и даже могут делиться ею как с железными коллегами, едущими следом, так и с кожаными мешками, пытающимися планировать операцию. То есть, по сути, стоит вести речь уже о роботе-разведчике, который может помочь живому командиру. Другое дело, что пока это всё очень сыро, не отлажено, не очень надёжно — и потому до сих пор не выбралось за пределы полигонов.
Фантастика сверхближнего прицела
Чего же можно ожидать в ближайшем будущем? Понятно, что в перспективе мы рано или поздно создадим компьютер, который будет рулить не то что не хуже человека, а гораздо лучше, но это будет ещё очень нескоро. А в ближайшие годы стоит, скорее всего, ожидать, что военная наземная техника начнёт роботизироваться, так сказать, с небоевой стороны. Погрузчики на складах снабжения, заправщики на аэродромах и прочие подобные машины катаются обычно по одним и тем же маршрутам — среда вокруг них не менее структурирована, чем в городе, а трафика даже меньше.
Беспилотный погрузчик на полигоне Кемп-Грейлинг
Потом, по мере совершенствования автопилотных систем, они постепенно станут внедряться и на технику, более близкую к полю боя. А до тех пор на танках и бронетранспортёрах наверняка пригодятся системы помощи водителю (driver assistance), разработанные на основе опыта автопилотов. Они не будут брать управление на себя полностью, но смогут подсказывать живому водителю верный маршрут, предупреждать об опасности и исправлять мелкие ошибки.
Примерно таким видит будущее роботов-водителей в армии наш отдел диванной аналитики. А что думаете об этом вы, уважаемые читатели?
- Энтузиаст создал из двух армейских бронетранспортёров танк-лимузин и сдает его в аренду
- Американцы снимают стресс, давя старые машины танками
- ЛиАЗ-677: Рояль в люберецких кустах
- Более 50 электрических самокатов подняли со дна реки в штате Орегон
- Военная передвижная полевая кухня КП-130, найденная в кустах